Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы «Берегите пернатых друзей!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Акименко Наталья Анатольевна

На занятии с  детьми использовались загадки, скороговорки, поговорки, стихи о зимующих птицах; пальчиковая гимнастика, совесные игры, серия картинок по развитию речи "Зимующие птицы"  Нищевой Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_pernatyh_druzey.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми  подготовительной к школе группы

«Берегите пернатых друзей!»

Задачи: 

 Развивать диалогическую речь детей, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять рассказ по серии картин с развивающимся сюжетом, правильно строить предложения, последовательно излагать свои мысли;

Развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, правильно и отчётливо произносить звуки «с», «р»;

Учить детей отгадывать загадки, проговаривать скороговорки, понимать содержание и значение поговорок;

Закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в их жизни.  Воспитывать бережное отношение к птицам, желание о них заботиться.

Предварительная работа: 

Наблюдения за птицами на прогулке, изготовление кормушки, ежедневное подкармливание птиц; ведение дневника наблюдений

Рассматривание иллюстраций, беседы «Трудно ли птицам зимой», подборка книг о зимующих птицах; чтение художественной литературы – «Синичкин календарь» В.Бианки, «Зимующие птицы» Л.Кламбоцкая, «Воробышки» С.Есенин, «Снегирь» Е. Демьянов, «Ворона» А.Барто, «Птичьи кормушки» Л.Воронкова, «Синичкина кладовая» Н.Сладков; «Берегите птиц» Т.Евдошенко, «Птичья столовая» А.Александрова, «Зимние гости» Ю.Никонова;  пословицы, народные приметы, стихи, загадки;

Дидактические игры:  «У кого кто?», «Назови ласково», «Кто, как говорит», «Четвертый лишний», «Кого, чем угостим»

Продуктивные виды деятельности:  рисование «Снегири на ветках», конструирование из бумаги «Голубь», коллективная аппликация «Птичья столовая», конструирование кормушек из различного материала (коробок, пластиковых бутылок)

Оборудование: интерактивная доска, снежинка вырезанная из бумаги, маски птиц (дятел, сова, ворона); серия картинок по развитию речи «Зимующие птицы» Нищевой Н.В.

        Звучит музыка – звуки зимнего леса («Зимний рассвет» -  на интерактивной доске появляются изображения сказочного зимнего леса, зимующие птицы)

         Воспитатель обращается к детям: Видели ли вы, как вчера  вечером падал снег, и большие узорные снежинки кружились в воздухе и неслышно опускались на землю? А вот одна волшебная снежинка (педагог показывает детям красивую, вырезанную из бумаги, снежинку) залетела к нам в окно, когда я утром проветривала комнату, и поведала о том, как трудно живётся зимой в лесу птицам, которые остаются зимовать.

         Давайте заглянем в зимний сказочный лес и посмотрим, какие птицы там живут. (На интерактивной доске появляется картинка с изображением зимнего леса) Чтобы появилось изображение птицы, нужно прежде отгадать загадку:

Ты с модницей этой, конечно, знаком:

Вертушке на месте никак не сидится –

Всё хвастает синим своим сюртуком

И грудкою жёлтой гордится….      (синица) (на доске появляется синица)

Воспитатель: Есть такая в народе примета – если  синички с утра тетенькают – значит будет мороз. А ещё говорят: «Синичка – воробью сестричка»

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

Длиннохвоста, белобока, а зовут её… (сорока) (на доске появляется сорока)

  Воспитатель: Вы правильно отгадали загадки, но мы совсем забыли о снежинке. Она может растаять, давайте подуем на неё холодной струйкой со звуком «с» (педагог держит снежинку за уголок, дети дуют, произнося звук «с»)

         Молодцы, ребята!  В благодарность снежинка дарит вам весёлую чистоговорку:    «Сказала со смехом соседке синица:
                            "Стать самой скрипучей сорока стремится!"

 -  Попробуем повторить сначала медленно? Теперь медленно и тихо. Затем медленно и громко. Попробуем тихо, но быстрее.  Наконец, громко.  Затем предлагает детям маски - интонации. На этот раз последнюю строчку чистоговорки  произнести:
— торжественно (дятел);
— удивленно (сова);
— испуганно (ворон).
 

          А теперь снежинка опять приглашает нас в сказочный зимний лес отгадывать, какие же ещё птицы спрятались в лесу?        

От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает на далёкий знойный юг.

Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь.

Рад красавец красногрудый, житель севера …           (снегирь) (на доске появляется снегирь)

Окраской - сероватая, повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая, известная персона. А звать её… (ворона) (на доске появляется ворона)

         

       Воспитатель: Слышали ли вы такое выражение: «Все делом занимались, а он ворон считал»  Как вы думаете, что значит -  ворон считать? (ответы детей, объяснение воспитателя)

         - А какие народные приметы вы знаете, связанные с поведением вороны? (если вороны раскаркались – к холоду, к морозу;  В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.)

         - А теперь отгадайте следующую загадку:

Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (Сова) (на доске появляется сова)

 Воспитатель: Снежинка предлагает вам поиграть в игру «Совушка» : днём сова спит, и все пташки смело летают, ищут корм, клюют. Но, когда наступает ночь, сова вылетает на охоту,  и все птички замирают, чтобы не стать добычей хищницы. (одному ребёнку надевают маску «совы», остальные – птички. По сигналу «день» - дети резвятся, на сигнал – «ночь» - дети замирают, не шевелятся. Водящий важно обходит играющих.)

Воспитатель, дотрагиваясь до каждого  волшебной снежинкой,  превращает птичек опять в детей и предлагает расколдовать остальных зимующих птиц, отгадав следующие загадки:

Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели.   (Свиристель) (на доске появляется свиристель)

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой.   (Дятел) (на доске появляется дятел)

Пальчиковая гимнастика.

Координация речи с движением. Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой – клюв дятла.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

Воспитатель: Отгадайте, про кого можно сказать – каркает, стрекочет, чирикает, воркует, тетенькает, трещит, свистит? (педагог, задавая вопрос, передаёт снежинку ребенку. Отвечая, ребёнок возвращает снежинку взрослому)

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет: «Клё-клё-клё»,

Твердый клюв похож на крест.

Семена из шишек ест.

В оперенье – рыжий цвет.

Как зовут? Найди ответ.    (клёст) (на доске появляется клёст)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете зимующих птиц. А снежинка хочет поиграть с вами в такую игру: «Составь слово»

У синицы желтая грудка, значит она… желтогрудая

У сороки белые бока, значит она …   белобокая

У дятла длинный клюв, значит он… длинноклювый

У снегиря красная грудка, значит он… красногрудый

У сороки длинный хвост, значит она… длиннохвостая

У совы большие глаза, значит она… большеглазая

Задавая вопросы, педагог передаёт снежинку в руки каждому. Отвечая, ребёнок отдаёт снежинку обратно.

Воспитатель: есть ещё зимующие птицы, но живут они не в лесу. А вы знаете, где? (в городе)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут.   (Голубь)  (картинка голубя)

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

"Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!"     (Воробей)  (картинка воробья)

Воспитатель: Какую примету знаете, связанную с поведением воробьёв?  (Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель, или метель)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Почему же зимующие птицы не страшатся мороза? (Эти птицы выносливые, неприхотливые. Питаются семенами, ягодами рябины и тем, что дадут люди.)

Снежинка хочет поиграть с вами в игру «Верю – не верю»

Игра «Верю - не верю»

Клесты выводят птенцов зимой.
У синицы желтая грудка.
У воробья большой сильный клюв. (
Не верим!) А у кого такой клюв?
У сороки длинный черный хвост.
У свиристеля на голове хохолок.
Снегирь любит сало. (
Не верим!) Какая птица любит сало?
Ворона питается остатками пищи.
Клесты любят семена шишек.

Воспитатель: Как вы думаете, трудно ли птицам зимой? Почему? Как мы можем им помочь? Отгадайте загадку:

Что за стол среди берез под открытым небом?

Угощает он в мороз и зерном и хлебом?  (кормушка)

Воспитатель: волшебная снежинка хочет познакомить вас с интересной историей (педагог выставляет картинки с развивающимся сюжетом)

  1. Какое время года? Кто изображен? Как одеты дети? Кого нашли на снегу? Что с ней случилось? Почему она замёрзла? Что решили сделать дети?
  2. Что у мальчика в руках? Куда положили воробушка? Почему они идут быстрым шагом?  Куда? О чём могут разговаривать дети?
  3. Где находятся дети и птичка? Как выглядит воробей? Что он делает? Что делают дети? Почему он отогрелся?
  4. Что на этой картинке? Зачем? Что девочка насыпает в кормушку? Где сидит воробушек? Какое у всех настроение?

Воспитатель: а теперь снежинка опять придумала для вас игру: «Помоги правильно составить предложение»:

1.Зима, дети, идти, гулять, парк

2. Ребята, птичка, увидеть, снег

3. Девочка, взять, воробушек, ладошка

4. Ребята, забрать, воробушек, дом

5. Воробушек, согреться, клевать, семечки

6. Дети, повесить, кормушка, парк

7. Ребята, выпустить, воробушек

8. Дети, подкармливать, птиц

Воспитатель: Давайте сейчас вместе с вами составим рассказ по этим картинкам (педагог вызывает к доске четверых желающих детей. Каждый рассказывает по одной картинке 2-3 предложения)

Воспитатель благодарит детей за дружный, последовательный рассказ: А я хочу вам прочитать стихотворение, которое мне нашептала наша волшебная снежинка. Называется оно  «Покормите птиц зимой», написал Александр Яшин

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов…

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна

Горсть – одна –

И не страшна…

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть…

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать…

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз…

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель: А снежинку мы сейчас выпустим в окно. Пусть она летит и сообщит всем птицам, какие у нас добрые дети живут в детском саду -  настоящие друзья пернатых,  которые помнят, как трудно приходится зимой бедным птахам и никогда не забудут подкормить их крошками, семечками, зёрнышками. Пусть прилетают к нашей кормушке! (дети с педагогом  выпускают снежинку в окно)  Вновь звучит музыка – «Звуки зимнего леса»     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Человек без друзей, что дерево без корней».

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно...

План конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности " Наши пернатые друзья"

Уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху, закрепить знания детей о приспособлениях и механизмах , позволяющих человеку летать по воздуху. Упраж...

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию по теме: «Грачи прилетели», средняя группа.

Совместная образовательная деятельность в средней группе по развитию речи.На занятии используется прием вхождения в картину....

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин»

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин» с иприменением дидактического пособия "Блоки Дье...

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию

Материал предназначен для совместной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему «Витамины наши друзья»

Познакомить детей с полезными и вредными продуктами. Дать представление о витаминах....