Обучение рассказыванию по предметным картинкам в детском саду
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Формировать у детей умение описывать содержание картины, высказывать свое отношение к увиденному, обогащать словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел программы. Развитие речи.

Вид.  Составление описательных рассказов по предметным картинкам.

Тема: Дикие животные наших лесов.

Цель:

  • Расширение и активизации словаря детей;
  • Закрепление в речи названий диких животных наших лесов, частей тела, жилищ;;
  • Продолжать знакомить детей с речевым планом рассказа;
  • Формировать у детей навыки составления описательных рассказов;
  • Формирование у детей грамматического строя речи;
  • Закрепление употребление притяжательных прилагательных;
  • Воспитание любви и бережного отношения к местам родной природы и их обитателям.

Оборудование:

Раздаточные картинки;

Изображение следов.

Предварительная работа:

Загадывание загадок.

Чтение произведений: Чару шин Е. И. Рассказы о животных; Сказки: «Теремок»: «Лисичка со скалочкой»; «Зимовье зверей» и др.

Дидактические игры: «Чья, чье, чьи?»;  «Четвертый лишний»; «Закончи предложение»; «Назови признаки» и др.

Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о животных.

Ход занятия.

Воспитатель: дети давайте отправимся на прогулку в лес. Глаза закрываем  1-2-3. Глаза открываем в лес попадаем. (Звучит музыка природы).Нас окружают лесные жители. Догадайтесь кто?

Загадки:

  • Он живет в лесу дремучем очень маленький, колючий;
  • Кто по лесу идет ветки ломает, кусты гнет;
  • Длинноухий, маленький в белой шубке, валенках;
  • Серый зубастый сердитый и злой по лесу рыщет зайцев ищет;
  • Под соснами под елками лежит мешок с иголками;
  • Рыжая сестричка, хитрая лисичка. Кто это?

Воспитатель: Эти животные живут в лесу. Как мы их назовем?

Дети: дикие животные.

Воспитатель: О них мы сегодня и поговорим. Сегодня мы будем учиться составлять рассказы о этих животных..

Проходите за столы. У вас  на столах лежат картинки (картинки повернуты изображением вниз), вы их пока не трогайте, будьте терпеливы.

Дети проходят за столы.

Воспитатель: у меня тоже лежит картинка. Я рассмотрю картинку и расскажу небольшой рассказ. Вы внимательно слушайте, потом будете рассказывать о животных на ваших картинках.

Рассказ воспитателя. Это белка, дикое животное, не очень крупное. Шерсть у нее рыжая, пушистая. У белки есть туловище, голова, хвост лапы. На голове глаза, маленький нос, уши с кисточками. Хвост у белки длинный и пушистый, лапки маленькие. Она любит грызть шишки и орехи, сушить грибы. Дом у белки в дупле. Эта красивая белочка мне нравится.

Воспитатель: вот такой я составила рассказ.

Послушайте внимательно, как я рассказывала: (воспитатель предлагает план рассказа.)

  • Я сказала Кто это?
  • Какое это животное (дикое или домашнее)
  • Какой величины?
  • Какого цвета?
  • Назвала по порядку части тела? (описала голову, туловище, хвост, лапы)
  • Рассказала чем питается.
  • Где дом.
  • И в конце сказала о своем отношении к животному.

Воспитатель обращается к детям: кто хочет рассказать, как Вы будите рассказывать о животном.

1-2 ребенка повторяют план рассказа. Если ребенок затрудняется, воспитатель ему помогает. – С чего ты начнёшь свой рассказ, о чем расскажешь потом, чем закончишь?

Воспитатель:- Переверните все свои картинки и посмотрите о ком вы расскажите.

Пауза для рассматривания детьми картинок.

Воспитатель: дети, переверните картинки на край стола.

Послушаем… вызывает ребенка хорошо умеющего составлять рассказ.

Ребенок выходит, картинку держит лицом к себе, не показывая другим детям, рассказывает  о животном глядя на свою картинку.

Воспитатель дает оценку детского рассказа: последовательность изложения, выразительность, интересное рассказывание.

Воспитатель: ребята посмотрите у кого такая же картинка (вызывает более слабого ребенка повторить рассказ)

Динамическая пауза.

Дети выходят на ковер, встают по два и делают массажные движения на спине друг – другу произнося текст:

Идет по спинке холодок (кончиками пальцев рук похлопывать по спине ребенка)

Ок- ок- ок

Дует легкий ветерок  (поглаживание кистями рук по спине)

Ок- ок- ок

Тебе я сделаю массаж (похлопывание ладонью по спине ребенка)

Аш- аш- аш

Тебя согрею друг ты наш (ребром ладони поглаживание)

Аш- аш- аш

Два ребенка меняются местами.

Воспитатель: дети, садитесь на места, послушаем еще рассказы.3 ребенка составляют рассказы.

Воспитатель оценивает детские рассказы:

Последовательность рассказа

Интересное изложение

Выразительность

Творчество и самостоятельность.

Вторая часть занятия.

Дети выходят на ковер. Давайте вспомним, у кого была какая картинка?

Воспитатель:- Дима спроси у Вани, кто был изображен на его картинке?

-Ребенок:- на моей картинке была изображена лиса.

Воспитатель:  Ваня спроси у Миши, о ком он рассказывал?

- Ребенок:- я рассказывал  о еже.

Воспитатель: Света спроси, какая картинка была у Насти?

-Ребенок:- на моей картинке была изображена белка.

Воспитатель: У нас на ковре много разных следов, мы о них сейчас расскажем. Поиграем в игру «Расскажите одним предложением, чьи это следы и куда они ведут»

- Здесь прыгала белка, я скажу – Беличьи следы ведут к беличьему дуплу.

- Лисичка крадется, куда ведут ее следы?- Лисьи следы ведут к лисьей норе.

-Топал медведь, куда ведут его следы? – Медвежьи следы ведут к медвежьей берлоге.

-Бежал волк, куда ведут его следы? – Волчьи следы ведут к волчьему логову.

-Скакал заяц куда ведут его следы?- Заячьи следы ведут к заячьей норе.

- Проходил ежик, куда ведут его следы? Ежиные следы ведут к ежиной норе.

Воспитатель: сегодня на занятии мы научились составлять рассказы о животных по картинкам, поиграли в игру «Чьи следы». Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Обучение рассказыванию ,работа с картинкой-матрицей и раздаточными карточками

Обучение детей рассказыванию по картине ,умение составлять описательный рассказ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему "Обучение рассказыванию по сюжетной картинке"

конспект с использованием технологии КирилловаЮ.А., лебедева М.Е. "Интегрированные физкультурно - речевые занятия для дошкольников"...

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ...

Конспект ООД. О.О. Речевое развитие. Тема: Обучение рассказыванию по серии картинок «Удачная рыбалка».

О.О Речевое развитиеТема: Обучение рассказыванию по серии картинок «Удачная рыбалка».Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности детейЗадачи: Связная речь: ...

Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»

Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;- формир...

Конспект открытого ООД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности на тему: Обучение рассказыванию по серии картинок И.Н.Ржевцевой «Спасенный попугай»

Образовательные задачи: активизация и актуализация словаря по теме, формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка  составления рассказа по серии ...