Формирование нравстенных качеств старших дошкольников в процессе чтения художественной литературы
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

План по методической теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

Воспитатель   Ульянова Ольга Александровна

Образование – среднее специальное

Общий педагогический стаж – 18 лет

Стаж работы в данной должности – 9 лет

Вторая  квалификационная категория

Методическая тема: Формирование нравственных качеств в процессе чтения художественной литературы

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

             Актуальность проблемы: перед дошкольными образовательными учреждениями, на современном этапе, в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её природе, историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Данная работа направлена на решение следующих
задач на 2015 – 2016 учебный год

  • Воспитывать у детей любовь и привязанность  к семье, родному дому, малой родине.
  • Расширять знания детей о России, развивать чувство гордости за свою Родину, народ.
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
  • Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.
  • Дать детям элементарные знания о правах человека, воспитывать высокие нравственные чувства, гуманизм, толерантность, терпимость и т.д.

№ п/п

Работа с детьми

Диагностика .

сентябрь

Беседа «Будь всегда вежлив». Какие вежливые слова вы знаете?  Зачем они нужны?

сентябрь

Чтение с обсуждением  В.Осееева «Волшебное слово». Разучивание пословиц о вежливости.

октябрь

Упражнения в нравственных поступках – уметь быть вежливым, добрым, внимательным.

октябрь

Использование педагогического приёма поручений.

октябрь

Чтение с последующим обсуждением К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» - отчего детям скучно? а отчего тесно?

ноябрь

Беседа о дружбе. Чтение Е.Пермяк «Надежный человек». Разучивание пословиц о дружбе.

ноябрь

«Письмо заболевшему другу» - дети коллективно сочиняют письмо заболевшему другу в группе.

ноябрь

Беседа о доброте и жадности. Чтение Т.Понаморёва «Хитрое яблоко», Е.Благинина «Подарок». Разучивание пословиц о доброте.

декабрь

Беседа: «Что значит быть добрым и заботливым?» Чтение Г.Бранковская «Ушки-неслушки».

декабрь

Беседа о настроении. Какое оно бывает? И какое лучшее?

декабрь

Чтение с последующим обсуждением Ж.Першин «Для чего руки нужны?» Разучивание пословиц о труде.

январь

Беседа о совместном труде. Зачем нужно трудиться? И как можно трудиться вместе? Разучивание пословиц о дружбе.

январь

Чтение  сказки «Заяц-хвастун» с обсуждением. Помни правило – Не хвастайся!

январь

Чтение с последующим обсуждением Е.Пермяк «Хорошие манеры». Для чего они нужны?

февраль

Беседа о культуре поведения М.Майн «Пока они спорили». Зачем нужно быть культурным?

февраль

Беседа о честности. Чтение  с обсуждением Л.Толстой «Косточка». Разучивание пословиц о честности.

февраль

Беседа на тему: «Моя мама». Заучивание стихотворения Е.Благинина «Посидим в тишине»

март

Чтение с обсуждением  В.Артюхова «Трудный вечер». Разучивание пословиц о любви к матери.

март

Беседа на тему: «Как я помогаю взрослым»

март

Знакомство с правилом: »Разговаривай со всеми ласково и приветливо».

март

Беседа о бережном отношении к природе. Чтение c обсуждением К.Ушинский «Почему плачет синичка»

апрель

Знакомство с правилами поведения на природе.

апрель

Чтение с  обсуждением В.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».

апрель

Упражнения  в нравственных поступках – как правильно вести себя на природе.

апрель

Беседа о добром отношении к животным. Чтение с обсуждением  А.Седугин «Как Артёмка котёнка спас»

апрель

Разучивание пословиц о любви к природе.

апрель

Беседа о дружбе. Чтение с обсуждением В.Осеева «До первого дождя».

май

.Беседа о храбрости и трусости. Чтение с обсуждением  К.Бутмин «Трус», Э.Шим «Не смей!»

май

Беседа  о наших защитниках Родины.

май

Беседа о справедливости. Почему важно быть справедливым

май

Работа с родителями

Оформление  «Уголка для родителей».

сентябрь

Подбор литературы в уголок для чтения

сентябрь

Памятка для родителей «Как помочь ребенку подружиться».

октябрь

Выставка книжек – малышек « Пословицы о дружбе».

октябрь

Рекомендации о чтении сказок детям дома.

ноябрь

Папка – передвижка.«Нашим дорогим мамам посвящается!».

ноябрь

Семейный конкурс «Зимняя сказка» выставка поделок.

декабрь

Выставка книжек – малышек «Пословицы о труде».

январь

Выставка поздравлений для родителей ко Дню Святого Валентина «От всего сердца».

февраль

Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье».

февраль

Выставка детских рисунков  «Мой папа».

февраль

Оформление выставку работ «Портрет моей мамочки».

март

Беседа «Секреты воспитания вежливого ребенка.

март

Выставка рисунков, плакатов на тему «Любите и берегите природу»

апрель

Выставка плакатов и поздравительных открыток ко Дню Победы

май

Консультации для родителей

«Как и что читать детям?»

сентябрь

«Уроки вежливости».

октябрь

«Развитие добрых чувств у ребенка».

ноябрь

 «Приобщение детей к народным традициям».

декабрь

«Воспитание сказкой».

январь

«Культура поведение детей в общественных местах»

март

«Секреты воспитания вежливого ребенка.

апрель

«Злость и жестокость».

май

Родительские собрания

«Роль художественной литературы в нравственном воспитании».

сентябрь

Родительское собрание «Развитие добрых чувств у ребенка».

декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак ...

Родительская встреча "Развитие речи дошкольника в процессе чтения художественной литературы"

Данный материал содержит игры, которые можно проводить с детьми, после прочтения книги....

Формирование представления о труде взрослых через чтение художественной литературы.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

Формирование понятия о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы.

Статья затрагивает вопрос о необходимости формирования понятия о ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Примеры для обсуждения с детьми вопросов, позволяющих сформировать положительное отношение к ЗОЖ, при...

План самообразования «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗОК» старшая группа

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Однако только специальное ре¬чевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, ко¬торая представляет собой развернутое высказы...