Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Денисова Светлана Владимировна

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют недели, месяцы, в течении которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию а его артикуляционный аппарат приобретает гибкость и подвижность, необходимые для правильного и чёткого произношения звук и слов.

 В дошкольном возрасте происходит становление речи  и её формирование. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_azbuki.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Пояснительная записка

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют недели, месяцы, в течении которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию а его артикуляционный аппарат приобретает гибкость и подвижность, необходимые для правильного и чёткого произношения звук и слов.

 В дошкольном возрасте происходит становление речи  и её формирование. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

 Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом . Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирование  личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Усвоение речи  в дошкольном возрасте -  необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

 Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К.И.Чуковский отмечал «… воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребёнка.

  Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. Не у всех речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо  говорить и правильно произносят все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят чётко и ясно лишь в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчётливо, пропускают звуки и «проглатывают» окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказываются на учёбе. Всё это убеждает: нужно с особым вниманием относиться к речевому развитию ребёнка в дошкольные годы.

Для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, необходимо соблюдать ряд условий.

- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, словарным запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.

Основные направления работы по воспитанию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции), выразительности детской речи.

Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Это неправильно. Воспитание ЗКР не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Это лишь часть работы по ЗКР. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Работа по формированию ЗКР включает ряд разделов:

1.Развитие речевого слуха у детей, который включает:

-звуковысотный слух;

-слуховое внимание;

-фонематический слух;

-восприятие темпа и ритма речи;

2.Формирование произносительной стороны речи:

-учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

-развивать артикуляционный аппарат;

-работать над речевым дыханием;

-воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

-вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;

-формировать нормальный темп речи, т.е. произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не -замедляя речь.

3.Развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

4.Воспитание интонационной выразительность речи, т.е. умения точно выражать свои мысли, чувства, настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится последовательно, систематично. От одного возрастного периода к последующему постепенно усложняясь. Ребёнок овладевает навыками в доступной для него форме, используются разнообразные игровые приёмы, которые также изменяются от одной возрастной группы к другой.

                                            Перспективное  планирование работы по ЗКР в младшей группе    (дети 3-4 лет)

Основные направления работы:

-Формирование правильного произношения

-Развитие слухового восприятия, фонематического слуха

-Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания

-Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)

-Развитие мелкой моторики        

Сентябрь

Звуки: А, У, И

1.Подготовка артикуляционного аппарата, многократное произношение изолированного звука.

2.Отработка правильного произношения звука в слогах, словах.

3.Воспитание правильного произношения звука в свободной речи.

Октябрь -  О, Э, Ы

Ноябрь -  М (МЬ), П (ПЬ), Б (БЬ)

Декабрь - Т (ТЬ), Д (ДЬ), Н (НЬ)

Январь - К (КЬ), Г (ГЬ), Х (ХЬ)

Февраль - В (ВЬ), Ф (ФЬ)

Март - С (СЬ), З (ЗЬ)

Апрель - Ц,

Май - повторение                          

     

Дата

Содержание работы

Задачи

Материал и оборудование

Сентябрь

 

1.Д/И «Угадай, что звучит?».

2.Д/И «Покажи, какая кукла плачет».

3.Д/И «Кто как кричит?»

4. Фонетическая зарядка (а-а-а)

5. Пальчиковая гимнастика «Семья»

6.Артикуляционная гимнастика «Губы», «Пароход».

7.Разучить потешку «Петушок».

8.Чистоговорки «Ма-ма-ма, дома я сама», «Ам-ам-ам, гости пришли к нам».

Развивать слуховое восприятие.

Развивать слуховое восприятие, отчётливое произношение звука «а».

Развивать речевое дыхание, умение менять силу и громкость голоса.

Закреплять произношение звука.

Учить соотносить слова потешки с действиями.

Учить выпячивать губы вперёд, фиксировать это положение.

Помочь запомнить потешку, понять её содержание.

Закреплять произношение звуков.

Погремушки, музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, дудочка).

Куклы разной величины.

Картинки с изображением животных и детёнышей. Настольная игра «Зоопарк».

Иллюстрации с изображением куклы в колыбели.

Иллюстрации «Моя семья».

Игрушки: кораблик, пароход.

Игрушка, картинка «Петушок»

Октябрь

1.Д/И «Покатаем на машине»

.Д/И «Где звучит?»

3.Артикуляционное упражнение «Эхо»

4. «Смотай клубочек»

5. «Кто сильнее?»

6.Игра – драматизация «Колобок»

7.Д/И «Волшебное зеркало»

8.Разучивание стихотворения «Флажок»

Формировать правильное произношение .

Развивать слуховое внимание.

Развивать речевое дыхание.

Развивать мелкую моторику.

Развивать умение дуть в воду через соломинку с разной силой

Учить выделять голосом слова персонажей, отрабатывать выразительность речи.

Развивать речевое дыхание.

Развивать речь, память.

Машины разной величины.

Звуковой молоточек.

Клубочки разные по величине, цвету.

Баночки с водой, соломинки.

Настольный театр «Колобок»

Зеркало.

Ноябрь

1.Д/У «Ёжик хочет молока»

2.Артикуляционная гимнастика «Орешки», «Качели»

3.Пальчиковая игра «Вот как пальчики шагают»

4. Разучить чистоговорку «Медведь.

 «Мёд в лесу медведь нашел, - мало мёду, много пчёл».

5.Д/И «Шнуровки»

6.Д/И «Волшебный мешочек»

7.Д/И «Назови продукты»

8.Д/Упр «Кто что услышал?»

Закреплять произношение звука «ф»

Закреплять умение выпячивать, губы; фиксировать губы, язык в заданном положении.

Учить соотносить действия со словами.

Развивать произношение звука «м» в словах, фразовой речи.        

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать звукоподражание и артикуляцию.

Формировать правильное произношение звуков.

Развивать фонематический слух.

Игрушка – ёжик.

Зеркало.

Д/И «Шнуровки», шнурки разного цвета

Мешочек, набор игрушек «Зоопарк»

Атрибуты для игры «Магазин»

Декабрь

1.Д/И «Угадай последнее слово»

2.Составление рассказа

«С добрым утром»

3.Д/Упр «Повтори за мной»

4.Артикуляционная гимнастика «Дудочка», «Заборчик

5.Чистоговорка «Таракан живёт за печкой – то-то тёплое местечко»

6.Д/И «Найди место на картинке»

7.Д/Упр. Назови соседей»

8.Заучивание стихотворений к Новогоднему празднику.

Формировать правильное произношение .

Активизировать словарь, учить составлять рассказ на заданную тему.

Развивать фонематический слух.

Учить фиксировать язык, губы в заданном положении.

Закреплять произношение звука «т» в словах, фразовой речи.

Формировать правильное произношение.

Развивать речевое дыхание.

Закреплять произношение звуков, развивать память.

Сюжетные картинки.

Предметные и сюжетные картинки

Д/И «Назови соседей»

Январь

1.Составление рассказов о выходных днях «Чей рассказ лучше?»

2.Д/И «На чём играю?»

3.Д/И «С какого звука начинается твоё имя?

4.Пальчиковая игра «Топ-топ»

5.Д/Упр. «Придумай фразу»

6.Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»

7. Чистоговорка «Гриб растёт среди дорожки, - голова на тонкой ножке»

8.Д/И «Застёжки»

Учить составлять рассказы из личного опыта, активизировать словарь.

Развивать слуховое внимание, закреплять название музыкальных инструментов

Развивать фонематический слух.

Развивать речь, учить соотносить слова с действиями.

Развивать речевое дыхание, закреплять употребление в речи глаголов.

Отрабатывать правильное произношение звуков.

Развивать произношение звука «г»

Развивать мелкую моторику, учить застёгивать пуговицы.

Музыкальные инструменты, ширма

Настольный театр «Волк и семеро козлят»

Д/И «Застёжки»

Февраль

1.Д/Упр. «Повтори за мной»

2.Д/Упр. «Вьюга»

3.Д/И «Определи место игрушке»

4.Д/И «Назови ласково»

5.Артикуляционная гимнастика «Барабанщик», «Парашютик»

6.Составление рассказа «Приключения кораблика»

7.Д/И «Пёстрый коврик»

8.Чистоговорка «Воробей просил ворону вызвать волка к телефону»

Развивать слуховое внимание.

Развивать речевое дыхание, вырабатывать длительный выдох.

Активизировать словарь.

Активизировать в речи употребление прилагательных.

Развивать речевое дыхание.

Развивать умение составлять рассказ по серии картинок.

Развивать мелкую моторику, закреплять основные цвета.

Отрабатывать произношение звука «в».

Игрушка – мышка

Кусочки ваты

Картинки «Приключения кораблика»

Д/И «Пёстрый коврик»

Март  

1.Заучивание стихотворения к празднику 8-Марта

2.Д/И «Кто больше увидит?»

3.Д/Упр. «Молоток»

4.Слоговые цепочки: «Са-са-са – укусила в нос оса», «За-за-за – закрываем все глаза»

5.Чтение отрывка из стихотворения К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»

6.Д/Упр. «Чей пароход лучше гудит?»

7.Д/И «Цветные капли»

8.Д/И «Большая и маленькая машины»

Развивать речь, память.

Учить находить на картинке слова с заданным звуком

Отрабатывать способность воспроизводить серию звуков в различном темпе.

Развивать фонематический слух, закреплять произношение звуков «с», «з»

Закреплять произношение звука «з». Учить различать твёрдые и мягкие звуки.

Вырабатывать речевое дыхание, длительный выдох.

Развивать мелкую моторику

Учить интонационному выделению звука в слове

Сюжетные картинки

Музыкальные инструменты

Иллюстрации к сказке

Дудочки

Гуашь основных цветов, тонированная бумага, кисти

Машины разной величины

Апрель

1.Д/И «Собери букет»

2.Заучивание стихотворения «Дождик»

3.Д/И «Где Мишка?»

4.Разучить чистоговорку: «Ца-ца-ца – это комната отца»

5.Д/И «Найди ошибку»

6.Артикуляционная гимнастика: «Слоник», «Пароход»

7. «Весёлые загадки»

8.Игра – драматизация «Теремок»

Формировать правильное произношение

Развивать память, речь

Активизировать употребление в речи предлогов

Закреплять произношение звука «ц»

Развивать слуховое внимание

Развивать артикуляционный аппарат

Учить отгадывать загадки, развивать мышление, речь

Развивать выразительность речи

Лепестки разного цвета, формы, величины

Иллюстрации по теме

Игрушка – мишка

Иллюстрации по теме

Книжки – загадки

Настольный театр «Теремок»

Май

Повторение пройденного материала

Перспективное планирование работы по ЗКР в средней группе      (дети 4-5лет)

Основные направления работы:

Формирование правильного произношения

Развитие слухового восприятия, фонематического слуха

Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания

Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)

Развитие мелкой моторики

Работа над морфологическим рисунком слова

Сентябрь - С.СЬ

1.Подготовка артикуляционного аппарата, многократное произношение изолированного звука.

2.Отработка правильного произношения звука в слогах, словах.

3.Воспитание правильного произношения звука в свободной речи.

Октябрь - З.ЗЬ

Ноябрь - Ц

Декабрь - Ш

Январь - Ж

Февраль - Ч

Март - Щ

Апрель - Л, ЛЬ

Май - Р, РЬ

Дата

Содержание работы

      Задачи

Материал и оборудование

Сентябрь

1.Д/И «Волшебные кубики»

2.Д/И «Повтори за мной»

3.Разучить чистоговорку: «Са-са-са – залетела к нам оса», «Су-су-су – я обед на стол несу»

4.Д/Упр. «Завяжи шнурок»

5. Заучивание потешки: «Как у нашего кота»

6.Д/И «Из чего сделано?»

Формировать правильное произношение звуков

Развивать слуховое внимание

Закреплять произношение звука «с» в словах и фразовой речи

Развивать мелкую моторику

Развивать речь, память

Активизировать словарь, учить группировать предметы

Кубики

Шнуровки, шнурки разной величины

Наборы игрушек из различных материалов

Октябрь

1.Д/И «Волшебный мешочек»

2. Разучить чистоговорку:

 « У маленькой Зины медвежонок в корзине»

3.Д/И «Найди такую же»

4. Д/и «Что сначала, что потом?»

Учить определять предметы на ощупь

Артикуляция и произношение звука «з»

Развивать связную речь, находить сходство и различие

Мешочек, набор игрушек

Иллюстрации по теме

Ноябрь

1.Д/И «Звуковые часы»

2. Составление рассказа на тему: «Мы умываемся»

3.Д/И «Новоселье куклы»

4. Д/упр « Назови одним словом»

Учить правильно произносить заданные звуки

Развивать речь, учить составлять рассказ

Закреплять знания об одежде посуде, игрушках

Д/И «Звуковые часы»

Картина «Мы умываемся»

Наборы кукольной мебели, посуды

Декабрь

1.Д/И «Логический поезд»

2.Д/Упр. «Кто услышал?»

3. Д/и Назови одним словом»

4. Д/и «Найди отличия»

Формировать правильное произношение звуков

Развивать слуховое внимание

Карточки по теме

Январь

1.Д/и «Найди место картинке»

2.С/Р игра «Магазин»

3. Д/упр « Кто знает пусть дальше считает»

4.Д/и «Магазин овощей и фруктов»

Развивать мышление, речь

Развивать связную речь, умение вести диалог

-учить различать предметы по месту их произрастания

Сюжетные картинки, фишки

Атрибуты к игре

Февраль

1.Д/И «Назови продукты»

2.Д/И «Чей голос?»

3.Составление рассказов на тему: «Мой папа самый лучший»

4.Д/И «Что кому?»

Учить определять и называть слова с заданным звуком

Закреплять знание животных и их детёнышей

Учить составлять рассказы из личного опыта

Закреплять знания об орудиях труда

Картинки по теме

Иллюстрации на тему: «Животные»

Д/И «Профессии»

Март

1.Д/Упр. «Угадай последнее слово»

2.Разучить чистоговорку:

 « У осы не усы, не усищи, а усики»

3.Д/И «Кто что слышит?»

4.Настольная игра «Охотник и пастух»

Учить дополнять стихотворения, фразы

Артикуляция и произношение звуков «с», «щ»

Развивать слуховое внимание, активизировать словарь

Закреплять знания о диких и домашних животных

Иллюстрации по теме

Апрель

1.Д/И «Кто больше услышит?»

2. Д/И «Найди ошибку»

3. Д/Упр. «Сложи узор»

4.Настольная игра «Не ошибись»

Формировать умение выбирать слова из прослушанного текста

Учить вычленять из текста слова с заданным звуком

Закреплять знания о цвете, развивать мелкую моторику

Закреплять знания о видах спорта

Иллюстрации по теме

Д/И «Сложи узор»        

Разрезные картинки на тему: «Спорт"

Май

1.Д/И «Кто быстрее соберёт вещи»

2.Д/И «К дереву беги»

3.Настольная игра «Парные картинки»

4. Д/и « Что лишнее?»

Развивать звукоподражание и артикуляцию

Закреплять умение быстро ориентироваться в пространстве

Активизировать словарь. Учить находить сходство и различие предметов

Картинки по теме

Листья деревьев, растущих на участке

Карточки «Парные картинки»

- Дидактические игры на развитие слухового внимания:

«Повтори за мной» («Попугай», «Магнитофон»), «Продавец и покупатель»(7г,с. 16), «Телефон»(7 л, с.89,94), «Кто что услышал?» (7г, с.15,16), «Кто позвал?» (7г, с.22), «Где звучит?» (7г,с 15), «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом - 7г,с. 18), «Чей голос?» (птицы и животные - 7г, с.21), «Кто лучше слышит?» (7 л, с. 89), «Эхо» (7 л, с. 89), «Переполох», «Ветер и птицы», («Солнце и дождик» - 7г, с. 19,20), «Улитка» (7г, с.22), «Лягушка» (7г, с.22), «Найди ошибку» (7б, с.25), стихи, небылицы...

- Дидактические игры на развитие фонематического слуха:

«С какого звука начинается твоё имя?», «Найди ошибку и назови слово правильно» (76, с. 151), «Рифмушки» (настольно-печатная и устный вариант), «Испорченный телефон», «Выдели голосом» (произнесение ребёнком слова с выделением голосом заданного звука – ззззайка, коззза,...) +д/и из пункта №3

при произношении изучаемых звуков (7и, 7е)

Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:

В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.

- Дидактические игры  для выработки длительного выдоха:

«Футболисты», «Чья снежинка,... дальше полетит?» (7г, с.40), «Насос», «Дровосеки»,« Чей пароход лучше гудит?» (7г, с. 40), « Узнай по запаху» (любые ароматы - 7г, с. 40), «Король ветров», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф... – 7 л,с87), «Пузырь.» (дифференциация С - Ш - 7г, с.42), «Вьюга» («Гудок» - 7г, с. 51)

- Дидактические игры  для развития речевого дыхания:

«Придумай фразу» (7г, е.44), «Назови соседей» (7г, с.44), «Эхо» (повторить фразу з 3-5 слов), «Волшебное зеркало» (7г, с.45), «Определи место игрушки» (7г, с.49), «Кто кого?» (7г, с.52)

Работа над выразительностью речи:

 (темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):

Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов (Подбирать слова со сложной слоговой структурой). Игры – драматизации («Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Медведь и ёлка» - 7в с.53,54). Хороводные игры, ролевые игры («Гости», «Автобус», «Почта», «Телефон»,…). « Произнеси фразу с ... настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга» (7г, с.51),  «Перебежки» (7в с.51), «Угадай, какой поезд» (7б с.36)

 «Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь), «Сухой пальчиковый бассейн» (7и, с.74), «Прищепки» (7и, с.67 ), «Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Рисуем ножницами» (7и, с.69,75), «Вышивалыцицы» (7и, с.70), «Найди сюрприз» (7и, с.66), «Маленький аптекарь» (7и, с.69), «Цветные капли» (7и, с.68), «Смотай клубочек», «Пёстрый коврик»

7.Рекомендуемая литература:

а.        Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»

б.        Максаков А.И. «Правильно ли говорит Ваш ребёнок»

в.        Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»

г.        Ред. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»

д.        Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»

е.        Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Д/и на уроках русского языка в 1-4 кл. вспом. шк.»

ж.        «Тру-ля-ля» из серии «Карапуз»

з.        Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика»

и.        Галанов А.С.«Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»

 к.  Бородич А.М. «Методика развития речи детей»

л.   Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»

м.  Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду»

н.  Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»

Перспективное планирование работы по ЗКР в старшей группе  (дети 5-6лет)

Основные направления работы:

Формирование чистого и правильного произношения всех звуков родной речи

Развитие слухового восприятия, фонематического слуха

Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания

Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса,  словесное ударение, выработка дикции)

Развитие мелкой моторики

Работа над  морфологическим рисунком слова

Планирование работы со звуками:

Сентябрь - С – 3, СЬ - ЗЬ

1. Дифференциация, изолированных, смешиваемых звуков (закрепление навыков правильного и чёткого произношения звуков)

2. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах

3. Дифференциация смешиваемых звуков во фразовой речи

Октябрь - С - Ц

Ноябрь - Ш - Ж

Декабрь - С –Ш

Январь - З - Ж

Февраль - С-Щ

Март - Ч - Щ

Апрель - Р - Л

Май - Повторение

- Дидактические игры и упражнения:

Игры для дифференциации звуков - 7г, с.60..., логопедическое лото, домино, «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию), «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Рыбалка» (7г, с. 28), «Логический поезд», «Чей домик?» (7д,с.47), «Кто быстрее соберёт вещи?» (7д, с. 49), «Собери букет» (7д, с.52), «Найди пару» (7д, с.53), «Магазин» (7д, с.50), «Поезд» (7д, с. 61), «Найди место картинке» (7г, с.29), «Художники» (7в, с.99), «Чей рассказ лучше?» (7в, с.99), «Я знаю 5 названий... », «Назови продукты» (76, с. 141), «Угадай        последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз - 7е с,59), «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми дифференцируемыми звуками) (7е, с.30), «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов - все части речи - с заданным звуком), «Выдели из фраз нужные слова» (7в, с. 47), «Кто больше услышим?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок. Игры на дифференциацию звуков – 7г,с.60…

Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих речевых навыков:

Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:

Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки...), схем, звуковых линеек,... Вести работу по различению и воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.

 - Дидактические игры на развитие слухового внимания:

«Повтори за мной» («Попугай», «Магнитофон»), «Продавец и покупатель»(7г,с. 16), «Телефон»(7 л, с.89,94), «Кто что услышал?» (7г, с.15,16), «Кто позвал?» (7г, с.22), «Где звучит?» (7г,с 15), «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом - 7г,с. 18), «Чей голос?» (птицы и животные - 7г, с.21), «Кто лучше слышит?» (7 л, с. 89), «Эхо» (7 л, с. 89), «Переполох», «Ветер и птицы», «Солнце и дождик» (7г, с. 19,20), «Улитка» (7г, с.22), «Лягушка» (7г, с.22), стихи, небылицы...

- Дидактические игры на развитие фонематического слуха:

«Птички - синички», «Загадки слов» («Телевизор», «Как их зовут?» - 7д, с.59,60),«Прятки слов», «Цепочки слов» (7д, с.44), «Следы слова», ребусы, «Новогодние флажки» (7е, с. 15)), «Эстафета слов»(7е), «С какого звука начинается твоё имя?», «Собери пирамидку» (7е, с. 14), «Найди ошибку и назови слово правильно» (76, с. 151), «Какой звук пропал в слове?» (76, с. 150), «Волшебный коврик», «Рифмушки» (настольно-печатная и устный вариант),... +д/и из пункта №3

Развитие артикуляторного аппарата:

Необходимо наличие:

картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики (7ж, 7з,7г)

сказки о « Весёлом язычке»

Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков (7л, 7з)

Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:

В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.

- Дидактические игры  для выработки длительного выдоха:

«Футболисты», «Чья снежинка,... дальше полетит?» (7г, с.40), « Чей пароход лучше гудит?» (7г, с. 40), « Узнай по запаху» (любые ароматы - 7г, с. 40), «Король ветров», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф... – 7 л,с87), «Пузырь.» (дифференциация С - Ш - 7г, с.42), «Вьюга» («Гудок» - 7г, с. 51)

- Дидактические игры  для развития речевого дыхания:

«Придумай фразу» (7г, е.44), «Назови соседей» (7г, с.44), «Эхо» (повторить фразу), «Волшебное зеркало» (7г, с.45), «Определи место игрушки» (7г, с.49), «Кто кого?» (7г, с.52)

Работа над выразительностью речи:

 (темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):

Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов. Игры - драматизации, хороводные игры. « Произнеси фразу с ... настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Секрет», «Испорченный телефон», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга» (7г, с.51)

Развитие мелкой моторики:

В группе необходимо иметь:

- картотеку пальчиковых игр, речь с движением

- различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких бусин, ...

пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки

пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек», ...

- Дидактические игры на развитие мелкой моторики:

«Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь), «Сухой пальчиковый бассейн» (7и, с.74), «Прищепки» (7и, с.67 ), «Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Рисуем ножницами» (7и, с.69,75), «Вышивалыцицы» (7и, с.70), «Найди сюрприз» (7и, с.66),   «Пёстрый коврик»

Рекомендуемая литература:

а.        Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»

б.        Максаков А.И. «Правильно ли говорит Ваш ребёнок»

в.        Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»

г.        Ред. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»

д.        Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»

е.        Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Д/и на уроках русского языка в 1-4 кл. вспом. шк.»

ж.        «Тру-ля-ля» из серии «Карапуз»

з.        Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика»

и.        Галанов А.С.«Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»

 к. Бородич А.М. «Методика развития речи детей»

л.  Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»

м. Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду»

н. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»

Перспективное планирование работы по ЗКР в подготовительной группе  (дети 6-7лет)

Основные направления работы:

Формирование чистого и правильного произношения всех звуков родной речи

Развитие слухового восприятия, фонематического слуха

Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания

Работа над интонационной выразительностью речи

(высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)

Развитие мелкой моторики

Работа над морфологическим рисунком слова

Планирование работы со звуками:

Во втором квартале ведётся работа по дифференциации звуков по звонкости - глухости, в третьем квартане - дифференциация Р-Л, далее согласные звуки по твёрдости - мягкости.

Сентябрь - С – Ш, С - Щ

1. Дифференциация  изолированных  смешиваемых звуков (закрепление навыков правильного и чёткого произношения звуков)

2. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах

 3. Дифференциация смешиваемых звуков во фразовой речи

Октябрь - З - Ж

Ноябрь - Ч - Ц

Декабрь - Ш – Ж. Б – П ( Звонкость – глухость)

Январь - С-3, Г-К

Февраль - В – Ф,  Д - Т

Март - Р – Л, Р – РЬ, Л – Ль (Твёрдость – мягкость)

Апрель- -В – ВЬ, М – МЬ, Г – ГЬ, Х - ХЬ

Май - Т – ТЬ, Н – НЬ, Д – ДЬ,  Ф - ФЬ...

- Дидактические игры и упражнения:

Игры для дифференциации звуков - 7г, с.60..., логопедическое лото, домино, «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Рыбалка» (7г, с. 28), «Логический поезд», «Чей домик?» (7д,с.47), «Кто быстрее соберёт вещи?» (7д, с. 49), «Собери букет» (7д, с.52), «Найди пару» (7д, с.53), «Магазин» (7д, с.50), «Поезд» (7д, с. 61), «Найди место картинке» (7г, с.29), «Художники» (7в, с.99), «Чей рассказ лучше?» (7в, с.99), «Я знаю 5 названий... », «Назови продукты» (76, с. 141), «Угадай        последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз - 7е с,59), «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми дифференцируемыми звуками) (7е, с.30), «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов - все части речи - с заданным звуком), «Выдели из фраз нужные слова» (7в, с. 47), «Кто больше услышит?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок. Игры на дифференциацию звуков – 7г,с.60…

Игры и игровые упражнения,

используемые для развития общих речевых навыков:

Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:

Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки...), схем, звуковых линеек,... Вести работу по различению и воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.

 - Дидактические игры на развитие слухового внимания:

«Повтори за мной» («Попугай», «Магнитофон»), «Продавец и покупатель»(7г,с. 16), «Телефон»(7 л, с.89,94), «Кто что услышал?» (7г, с.15,16), «Кто позвал?» (7г, с.22), «Где звучит?» (7г,с 15), «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом - 7г,с. 18), «Чей голос?» (птицы и животные - 7г, с.21), «Кто лучше слышит?» (7 л, с. 89), «Эхо» (7 л, с. 89), «Переполох», «Ветер и птицы», «Солнце и дождик» (7г, с. 19,20), «Улитка» (7г, с.22), «Лягушка» (7г, с.22), стихи, небылицы...

- Дидактические игры на развитие фонематического слуха:

«Волшебные кубики», «Птички - синички», «Загадки слов» («Телевизор», «Как их зовут?» - 7д, с.59,60),«Прятки слов», «Цепочки слов» (7д, с.44), «Следы слова», ребусы, «Новогодние флажки» (7е, с. 15)), «Эстафета слов»(7е), «С какого звука начинается твоё имя?», «Собери пирамидку» (7е, с. 14), «Найди ошибку и назови слово правильно» (76, с. 151), «Какой звук пропал в слове?» (76, с. 150), «Волшебный коврик», «Рифмушки» (настольно-печатная и устный вариант),... +д/и из пункта №3

Развитие артикуляторного аппарата:

Необходимо наличие:

картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики (7ж, 7з,7г)

сказки о « Весёлом язычке»

Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков (7л, 7з)

Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:

В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.

- Дидактические игры  для выработки длительного выдоха:

«Футболисты», «Чья снежинка,... дальше полетит?» (7г, с.40), « Чей пароход лучше гудит?» (7г, с. 40), « Узнай по запаху» (любые ароматы - 7г, с. 40), «Король ветров», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф... –

7 л,с87), «Пузырь.» (дифференциация С- Ш - 7г, с.42), «Вьюга» («Гудок» - 7г, с. 51)

- Дидактические игры  для развития речевого дыхания:

«Придумай фразу» (7г, е.44), «Назови соседей» (7г, с.44), «Эхо» (повторить фразу), «Волшебное зеркало» (7г, с.45), «Определи место игрушки» (7г, с.49), «Кто кого?» (7г, с.52)

Работа над выразительностью речи:

 (темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):

- различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких бусин, ...

пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки

пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек», ...

- Дидактические игры на развитие мелкой моторики:

«Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь), «Сухой пальчиковый бассейн» (7и, с.74), «Прищепки» (7и, с.67 ), «Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Рисуем ножницами» (7и, с.69,75), «Вышивалыцицы» (7и, с.70), «Найди сюрприз» (7и, с.66), «Маленький аптекарь» (7и, с.69), «Цветные капли» (7и, с.68), «Смотай клубочек», «Пёстрый коврик»

Организация уголка ЗКР:

Для уголка  необходимо выделить определённое место, где должны быть собраны:

- систематизированные речевой и наглядный материал

- картотеки игр и упр. на развитие мелкой моторики

- картотеки игр и упр. на развитие дыхания

- картотеки артикуляционных упражнений

- картотеки игр и упр. на развитие дыхания

- картотеки игр и упр. на развитие слухового и речевого внимания

- картотека речевого материала для работы с изучаемыми звуками

Материал на развитие мелкой моторики должен быть доступен детям (кроме очень мелких деталей)

Уголок пополняется ежемесячно:

- речевой и наглядный материал согласно планировать

- материал на развитие общих речевых навыков и мелкой моторики согласно данным рекомендациям на усмотрение воспитателя

- любая д/и для работы со звуками и для развития общих речевых навыков

Рекомендуемая литература:

а.        Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»

б.        Максаков А.И. «Правильно ли говорит Ваш ребёнок»

в.        Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»

г.        Ред. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»

д.        Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»

е.        Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Д/и на уроках русского языка в 1-4 кл. вспом. шк.»

ж.        «Тру-ля-ля» из серии «Карапуз»

з.        Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика»

и.        Галанов А.С.«Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»

 к.  Бородич А.М. «Методика развития речи детей»

л.   Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»

м.  Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду»

н.  Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»

«Речевая  тропинка»

                                   «…Родители в раннем детстве сеют то, плоды чего они

                                  собирают позже, в годы юности и начала зрелости…»

                                                                                        А.Н. Острогорский.

 

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. Осмысление своих удач и неудач, опыта коллег, наставников, изучение литературы помогли нам осознать важность работы педагога с семьями его воспитанников. Ведь семья обладает могучей силой воспитания. Авторитет родителей, их положительная оценка значимы, жизненно необходимы для малыша. В каждой семье, независимо от национальности, есть большие возможности для ознакомления детей с историей, культурой своего народа: это чтение и рассказывание народных сказок, исполнение колыбельных, использование пословиц и поговорок.

  Таким образом, семья всегда играла большую роль в приобщении детей к национальной культуре. Даже тогда, когда не было специальных педагогических трактатов, педагогические идеи можно было встретить в различных источниках: памятниках литературы различных жанров, произведениях изобразительного искусства, в устных проповедях, в церковной практике.

  Но особенно велико было воздействие произведений устного народного творчества, используемого в речи окружающих, на воспитание детей. В них прямо или косвенно высказывалось одобрение или осуждение поступков людей, воспевались нравственные идеалы. Мягкость народного слова в фольклоре делала поучения ненавязчивыми, вызывала глубокие эмоции у детей и подростков, и таким образом с раннего возраста неосознанно воспринимались серьёзные, возвышенные идеи и житейские правила.

  Воспитывало и учило не только слово, но и всё народное искусство и быт. Они сопровождали и сопровождают человека на протяжении всей жизни. Педагогический потенциал народного искусства и народного быта необыкновенно велик.

  Однако часто родители не уделяют достаточного внимания речевому развитию своих детей по различным причинам, считая, что с возрастом всё исправится, или не слыша недостатков речи детей. Чтобы воспитание было успешным, педагоги и родители должны рука об руку сопровождать малыша в его развитии. Насколько тесным будет контакт детского сада и семьи, настолько быстрее будет развиваться ребёнок. Именно поэтому много внимания в нашем детском саду уделяется сотрудничеству с родителями.

  В связи с этим, педагоги проводят большую просветительскую работу среди родителей, используя различные формы, которые представлены в виде блоков.

1.        Информационно – аналитический блок

- Посещение семьи, анкетирование, тестирование, проведение социологических срезов, опросов, оформление памяток, визиток.

      2.  Досуговый блок.

           - Проведение КВН, викторин, праздников, досугов, конкурсов, тематических выставок и вечеров, организация методических мероприятий.

       3. Познавательный блок.

           - Проведение читательских конференций, «круглых столов», игр – тренингов, педагогических брифингов; проведение консультаций, бесед, семинаров – практикумов по разучиванию подвижных и хороводных игр, музыкального фольклорного материала, деловых игр, викторин, групповых и общих собраний, мастер – классов, дискуссий, диспутов, организаций проектно – исследовательской деятельности.

      4. Наглядно – информационный блок.

          - Проведение дней открытых дверей, презентаций групп, ДОУ; просмотры открытых занятий и развлечений; организация выпуска газет, видео, аудиоматериалов, создание информационных проектов.

  Нами была разработана программа развития «Речевая тропинка», основанная на народной педагогике. Она посвящена ознакомлению дошкольников и родителей с историей родной культуры, историей народа, его духовного богатства. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов даёт эффективный результат в работе с детьми. Особенно плодотворны идеи и опыт народной педагогики в дошкольном воспитании.

 

Народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. Чтобы наша работа была живой, интересной, разнообразной, увлекательной, высокоэффективной; чтобы мы могли укрепить ту ниточку, которую показывает связь поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы используем народное творчество.

  Наша программа преследует следующие цели:

-  активно включать родителей в воспитательный процесс;

-  возрождать утерянные традиции разных народов через взаимосвязь родителей и педагогов;

- дать возможность раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку и родителю.

   В наших группах стало традиционным проведение различных мероприятий, на которых обсуждаются вопросы использования устного народного творчества в воспитании правильной речи детей.

  Приведём пример одной такой речевой тропинки на тему: «Приглашаем в гости в сад».

Цель:

1.        Активизировать деятельность родителей.

2.        Приобщать родителей и детей к национальным традициям своего народа.

3.        Способствовать приобретению опыта коллективной работы у детей.

4.        Развивать восприятие нравственных ценностей как своего народа, так и народов других культур.

5.        Помочь детям самореализоваться.

6.        Воспитывать у дошкольников устойчивую потребность в общении с искусством.

Мероприятие состояло из трёх частей:

а) Вступительное слово.

б) Игра – викторина.

в) Экскурсия в кабинет татарского и русского языка.

 

Вступительное слово содержало в себе анализ анкетирования родителей на тему: «Значение устного народного творчества в воспитательной работе с детьми», которое использовалось для своевременного определения эффективного включения родителей в воспитательный процесс.

 В анкетировании участвовали четырнадцать семей и все 100% считают, что народный фольклор помогает в воспитании и развитии детей.

25% ответили, что приобщают детей в семье к национальным традициям своего народа.

37% родителей полагают, что вклад детского сада важнее в выполнении следующих функций: знакомство с традициями и культурой своего народа и изучение детского фольклора.

 И лишь 23% родителей считают, что только совместная работа и родителей и педагогов в этом направлении дадут положительные результаты.

1.        Игра – викторина включала в себя теоретические и практические задания, а так же аукцион знаний. В теоретической части родители отвечали на вопросы, например, такие:

- Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?

- Какую речь можно считать хорошей?

- К каким сказкам подходят следующие пословицы:

 «Кто встал пораньше, ушёл подальше». («Колобок»)

«Берись дружно, не будет грузно» («Репка»)

«За чужим погонишься, своё потеряешь» («Лисичка -сестричка и серый волк»)

«Не сиди сложа руки, так не будет скуки» («Маша и медведь»).

  В практической части мероприятия родители и дети участвовали в разнообразных конкурсах:

1.        «Аукцион знаний», где каждая семья проводила презентацию своей игры по развитию речи, изготовленную своими руками.

2.        «Нарисуй пословицу». Родителям были предложены следующие пословицы:

«В чужом глазу сучок видит, а в своём бревна не замечает»,

«Кто зря сердит, у того голова болит».

(По одному участнику выходили и рисовали пословицы на листе ватмана, установленном на мольберте). Остальные участники в это время собирали разрезные картинки, затем должны были угадать, какая пословица была изображена на картинке.

3.        «Путаница». Участники конкурса должны были переставить в пословицах буквы местами: (Явос ашно не янтент - Своя ноша не тянет, Чеут шокак, ёьч омся алъес – Чует кошка чьё мясо съела, Горадо клажо к дубое – Дорога ложка к обеду). Дети в это время играли в русскую народную игру «Перегонки».

4.        «Какое образное выражение изображено». На картине были изображены образные выражения, родители должны были назвать его: «Глаза разбежались», «Бежать, высунув язык», «Всё в руках горит», «Спустя рукава».

5.        «Устами младенца». Дети предварительно составляли описательные рассказы, родители угадывали голоса своих детей и предметы, о которых говорилось в рассказах.

6.        «Магические числа». Участники конкурса должны были вспомнить пословицы и поговорки, где встречаются цифры. («Семеро одного не ждут», «Один в поле не воин», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Где два, там и три», «Седьмая вода на киселе», «Семеро по лавкам», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут»).

7.        «Сказка ложь, да в ней намёк». В этом конкурсе первая команда родителей с детьми инсценировала сказку «Колобок», вторая- «Теремок».

  В заключении все участники посетили кабинеты татарского и русского языка.

 

 Проведение «Речевых тропинок» позволяет родителям получить не только ценную информацию о воспитании и обучении детей через фольклор в домашних условиях, но и самим окунуться в мир детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...