развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_noyabr.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Конспект

Занятие по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).


 «В мире звуков»

Задачи:

Образовательные: Закреплять навык правильного произношения звуков [с], [з], [ш]. Напомнить детям артикуляцию звука [ж]; поупражняться в произношении звука [ж] в словах и фразах; учить произносить звук утрированно.

Развивающие: Активизировать словесно-логическое мышление, развивать слуховое внимание, артикуляцию и мелкую моторику. Способствовать укреплению психофизического здоровья детей.

Воспитательные: Формировать интерес к познавательной деятельности, любознательности, желание участвовать в театральной деятельности.

Предшествующая работа: работа с карточками, определение и нахождение звуков [з], [с], [ш] в словах, разучивание инсценировки «поющий букет», артикуляционная гимнастика.

Материал к занятию: шапочки змеи, филина, лягушат, костюм «жука», панно «лесное озеро», корзина.

Раздаточный материал: предметные карточки на звук [ж], белые карточки.

Ход занятия.

Ребята, какое сейчас время года? (Весна). Верно на улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит солнышко

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Воспитатель:                 Солнышко утром вставало

Солнышко тучки считало

Посмотрело вверх,          

Посмотрело вниз            

Вправо, влево                  

(соответствующие движения глазами)

Глазками посмотрело    

И закрыло глазки            

                                        Не хочется солнышку просыпаться

Пока у детей глаза закрыты появляется солнышко (ребенок в роли солнышка)

     Воспитатель: Посмотрите какое солнышко к нам пожаловало!

Воспитатель, Солнышко и дети делают массаж лица

Личко солнышко согрело

Потеплело, потеплело

(поглаживающие движения отс ередины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей)

Наши ручки потянулись (тянимся вверх)

Наши губки улыбнулись (улыбнуться)

Воспитатель: Солнышко ярко светит, погода замечательная, а хотите сейчас оказаться на лесном озере и посмотреть что там происходит? (Да)

тогда закрывайте все глаза и послушайте (звучит фонограмма «Голоса птиц»)

Воспитатель: Вот и оказались мы с вами на лесном озере (Открывается картина «Озеро», на экологическом экране)

С приходом весны лес наполнился различными звуками. А что вы слышали? (Весело поют птички)

А вот я услышаал как спешит к лесному озеру ручеек и льётся талая вода, попадая в озеро.

Как льется водичка? (с-с-с). Кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют? (з-з-з). Я слышу квакают лягушки.

Лягушки: (девочки 3-4 человека)

Ква-ква!

Подходите к нам, лягушкам,

Тяните губки прямо к ушкам (улыбаются)

Воспитатель: Улыбнулись нам, подружки, большиглазые лягушки, давайте поупражняемся вместе с лягушками

Артикуляционное упражнене «Лягушки»

Растяните свои губки,

Мы увидим ваши зубки

Потянете-потянете

Нисколько не устаните

А теперь изобразим как лягушки ловят комариков

Пальчиковая игра «Лягушата»

Рот пошире открываем

В лягушат мы поиграем

А теперь закроем рот

Лягушонок наш жует.

(ладонями обеих рук имитируем лягушат, большой палец соединяем с остальными сомкнутыми пальцами)

Воспитатель:                         На высокой сосне, в лесной тишине,

                                                Добрый филин - у да у

                                                 Будем подражать ему.

Филин: (мальчик)                  Губы «Хоботом» тяну

                                                 А теперь их отпускаю

                                                 И на место возвращаю.

Воспитатель: Ой, ребята, в этих кустах кто-то шевелится и шипит, похоже на веревочку. Кто это? (Змея) ш-ш-ш

Давайте и мы пошипим, сначало громко. Потом тише.

Змея: (девочка)                          Подражайте вы змее

                                                     С нею будьте наровне

                                                     Высуним языки спрячем

                                                      Только так, а не иначе

     (артикуляционное упражнение и изображаем змею ладошками)


Воспитатель: Ребята, а я еще слышу звук над лесным озером «ж-ж-ж». Чья это песенка? (Жука)

Проснулись майские жуки.

Для того, чтобы у нас получилась такая же звонкая песенка, кончик языка мы спрячем за верхние зубы, закроем их губы сделаем круглые и добавим звук. (Показ артикуляции звука (ж))

Спойте псеснку жука не громко (индивидуально) и по подгруппам (девочки и мальчики)

А сейчас мы превратимся с вами в жучков.

п/и «Жучки» (физкультминутка)

      День — жуки жужат и летают

       Ночь — ложатся на спину и медлено шевелят руками и ногами.

Песенка жука в одних словах живет, а в других не живет. Сядьте на свои места за столы и посмотрите на картинки. Тихо и медленно, шепотом назовите что на них изображено и догадайтесь в названии какой картинки спряталась песня жука -ж- Когда найдете закройте эту карточку квадратом из белой бумаги. В каком слове живет ж? Выслушивает (10 детей)

А сейчас я вам прочитаю стихотворение В.Бирюкова

«Почему букет поет?»

Жук в рубашке полосатой

Полетел играть к ребятам

На цветок лиловый сел

Песню звонкую запел

Сока сладкого хлебнул

В колокольчике заснул

Да попал в букет к Маринке

и жужжит, жужжит в корзинке

А Маринка не поймет

Почему букет поет?

Почему же пел букет?

А хотите послушать и посмотреть рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и попав к девочке испугался. Я буду рассказывать, а девочки показывать. А вы нам когда я попрошу помогайте.

Инсценировка рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова

Вокруг нашего озера выросло много цветов (раскладывает цветы на ковре) Летел жук по свои делам и жужал:

Жук:       - Жуть как пить хочется?

О чем жужал жук? (Хоровые и индивидуальные ответы детей). Увидел он лиловый цветок «обрадовался»: «-Тут я найду чем жажду утолить»

     Залез в колокольчик и осмотрелся: «- Красиво, жить можно». Что прожужал жук? (Жить можно)

Попробовал усиками дно цветка и сказал: «- Сок! Вкусный.» Попил он и стало ему весело: «- Жить хорошо!» - запел жук. О чем запел жук? (Жить хорошо)

Пел, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов в корзинку и принесла домой, и вдруг раздалось жужание: «- Жуть! Куда я попал? Тут же люди живут». О чем жужал жук на этот раз? (ответ детей)

        

Ну вот, погуляли мы около озера, пора нам и в детский сад. Закрываем глаза, птички нам поют. Вот мы и опять в детском саду. Какие же звуки мы услышали на лесном озере?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...