Сообщение для воспитателей: Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи на тему

Бугакова Светлана Анатольевна

Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами, необходимо знакомить их с фольклорными произведениями, начиная уже в младших группах детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для воспитателей:

«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами, необходимо знакомить их с фольклорными произведениями, начиная уже в младших группах детского сада.

Вначале дети узнают, что такое эпитеты - образные определения, встречающиеся в сказках, былинах, песнях и других фольклорных жанрах. Эпитеты необычайно оригинальны и красочны, точно характеризуют любой предмет или явление. Например, береза называется моложавой, белоствольной, гнучей, высококудреватой; вода - чистой, тихой, хрустальной, изумрудной, студеной, светлой, звонкой, вольной, вешней, золотоструйной, росовой и т.д. Вот как в прибаутке с помощью эпитетов описываются внешний вид и поведение петушка: Петушок, красный носок, сметанный лобок, чесаная бородушка, маслена головушка, расписные перышки, серебряные шпорушки. Рано утром он встает, звонки песенки поет, никому спать не дает».

Для изучения образного строя народной речи интересны и загадки. В них часто используются разнообразные сравнения, помогающие создать яркий и выразительный образ.

Стоит в роще молода,        Летом прохлаждает,

Кудрява и стройна.        Зимой согревает,

.

Как снег бела,        А настанет весна -

Как луг зелена.        Потечет слеза.

Определения и сравнения в загадке так точны, наглядны и живописны, что мы сразу узнаем березку. Из загадки мы узнаем, что березка молодая и стройная, с белым стволом и зеленой кудрявой кроной.

В песне «Уж как весна-то» любовь к «задушевному» милому другу, трагедия разлуки с ним ассоциируются с образами осенней природы и настроением, которое она вызывает.

 «Уж как весна-то да весна красная, Весна красная, да она рыболовная, Лето теплое да хлебородное, Да и осень-то, осень богатая, Осень богатая, да она ветробуйная, Ветробуйная-то осень, листопадная, Листопадная-то осень, непрокладная. У тебя-то, у осени, ночь темная, Ночка темная, долга осенняя. У тебя ли-то, темной ноченьки, Нету лунного-то светла месяца, Нету частых-то да мелких звездочек. У меня, у красной девушки, Нет ни матушки, ни батюшки. Есть один задушевный друг. Да и тот дружок далеко живет...».

Важно разобрать с детьми каждую песенную фразу и задать им вопросы: почему весна - красная, рыболовная; почему лето называется хлебородным, осень - богатой, ветробуйной, листопадной, непрокладной. Какими словами описывается осенняя ночь?

Основным материалом в обучении детей пониманию образности фольклорного языка могут стать пословицы - выражения, построенные на образных сравнениях. Воспитатель предлагает различные слова, к которым дети должны придумать образные сравнения. Например, к словам «толстый» и «тонкий» дети обычно подбирают «стертые», заштампованные сравнения (толстый, как бочка, тонкий, как иголка). Уже после нескольких занятий, на которых дети знакомились с образными словами и выражениями, в их речи появлялись новые сравнения: толстый как именитый каравай. Также можно использовать пословицы и поговорки.

Поведение - повадки

Скользкий, как груздь.        Надулся, словно сыч на ветер.

Надулся как мышь на крупу.        Прост, как свинья, а лукав, как змея.

Силен, как бык, а смирен, как корова.

Жадность

Жадность что река: чем дальше, тем шире.

Как гусь, до воды жаден.

Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.

Ум - глупость

Ошибся, что ушибся: вперед наука.        

Оделся, как пан, а глуп, как баран.

С умным разговориться, что меду напиться.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Сила - слабость

Не удержать, как ветер в поле.        

Проворный (прыткий), как блоха.

Дюжий, как медведь: с ним, что с медведем, не сладишь.

Невелик, как кулик.

Храбрость

Боится, как пуганая ворона.        Пугается, как заяц бубна.

Живет, как заяц на слуху.        Прячется, как лягушка в камышах,

Голос как в тереме, а душа как в венике.

Язык - речь Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Сладкие речи - яд, горькие - лекарство.

На словах - как на гуслях, а на деле как на бубне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Статья "Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста"

В современной образовательной ситуации, когда одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), педаг...

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Медведева Ольга Васильевна

Пояснительная запискаДошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речь...