Занятие по познавательному развитию «Путешествие по сказам П.П. Бажова»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Коростелева Татьяна Ивановна

Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края через творчество П.П. Бажова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazam_p.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим, Ашинского района, Челябинской области

Конспект НОД в старшей группе

«Путешествие по сказам П.П. Бажова»

К проекту «Наш дом – Южный Урал»

Тематический блок «Искусство родного края»

НОД №2

Подготовила: Коростелева Т. И

Первая категория

2015г.

Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края через творчество П.П. Бажова

Задачи:

образовательные:

  • Закреплять знания детей о творчестве Уральского сказочника П.П. Бажова;
  • Систематизировать знания о волшебных героях сказов;
  • Формировать представление о многообразии сказов Бажова П.П.;
  • Развивать умение отвечать на вопросы примерять раннее полученные знания при чтении художественной литературы;
  • Дать знания об уральских самоцветах и их разнообразии;

развивающие:

  • Развивать речевую активность, активизировать словарь, мелкую моторику, память, коммуникативные способности

воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному краю, художественной литературе

Словарь: сказ, малахит, лазурит, яшма гематит, гранит, аметист.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое развитие.

Оборудование: Слайды из презентаций, шкатулка с самоцветами, музыкальный ряд русские народная мелодии, сказочная героиня- Стеша, фишки доски, пластилин, салфетки, подарки в виде конфет «самоцветов»

 Предварительная работа:

  • Чтение сказов П.П. Бажова
  • Рассказывание и обыгрывание отрывков
  • Рассматривание иллюстраций, коллекций камней
  • Просмотр видео «Драгоценные камни Урала», презентаций «Дом-музей П.П. Бажова», «Бажовских сказов дивные места».
  • Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Огкевушка-поскакушка»
  • Дидактические игры: «Собери сказку по частям», «Найди отличия»

Ход НОД

Звучит русская народная музыка

В группу входит Стеша (взрослый в русском народном костюме)

Здравствуйте, дети. Я Стеша. Приехала к вам из г. Екатеринбурга. В моем городе очень много красивых и больших зданий. Но есть среди них особое. Это здание в котором жил замечательный Уральский сказочник П.П. Бажов. Сейчас этот дом, дом- музей. Здесь хранятся личные вещи писателя: книги, мебель, фото. (показ слайдов)

Когда Павлуша был маленький он очень любил слушать сказки своей бабушки, истории заводского сторожа о сказочном змее Полозе, его дочерях, о хозяйке Медной горы, о Девке- Азовке, которые охраняли горные богатства. Став взрослым, и получив образование, он работал учителем, учил детей. Затем- журналистом, много путешествовал по уральским городам. Писал сказы. День и ночь работал сказочник. И на белых листах распускались неувядаемые каменные цветы, оживали добрые и злые чудовища, голубые змейки, юркие ящерицы и веселые козлики. Создал П.П. Бажов 56 сказов. Это сказы о детях, о взрослых о их жизни. Сказочник Бажов в своих сказках или как он их называл «сказах» воспевает красоту родного края, добрых и сильных духом уральских людей.

Слово «сказ» происходит от слов «сказывать», «говорить», «рассказывать»

В его сказах всегда присутствует реальность и волшебство.

Я Стеша- добрая сказочница

Люблю смеяться, петь. Шутить

Люблю дарить подарки детям.

И всех могу я в сказку пригласить

Вы все глазки закрывайте,

«Книгу сказов» в гости ожидайте…

1,2,3, «Книга сказов к нам приди»

(звучит волшебная музыка, открывается дверь в книгу сказов)

  • Первая страница «Книги сказов»

Путешествие в картинную галерею

Игра «Узнай сказ»? (дети рассматривают картины, коротко рассказывают изображенный сюжет)

Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжет.

Люблю я очень книги.

 А вы? Хочу я знать!

Попробуйте волшебные загадки отгадать.

  • Вторя страница «Книги сказов»

«Загадки из Малахитовой шкатулки»

  • Какого цвета было копытце у олененка в сказке?
  • Кто заухал, и захохотал, и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (филин)
  • Какого цвета была змейка в сказке? (голубая)
  • Продолжите название сказа П.П. Бажова «Каменный…» (цветок)
  • Как называется материал из которого сделана шкатулка? (малахит)
  • Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (перья)
  •  Как звали кошку у Даренки? (Муренка)

(дети за правильные ответы получают фишки, у кого больше, могут взять с выставки новую книгу и почитать с родителями дома).    

  • Релаксация«Спящий котёнок».

  Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).

  • Третья страница «Книги сказов»

«Узнай героя сказа»?

  • Кто сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке

Ударит копытцем- каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка

И смотрит на них из окошка…(Даренка)

  • Мальчик- сирота в сказке «Синюшкин колодец»

   

  • Как звали деда в «Серебряном копытце»? (Кокованя)
  • Она все песенку поет: «Правильно говоришь, правильно» (Муренка)
  • Как прозвали девчонку, которая танцевала на угольках и показывала место, где нужно искать золотые самородки? (Огневушка - Поскакушка)
  • Назовите имя главной героини сказа «Малахитовая шкатулка» (Танюшка)

(По мере узнавания героя сказа   на экране появляется отгадка)

В сказах П.П. Бажова все дети и Даренка, и Илюша, и Танюша очень любили играть, давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

  • Четвертая страница «Книги сказов»

Игра «Потеряшка»

  (Потерялись вещи из сказов. Нужно им найти хозяина)

  • Пуговица- «Малахитовая шкатулка» (Подарок Танюше от малахитницы)
  • 3перышка- «Синюшкин колодец» (Память о бабке Лукерье)  
  • Узелок- «Серебряное копытце» (Дарьюшкин узелок с вещами)
  • Бусинки- Слезы Хозяйки медной горы
  • Четвертая страница «Книги сказов»

«В стране самоцветов»

Скажите, ребята, а что появлялось на том месте, где козел  

бил копытцем? (ответы детей)

На столе шкатулка, в ней самоцветы. Дети рассматривают камни через лупу. Находят отличие, сходства камней, отмечают цвет, форму, уточняют названия.

Игра «Найди по описанию»

  • Этот камень бывает синим, бирюзовым, голубым. Найти его можно высоко в горах (лазурит)
  • Минерал этот похож на травушку – муравушку. И охраняет его сама хозяйка Медной горы (Малахит)
  • Что за каменная роза зацвела в горах? (гематит)
  • Тот, кто любит этот камень,

Дружбе верен сердцем чист.

Этот камень…(аметист)

  • Красный, крепкий и могучий

Твердый, прочный не сыпучий.

Известен людям он давно

Узнаем мы его легко (гранит)

На закат похож тот камень,

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят (агат)

Ребята, а вы знаете что уральские самоцветы очень ценятся?

Пятая страница «Книги сказов»

Путешествие «В мастерской Данилы мастера»

А теперь хочу посмотреть какие вы умельцы. И приглашаю вас в мастерскую. Я хочу предложить смастерить что- то из пластилина

Но сначала узнайте из какого сказа эти строки? «Ну парень видит- делать нечего. Подошел он к ней, а она рукой маячит. Обойди-де руду- то с другой стороны. Они обошел и видит-ящерок тут не числено. Одни, например, зеленые. другие голубые…» (ответы детей) 

Правильно это сказ «Медной горы Хозяйка», Давайте займем места и вылепим таких разных ящерок.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик- дедушка

Этот пальчик-бабушка

Этот пальчик- папенька

Этот пальчик-маменька

Этот пальчик- наш малыш (Пальчики в кулачке. Постепенно их разгибать)

Звучит музыка. Дети выполняют работу.

По душе мне ваши ящерки, молодцы! Я хочу вас поблагодарить за совместное путешествие по страницам «Книги сказов». Ребята, а вы знаете как П.П. Бажов назвал свою «Книгу сказов»? (Малахитовая шкатулка)

А за то, что вы так хорошо знаете творчество П.П. Бажова я дарю вам подарок (конфеты в виде камешков самоцветов), и говорю вам до свидание.

Воспитатель: Ребята, о каком сказочнике мы с вами сегодня говорили?

Что он написал?

Какие сказы вы запомнили?

Чем они вам понравились?

Есть у вас желание еще больше узнать о П.П. Бажове?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир животных» (старшая группа)

Анализ занятия с  использованием  информационно -                     коммуникационн...

Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» (старшая группа)

Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию"Путешествие в страну Знаний" был использован на родительском собрании как метод активного слушания с целью дать возможность у...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну геометрических фигур"

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну геометрических фигур" для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказку"

Развитие познавательной активности детей, словесного творчества, воспитание самостоятельности , инициативы средствами устного народного творчества...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы (3-4 года). Основная цель занятия - закрепление знаний о диких животных, развитие мелкой моторики...

Конспект комплексного непосредственно-образовательного занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну Витаминландию"

Конспект оздоровительного занятия по теме: « Путешествие в страну  Витминландию»Задачи:1.      Закрепить представление о здоровом образе жизни (занятие физкультурой и спо...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие во времени"

Воспитанники знакомятся с историей возникновения родного города Новокузнецка. Конкретизируют и закрепляют имеющиеся представления и знания о современном городе....