В театр играем - речь развиваем
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от овладения ребенком связной речью.Формирование связной речи у детей осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности,при проведении игр,наблюдения  за окружающим миром и дрОдним из самых эффективных способов воздействия на ребенк,в котором наиболее ярко отражается принцип -обучаемся играя,является театр т театрализованные игры.В создании театрального образа велика роль слова.Оно помогает ребенку выразить свои мысли и чувства,понять переживания партнеров,согласовывать с ним свои действия.Дети видят свой мир через образы,краски и звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_teatralizovannoy_deyat-tidokument1.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «В театр играем — речь развиваем»

Содержание

Паспорт проекта

3

Актуальность проекта

Теоретическая и практическая значимость 4

7

Новизна проекта. Предмет исследования 7

Цели и задачи проекта 8

Краткое описание проекта по этапам 8

Ожидаемые результаты 9

Содержание работы 9

Мониторинг проектной деятельности 11

Продвижение проекта 12

Приложение

Список литературы 12

13

Паспорт проекта

Наименование «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Творческое название «В театр играем – речь развиваем»

Вид проекта Творческий

Тип проекта Долгосрочный

ГБДОУ д/с 19

 Разработчик проекта  Васильева Елена Вадимовна

Воспитатель ГБДОУ д/с 19

Организация, на базе которой реализуется проект ГБДОУ «Детский сад19»

Цель проекта Определить влияние художественно-театральной деятельности на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Задачи проекта

 1. Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

2. Совершенствование звуковой стороны речи.

3. Развитие монологической и диалогической речи.

4. Формирование игровой мотивации детской речи.

5. Создание на занятиях благоприятной

психологической атмосферы, обогащение эмоционально- чувственной сферы ребёнка.

6. Развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом.

7. Совершенствование просодической

стороны речи и интонационной выразительности.

8. Расширение кругозора и представлений о мире.

9. Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи.

Срок реализации 2015 – 2016 год

Этапы реализации проекта Подготовительный сентябрь –декабрь 2015.

Основной январь 2016 –март 2016

Заключительный апрель – май 2016

Образовательные области

• Коммуникация

• Познание

• Социализация

• Здоровье

• Художественная литература

• Музыка

• Художественное творчество

Исполнители проекта Васильева Е.В. -воспитатель

Целевые группы проекта Дети подготовительной группы,педагоги ДОУ, родители воспитанников.

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».

В. Сухомлинский

Актуальность проекта.

. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи.

Формирование связной речи детей осуществляется  в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др.,

Одним из самых эффективных способов  воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя, является театр и театрализованные игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, которая в ненавязчивой форме помогает развитию связной и грамматически правильной речи, является необходимым условием увлекательной деятельности, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии.

В создании театрального образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский) .

Театрализованная деятельность как средство развития речи в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для развития речевых навыков детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

«Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

.

Актуальность нашей работы мы видим в том, что театрализованная деятельность помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи, так как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.

.

Теоретическая и практическая значимость проекта.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что её результаты позволяют расширить и углубить представления о положительном влиянии театрализовано-игровой деятельности на развитие речи у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный в исследовании цикл занятий и методические рекомендации по развитию связной речи средствами театрализовано-игровой деятельности могут быть использованы в практической деятельности педагогов и специалистов для оптимизации процесса развития речи детей дошкольного возраста.

Новизна.

 Предмет исследования.

Новизна исследования сформулирована в том, что для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Предмет исследования- условия формирования монологической и диалогической речи в процессе театрализовано-игровой деятельности.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: Определить влияние художественно-театральной деятельности на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста .Исходя из основной цели поставили следующие задачи:

1. Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

2. Совершенствование звуковой стороны речи.

3. Развитие монологической и диалогической речи.

4. Формирование игровой мотивации детской речи.

5. Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально- чувственной сферы ребёнка.

6. Развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом.

7. Совершенствование просодической стороны речи и интонационной выразительности.

8. Расширение кругозора и представлений о мире.

9. Формирование нравственных основ и начал.

10. Приобщение родителей к участию в проекте. Установление эмоционального контакта между детьми, педагогами и родителями через совместное проведение праздников, досугов.

11. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Краткое описание проекта по этапам

1. Подготовительный этап.

-определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- изучение научно–методической литературы по данной проблеме;

- проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития лексического строя речи у детей старшего возраста;

-создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых и пальчиковых игр;

- составление перспективного плана работы.

II. Основной этап.

1. Содержание д еятельности воспитателя:

- составление методических разработок,

- проведение развивающих занятий по развитию лексического строя речи с использованием элементов логоритмики;

- консультирование воспитателей и родителей по данной проблеме;

-проведение мастер классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.

- проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;

- закрепление изученного материала.

3. Содержание деятельности родителей:

- участие в занятиях по развитию лексического строя речи;

- закрепление изученного материала по заданию логопеда в процессе повседневного общения с ребенком;

- проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

III. Заключительный:

- проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;

- подведение итогов реализации проекта.

Ожидаемые результаты :

• умение владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией

Содержание работы

Для достижения поставленной цели, в коррекционной работе с детьми использовали речевые игры и упражнения, направленные на:

- развитие дыхание и свободы речевого аппарата,

- умение владеть правильной артикуляцией,

- четкой дикцией,

- разнообразной интонацией,

- логикой,

- игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию,

- умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

- подбирать простейшие рифмы.

Работа по развитию речи посредством театрализовано-игровой деятельности проводилась в естественных для детей условиях, во время повседневной игровой деятельности, на коррекционных занятиях.

Был разработан план занятий, который включает в себя театральные игры, упражнения, а так же инсценировки и театрализованные представления.

Для того чтобы наша работа оказалась успешной мы соблюдали некоторые обязательные условия:

• Прежде всего, это наличие речевого образца - сказки, стихи, рассказы являются источником яркой образной речи: типичные сказочные выражения, пример народной разговорной речи, повторяющиеся песенки, и четкая композиция текста и др.

• Расширения детских представлений и формирование словаря в связи с содержанием литературного произведения.

• Работали над содержанием, образами сказки после ее чтения с целью углубления понимания произведения, обдумывания характеристик, особенностей литературных героев: пересказ сказки с использованием фигурок настольного театра, интерактивной доски.,кукольного театра.

• Целенаправленное использование приемов активизации и совершенствования речевой деятельности дошкольников: воспроизведение детьми диалогов персонажей; рассказывание отдельных эпизодов сказки, стихов, потешек, дразнилок, что упражняет в произнесении трудных звуков, совершенствует связную диалогическую речь, помогает осваивать разные интонации - просьбы, вопроса, удивления, суждении.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда опираемся на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д. Создают же образы дети сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

На занятиях используются различные виды театра –на интерактивном оборудовании, настольный театр, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. Дети создают сценки, ведут роль игрушечного персонажа. Они действую

 деятельности, позволяет качественно изменить уровень речевого развития детей.

Продвижение проекта.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализовано-игровой деятельности. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра - дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Мы показали, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей с ОНР. Цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Благодаря театрализованным играм дети стали более раскрепощенными, открытыми, улучшилась речь и взаимопонимание, развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «В театр играем - речь развиваем».

Проект: «В театр играем - речь развиваем».Цель проекта:·        ознакомление с различными видами театра, для повышения речевой активности.·...

Паспорт педагогического проекта «В театр играем - речь развиваем»

Паспорт педагогического проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В театр играем - речь развиваем» Проект «В ...

Педагогический проект «В театр играем - речь развиваем». Вторая младшая группа

Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым)для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов,...

Консультация для родителей В театр играем - речь развиваем

Консультация для родителей В театр играем - речь развиваем...

Проект «В театр играем – речь развиваем!»

Цель: профилактика речевых нарушений и развитие речи детей через театрально – игровую деятельность. Задачи: Вызвать интерес к театрально- игровой деятельности, знакомить с различными видами прои...

Буклет для специылистов ДОУ и семей воспитанников "В театр играем-речь развиваем"

Буклет для специалистов ДОУ и семей воспитанников "В театр играем- речь развиваем" . в буклете представлены игры и игровые упражнения, способствующие коррекции речевых нарушений у детей стар...

Проект учителя-логопеда "В театр играем - речь развиваем"

Одним  из инновационных методов  в своей работе, позволяющих решать проблему не только развития творческих познавательных способностей детей, но и создание единого пространства, служит метод...