Консультация для логопедов и воспитателей коррекционных детских садов на тему: "Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений".
консультация по развитию речи на тему

Боркивец Наталья Андреевна

Данный материал раскрывает решение некоторых коррекционных задач через использование художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_det._hud._literatury.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений.

«… детская речь на всех этапах
своего развития питается
неисчерпаемой жизненной силой
народного – родного – языка»
К.Чуковский

Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную.

     Наша коррекционно-образовательная работа осуществляется с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи .  Недоразвитие речевых умений и навыков ребенка с ОНР в совокупности с особенностями развития его психических процессов ограничивают его речевые контакты со взрослыми и сверстниками, препятствуя осуществлению полноценного общения.

Основным принципом организации ранней логопедической работы по преодолению и профилактике речевых нарушений  является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого сенсомоторного развития.

Особое место в системе работы занимает художественная литература, мы  знакомим дошкольников с произведениями устного творчества.

При использовании художественных произведений мы решаем  следующие

 задачи  коррекции речевых нарушений:

– создание благоприятной среды для речевой активности и творчества ребенка с акцентом на коммуникативную направленность каждого его слова и высказывания;

– коррекция и развитие звуковой и просодической стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

– коррекция и развитие лексико-грамматических средств языка путем формирования и расширения семантического поля слов (видовые и родовые понятия, антонимические и синонимические ряды, многозначные слова, однокоренные слова и т. д.);

– воспитание навыков словоизменения и словообразования, включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфо-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;

– усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;

– развитие диалогической и монологической речи;

– повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;

– коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;

– создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения ;

– приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;

– осуществление сотрудничества учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

Как же решаются некоторые задачи при использовании литературы?

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. 
Народ – непревзойденный учитель речи детей.
Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху».

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации (лексической теме).
Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, норма отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.
Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи, должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре в непринужденной обстановке, в привычной им среде. Фольклор поможет развить фонематический слух. (Книги: «Уроки логопеда» Жукова, «Домашний логопед» Косинова, «Занимательное азбуковедение» Волина).
Заклички и приговорки рождены языческой верой во всемогущие силы природы.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний.  
Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.
Ах ты, радуга-дуга, 
Ты высока и туга! 
Дай нам солнышка-
Колоколнышка.
Солнышко, покажись, 
Красное, нарядись! 
Чтобы год от года 
Давала нам погода

Приговорка своим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует свое определение, ласковое слово. Обратите внимание на звуковое подобие слов: «репка» — «крепка», «капуста» — «виласта» — «пудаста», объединяющее предмет с его необходимыми и желанными признаками. Так ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота.

Матушка репка, 
Уродись крепка, 
Ни густа, ни редка, 
До великого хвоста.

Земелюшка добра, 
Вырасти гриба — 
Гриба грибового, 
В бору борового.
Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, объем, цвет и даже вкус.  Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Из-за леса, из-за гор 
Едет дедушка Егор. 
Сам на лошадке, 
Жена на коровке, 
Дети на телятках, 
Внуки на козлятках.

Огуречик, огуречик, 
Не ходи на тот конечик — 
Там мышка живет, 
Тебе хвостик отгрызет.
Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу — перевертышу.
Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
Ехала деревня мимо мужика, 
Вдруг из-под собаки лают ворота. 
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике. 
Лошадь ела сало, а мужик — овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.

Приметы — прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы:
• помогают расширить словарный запас детей;
• способствуют развитию слуховой памяти;
• дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
• развивают фонематический слух;
• оказывают помощь в автоматизации звуков речи;
• знакомят с ритмичностью народного календаря.
Январь — году начало, зиме — середка.
У февраля два друга: метель и вьюга.
В марте мороз трескуч, да не жгуч.
Апрельские ручьи землю будят.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
В июнь-разноцвет дня свободного нет
Июль — макушка лета.
В июле солнце без огня горит
Август — разносол, всего вдоволь.
Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд.
Октябрьский гром — зима снежная.
Ноябрь — ворота зимы. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
Декабрь год кончает, зиму начинает
Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.
Скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние.
Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество.Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика.
Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения.
Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.
Методика разучивания скороговорки
• Прохлопать ритм скороговорки.
• Произнести скороговорку хором, индивидуально.
• Послушать, какие звуки выделил голосом логопед.
• Повторить эти звуки, четко артикулируя.
• Произнести звуки [п], [б] хором и по одному.
• В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]?
• Произнести скороговорку тихо, громко.
• Произнести скороговорку грустно, весело.
• Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности:
На былинке пылинка, 
Пылинка на былинке.
На былинке пылинка, 
Пылинка на былинке.
• Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.

В дразнилке удалось сохранить четкость, ритмичность, краткость, выразительность.
Ленчик-пончик 
Съел батончик, 
Поросенка и быка, 
Выпил крынку молока, 
Еще клеть поел хлебов, 
Три корзины пирогов.

Каждая загадка для отгадывающего — это своеобразное испытание на сообразительность. Если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.
Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы

Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.
Причины ошибок:
• невнимательно слушают загадку;
• не запоминают полностью содержание загадки;
• при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
• не имеют достаточных знаний о загаданном;
• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.
В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой.

Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
Тара-бара, 
Домой пора 
Коров доить, 
Тебе водить.

Сказка - это  незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?
Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, Л.Б. Фесюкова предлагает к произведению подбирать фразеологизмы и пословицы и вместе с детьми обсуждать смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. 
Важным, по мнению Л.Б. Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками: 
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; 
- сочинить длинное и в то же время смешное слово; 
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер); 
- объяснить этимологию слова; 
- произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его. 

Так –же  для развития связной речи, для обогащения словарого запаса детей  мы используем короткие рассказы детских писателей. (Рассказы на фланелеграфе. Младший возраст.)  В среднем и старшем дошкольном возрасте  учим детей пересказывать произведения  с помощью мнемотаблиц.

 С помощью мнемотаблиц можно заучивать тихи, рассказывать сказки.

Использование в своей деятельности разных форм работы по использованию художественной литературы, начиная от пересказа и заканчивая импровизацией, способствует  обогащению словаря детей. Путем неоднократного повторения слов в процессе разнообразной деятельности слово закрепляется  и активизируется в словаре детей. 
В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливался опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. 

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся  понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.

Учитывая то, что художественные тексты воздействуют на речевое развитие ребенка, в ходе своей работы мы подбирали определенные тексты. Приведу несколько примеров: 
– для создания веселого настроения, для обогащения словаря детей прилагательными, характеризующими разное состояние природы мы использовали стихотворение М. Яснова «Громкое утро»; для лирического – стихотворение А. Белого «Снега белей…»; 
– чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, и правильному словесному отражению этих состояний читали сказки В. Берестова «Больная кукла», К. Чуковского «Айболит и воробей»; 
– для разыгрывания диалогов разучивали стихотворение Г. Авдиенко «Зайчик, зайчик, где твой дом?», инсценировалим сказку В. Бианки «Лис и мышонок»; 
– для развития способности «видеть» со слов читали, изображали движениями и рисовали стихотворение из вьетнамской народной поэзии: «Шагает слоненок. Скорей погляди: Хобот большой у него впереди…»; 
– для усвоения противоположных понятий учили стихи А. Введенского «Села кошка на окошко», Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» (тихо – громко); К. Чуковского «Котауси и Мауси», В. Татаринова «Кошка с собакой» (добрый – злой); проговаривали потешку «Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок» и рассказываем сказку «Колобок» (колючий – гладкий); читали «Сказку про храброго зайца – длинные уши, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка (длинный – короткий) и т.п. 
После ознакомления с художественным произведением воспитатели проводили в свободное время с детьми беседы по содержанию произведений.
Одним из этапов  работы над книгой – это игра-драматизация. С.Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения».

Художественная литература  является для детей-дошкольников особой формой действительности – это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.

Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно влияет  на обогащение словаря детей. В своей речи дети  больше используют прилагательные, глаголы, антонимы. Речь детей становится более яркой, образной, выразительной. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников"

Проблема помощи детям, имеющих отклонения в речевом развитии остаётся чрезвычайно актуальной. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, р...

Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников.

Сообщение за круглым столом о значении художественной литературы для речевого развития ребенка....

Консультация учителя-логопеда для воспитателей коррекционных групп «Речевая среда в группе»

Данный материал предназначен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.......

Консультация учителя-логопеда для родителей на родительском собрании на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка ра...

Консультация и проведение открытого показа утренней гимнастики для малоопытных воспитателей детского сада. На тему: «Роль музыки на утренней гимнастике»

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического разв...

Консультация «Взаимодействие логопеда с воспитателями в детском саду»

Основная цель:Построение системы коррекционно- развивающей системы для детей. Предусматривающее, взаимодействие и преемственность действий между логопедом и воспитателями.Функции л...

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...