НОД по развитию речи в средней группе. "Мой дом".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Эльмира Рябкова

       «Занятия с детьми»                                                                       

 

Тема: Мой дом      

Возраст: Средняя дошкольная группа (4-5 лет)

Направление: Познавательно-речевое

Основная образовательная область: «Познание»

Интегрированные образовательные     области: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы»

 

Цель: Закрепить у детей знания о понятии «дом». Расширить активный словарь детей.

 

Задачи:

-Воспитательные: Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу, стране.

-Развивающие: Развивать память, внимание, мышление, связную речь через ответы на вопросы, воображение, творческие способности.

-Образовательные: Знакомить детей с историей жилища людей, животных, с видами домов в других странах. Расширять знания детей о своей Родине, о городах, улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Умение называть свой адрес.

 

 

Планируемый результат: Сформировать у детей знания о видах домов, об истории их возникновения; закрепить умение называть свой домашний адрес.

Методы и приемы:

-Наглядный: показ, рассматривание.

-Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово, указание.

-Практические: инсценировка отрывка из сказки «Зайкина избушка», игра «Чей домик», использование музыки.

-Наглядные средства обучения: демонстрационный материал, «Какие бывают дома», дидактическая игра «Чей домик», костюмы лисы и зайца.

Время реализации: 25 мин.

-Индивидуальная работа: инсценировка сказки «Зайкина избушка», заучивание стихотворения, песни, рисование.

-Словарная работа: жилой, общественный; юрта, вигвам, шатер, иглу.

-Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок, разучивание песни «Родная песенка», отгадывание загадок, выставка рисунков на тему «Мой дом», изготовление дидактической игры «Чей домик».

 

Структура

1. Инсценировка отрывка из сказки «Зайкина избушка»

2. Игра «Чей домик»

3. Беседа «Мой  дом»

4. Для чего нужен дом.

5. Виды домов

6. Стихотворение «Дом мой»

7. Что такое адрес

8. Почему улица так называется.

9.Песня «Родная песенка»

10. Итог (рисование по теме «дом»)

 

Ход

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? Кажется, я знаю! И вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Любит грызть капустный лист,
Два пушистых длинных ушка,
Прыгать может как лягушка
Всех вокруг боится лис!

   (Зайчик)

 

Воспитатель: Правильно, это заяц. Давайте постучим и поздороваемся с ним. (Стучат) Зайчик, выходи скорее.

Из домика выходит лиса.

Лиса: Здрасьте, здрасьте! Нет здесь никакого зайца! Я здесь живу. Это мой дом!

Уходит обратно в домик.

Воспитатель: Ребята, что же случилось? Почему лиса у зайчика в домике живет? И где же сам зайчик?

Выходит заяц и плачет

Воспитатель: Здравствуй, зайчик. Почему ты плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала! Остался я без домика.

Воспитатель: Ребята, правильно поступила лиса, выгнав зайчика из его собственного домика?

Дети отвечают.

Воспитатель: Конечно. Ведь это его дом, и никто не имеет права его выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем лису.

Дети стучат в домик.

Лиса: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Воспитатель: Лисонька-лиса, выходи, пожалуйста. Мы хотим с тобой поговорить.

Лиса выходит.

Воспитатель: Ты нехорошо поступила. Нельзя выгонять зайчика из его домика..

Лиса: А как же я? Где же мне жить? Моя избушка растаяла?

Воспитатель: Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы найдем для тебя подходящий домик.

Игра «Чей домик»

Одной группе детей раздаются картинки с изображением животных, а другой группе - жилища животных, каждый находит  себе пару.

Воспитатель: Вот, лисичка, нашли мы твой домик, твою норку. Ты рада?

Лиса: Спасибо, ребята.

Воспитатель: Зайка, лиса оставайтесь с нами, ребята еще много интересного и поучительного вам расскажут.

Герои садятся.

Воспитатель: Ребята, из какой сказки пришли к нам лиса и заяц? (отвечают)

Вы знаете, где живут звери, как называются их домики. А где живут люди? (отвечают)

Воспитатель: Для чего нужны людям дома? А вы знаете, что в далекие времена люди жили в пещерах. Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы, каменные дома. Сейчас это большие многоэтажные дома. В каждой стране дома разные. Какие дома вы знаете? (отвечают)

Воспитатель: А как вы думаете, почему в городе строят многоэтажные дома? (отвечают)

Воспитатель: Как называются дома, в которых живут люди? Какие общественные дома (здания) вы знаете?

Стих:

Посмотрите: это дом-

С крышей, дверью и окном,

И с крылечком, и с трубой,

Цвет у дома - голубой.

Заходите смело в дом!

-Приглашаете? Войдем!

 

Воспитатель: У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес?

(отвечают)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Может лисичка и зайчик захотят придти к вам в гости.(называют)

Воспитатель: Вы назвали улицы, на которых вы живете. А вы знаете, почему они так называются? Например: улица Есенина ?(отвечают)

Воспитатель:

Умнички! Ребята, родной дом-это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной город Нижнекамск! Наш дом-это наша большая Родина-Россия!

 

Песня «Родная песенка»
 

Льется солнышко веселое 
Золотыми ручейками 
Над садами и над селами, 
Над полями и лугами.

Припев: 
Здесь идут грибные дождики, 
Светят радуги цветные. 
Здесь простые подорожники 
С детства — самые родные.


И опять захороводили 
Стайки ласточек над домом, 
Чтобы снова спеть о Родине 
Колокольчикам знакомым.

Воспитатель: Понравилось вам, лисичка и зайчик, на нашем занятии? А вам, ребята? Что интересного было? (отвечают)

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями, пора им уже домой возвращаться. Как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!

А мы с вами еще раз попробуем нарисовать дома лисички и зайчика.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...