Знакомство с русским народным костюмом
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Коробкова Татьяна Дмитриевна

НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

(познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие)

 

Цель: развитие интереса к русской национальной культуре

Задачи: знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник; закрепление знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки, считалки); развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности.

Ход занятия

Восп-ль: Посмотрите, ребята, к нам кто-то в гости идет.

Кукла: Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добрые молодцы! Низкий вам поклон.

Дети: Здравствуйте.

Восп-ль: Какая интересная гостья к нам пожаловала! И одета чудно, и здоровается по-особенному.

Восп-ль: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Восп-ль:  Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)

Восп-ль:  Потому, что на Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый. А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит - красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Красивая одежда!

Восп-ль:  Сегодня мы познакомимся с вами с элементами русского народного костюма и символами, которыми их украшали. А начнем мы со сказки. Ребята, вы любите сказки? (да) Давайте послушаем стихотворение о сказке.

Ребенок 1:

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

родной народ ее творец,

Народ - хитрец, народ - мудрец.

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Дети вместе с воспитателем подходят к доске, на столике лежат картинки из русских народных сказок (лиса, волк, заяц, медведь в русских национальных костюмах).

Восп-ль: Вы, наверное, знаете много сказок и можете их назвать. А назовите мне героев русских народных сказок. Я буду загадывать вам загадки, а вы слушайте и отгадывайте.

Загадки

1.     Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (Медведь) (На доску прикрепляется картинка с изображением медведя)

2.     По лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет.

Страшно слышать пасти щелк.

Кто в лесу зубастый? (Волк) (Прикрепляется картинка с изображением волка)

3.     Всех боится он в лесу,

Волка, филина, лису.

Бегает от них спасаясь,

С длинными ушами... (Заяц) (Прикрепляется картинка с изображением зайца)

4.     Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

А зовут ее... (Лисичка) (Прикрепляется картинка с изображением лисы)

Восп-ль: Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно. А Марьюшка хочет знать, в каких сказках живут эти герои? (Ответы детей)

Восп-ль: Посмотрите, ребята, а во что одеты эти герои русских народных сказок? (Ответы детей)

Восп-ль: Они одеты в русские национальные костюмы. И на нашей гостье – Марьюшке, тоже русская национальная одежда. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!

Восп-ль: Во что одет медведь? (Рубаха с косым воротом – косоворотка, порты – штаны, пояс – кушак)

Восп-ль: Во что одет волк? (Рубаха косоворотка, штаны, кушак, онучи, лапти)

Восп-ль: Во что одет заяц? (Рубаха, штаны)

Восп-ль: А во что одета лиса? (Сарафан, рубаха, передник, платок)

Восп-ль: У медведя, волка и зайца – мужской русский национальный костюм. А у лисы – женский.

Восп-ль: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Люди часто веселились и придумывали различные игры.

Динамическая пауза. Подвижная игра «КАРУСЕЛЬ» - веселая. Это тоже русская народная игра. Давайте поиграем в эту игру.

 

Добры молодцы, красны девицы. Удалой народ!

Не желаете ль развеяться? Карусель вас ждет.

Дети держаться за ленты на обруче, бегут по кругу, приговаривая:

Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра. (Игра повторяется 2-3 раза)

(На стульях разложена русская национальная одежда: рубаха, сарафан, кокошник, платок, косоворотка, кушак, лапти).

Восп-ль: Ребята, посмотрите, что это? (Дети смотрят, трогают, называют элементы национального костюма).

Восп-ль: Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан и передник. На голову платок или кокошник. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.

Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.

Восп-ль: Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов. (Одинаковый элемент – рубаха).

Восп-ль: Да, ребята, одинаковым элементом русского костюма была рубаха.

Восп-ль: Давай рассмотрим ее внимательно. По вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали ее вышивкой, тесьмой. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это вода, круг – солнышко, квадрат или ромб – земля, а крест – оберег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

Ребята, у вас на столах лежат шаблоны русской рубахи. (Дети садятся за столы).

Восп-ль: Чего не хватает на них? (Ответы детей)

Восп-ль: Давайте придумаем узор из обережных знаков и украсим рубаху по вороту, рукавам и подолу.

Творческие работы детей.

Физминутка:

Рисовали, рисовали

Наши пальчики устали

А теперь мы отдохнем

И опять играть пойдем.

Дидактическая игра: «Найди и покажи».

Подведение итогов.

Восп-ль: Какие элементы русского народного костюма мы узнали? В чем одета Лиса? А Заяц? Ребята, круг – символ чего? А ромб?

А теперь пора прощаться с гостьей, ей пора возвращаться, но она непременно заглянет к нам и проверит узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.

Кукла: До свидания, люди добрые, добры молодцы и красны девицы!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_russkim_narodnym_kostyumom.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

(познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие)

Цель: развитие интереса к русской национальной культуре

Задачи: знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник; закрепление знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки, считалки); развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности.

Ход занятия

Восп-ль: Посмотрите, ребята, к нам кто-то в гости идет.

Кукла: Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добрые молодцы! Низкий вам поклон.

Дети: Здравствуйте.

Восп-ль: Какая интересная гостья к нам пожаловала! И одета чудно, и здоровается по-особенному.

Восп-ль: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Восп-ль:  Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)

Восп-ль:  Потому, что на Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый. А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит - красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Красивая одежда!

Восп-ль:  Сегодня мы познакомимся с вами с элементами русского народного костюма и символами, которыми их украшали. А начнем мы со сказки. Ребята, вы любите сказки? (да) Давайте послушаем стихотворение о сказке.

Ребенок 1: 

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

родной народ ее творец,

Народ - хитрец, народ - мудрец.

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Дети вместе с воспитателем подходят к доске, на столике лежат картинки из русских народных сказок (лиса, волк, заяц, медведь в русских национальных костюмах).

Восп-ль: Вы, наверное, знаете много сказок и можете их назвать. А назовите мне героев русских народных сказок. Я буду загадывать вам загадки, а вы слушайте и отгадывайте.

Загадки

  1. Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (Медведь) (На доску прикрепляется картинка с изображением медведя)

  1. По лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет.

Страшно слышать пасти щелк.

Кто в лесу зубастый? (Волк) (Прикрепляется картинка с изображением волка)

  1. Всех боится он в лесу,

Волка, филина, лису.

Бегает от них спасаясь,

С длинными ушами... (Заяц) (Прикрепляется картинка с изображением зайца)

  1. Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

А зовут ее... (Лисичка) (Прикрепляется картинка с изображением лисы)

Восп-ль: Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно. А Марьюшка хочет знать, в каких сказках живут эти герои? (Ответы детей)

Восп-ль: Посмотрите, ребята, а во что одеты эти герои русских народных сказок? (Ответы детей)

Восп-ль: Они одеты в русские национальные костюмы. И на нашей гостье – Марьюшке, тоже русская национальная одежда. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!

Восп-ль: Во что одет медведь? (Рубаха с косым воротом – косоворотка, порты – штаны, пояс – кушак)

Восп-ль: Во что одет волк? (Рубаха косоворотка, штаны, кушак, онучи, лапти)

Восп-ль: Во что одет заяц? (Рубаха, штаны)

Восп-ль: А во что одета лиса? (Сарафан, рубаха, передник, платок)

Восп-ль: У медведя, волка и зайца – мужской русский национальный костюм. А у лисы – женский.

Восп-ль: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Люди часто веселились и придумывали различные игры.

Динамическая пауза. Подвижная игра «КАРУСЕЛЬ» - веселая. Это тоже русская народная игра. Давайте поиграем в эту игру.

Добры молодцы, красны девицы. Удалой народ!

Не желаете ль развеяться? Карусель вас ждет.

Дети держаться за ленты на обруче, бегут по кругу, приговаривая:

Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра. (Игра повторяется 2-3 раза)

(На стульях разложена русская национальная одежда: рубаха, сарафан, кокошник, платок, косоворотка, кушак, лапти).

Восп-ль: Ребята, посмотрите, что это? (Дети смотрят, трогают, называют элементы национального костюма).

Восп-ль: Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан и передник. На голову платок или кокошник. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.

Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.

Восп-ль: Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов. (Одинаковый элемент – рубаха).

Восп-ль: Да, ребята, одинаковым элементом русского костюма была рубаха.

Восп-ль: Давай рассмотрим ее внимательно. По вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали ее вышивкой, тесьмой. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это вода, круг – солнышко, квадрат или ромб – земля, а крест – оберег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

Ребята, у вас на столах лежат шаблоны русской рубахи. (Дети садятся за столы).

Восп-ль: Чего не хватает на них? (Ответы детей)

Восп-ль: Давайте придумаем узор из обережных знаков и украсим рубаху по вороту, рукавам и подолу.

Творческие работы детей.

Физминутка:

Рисовали, рисовали

Наши пальчики устали

А теперь мы отдохнем

И опять играть пойдем.

Дидактическая игра: «Найди и покажи».

Подведение итогов.

Восп-ль: Какие элементы русского народного костюма мы узнали? В чем одета Лиса? А Заяц? Ребята, круг – символ чего? А ромб?

А теперь пора прощаться с гостьей, ей пора возвращаться, но она непременно заглянет к нам и проверит узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.

Кукла: До свидания, люди добрые, добры молодцы и красны девицы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с русским народным костюмом

Кокшники, сарафаны... а что ещё вы знаете о русском народном костюме? Предлагаем вам узнать иные отличительные черты....

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с русским народным костюмом".

Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...

НОД "Знакомство с русским народным костюмом"

Приобщение детей к народной культуре и развитию духовности – это вопросы, занимающие приоритетные позиции в российском дошкольном  образовании. НОД такого рода являются актуальными и значим...

Конспект НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

Познакомить детей с женским русским народным костюмом...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»...