Методы и приемы обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи на тему

Лисенкова Татьяна Михайловна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ на тему:

«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста».

                                                         Подготовила:

                              Воспитатель  ГБОУ Школа №460 ДО «Цветущий сад»

Лисенкова Татьяна Михайловна

Москва

2015

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

В  данной работе можно выделить  основные задачи:

- обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

- закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

- активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).  

 Существуют следующие группы   методов:

А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач. Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

В беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач.

Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Следующим приёмом является проведение наблюдений, осмотров, экскурсий. Е. И. Тихеева сформулировала следующие требования к проведению экскурсий и осмотров:

1.Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.

2.Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.

3.Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.

Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит».

В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку; лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста); объяснение педагогом значений слов; проговаривание слов детьми; замена авторских слов словами, близкими по значению; подбор слов для характеристики героев; употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений. Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.

Работа по развитию речи детей проходит в определенной последовательности. Параллельно решаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры, формирование словаря и грамматического строя речи.

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -  М.: Издательский центр «Академия», 2000

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. -  М.: Просвещение, 1991.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы  заключается в следующем: с одной стороны одним из важнейших  направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста  является развитие речи у детей и ...

Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков"

Представлен материал из опыта работы по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков....

«Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»

laquo;Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»...

«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».

quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....