Консультация для воспитателей «Игры, способствующие развитию словаря»
консультация по развитию речи на тему

Ирина Анатольевна Полухина
Консультация для воспитателей «Игры, способствующие развитию словаря»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  

«Игры, способствующие развитию словаря»

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. Дидактические игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность. Следовательно, необходим набор специальных дидактических игр, постоянное обновление игр находящихся в «обиходе», чтобы не падал, а наоборот все больше возрастал интерес ребенка к этим познавательным играм.

Для целенаправленной планомерной работы над развитием лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста выделяют следующие группы игр:

1.Игры, помогающие расширить объем словаря.

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной и бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями. Закреплять знания детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи.

Дальнейший рост словаря осуществляется за счет формирования полного представления о предмете, его качествах, частях, из которых состоит предмет, их соотношениях, о материале, из которого предмет изготовлен.

На первом этапе работы, посвященном ознакомлению детей с предметами целесообразно использовать методические приемы и дидактические упражнения:

  • демонстрация предметов (изображений предметов) с одновременным их

названием;

  • хоровое и индивидуальное проговаривание наименований предмета;
  • неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это?);
  • неожиданное исчезновение  живого существа или предмета («Кто исчез? Что  исчезло?»;
  • создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета;
  • демонстрация действий предмета с их называнием;
  • обследование взрослым предмета с называнием его качеств;
  • рассматривание предмета, его изображения и ответы на вопросы об основных  признаках этого предмета;
  • обследование предмета ребенком по словесной инструкции взрослого;
  • вычленение качеств предмета в сопоставлении с противоположным;
  • рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями;
  • раскрашивание контурных изображений предметов, называние предметов, их частей, признаков, цвета;
  • дорисовывание недостающих частей предметов, их называние.

2.Игры, формирующие структуру значения слова.

Значение слова имеет сложную структуру. Словом мы обозначаем конкретный предмет (например, стол). Этим же словом называем совокупность предметов (совокупность всех столов – кухонных, детских, квадратных, деревянных и пластмассовых – называют тоже словом «стол»). В зависимости от контекста, от связи слова с другими словами предложения, изменяется его значение. Например: «Встать из-за стола.  Сесть за стол переговоров. Диетический стол достаточно разнообразен».

С учетом сложной структуры значения слова работу по расширению словаря дошкольника необходимо вести через уточнение признаков конкретного предмета (в нашем примере это будет конкретный стол, находящийся перед глазами ребенка),  развитие операции обобщения на основе главных признаков (стул и стол, другие предметы мебели имеют общий функциональный признак, служат человеку для того, чтобы лежать, сидеть и класть вещи). Кроме того, важно учить ребенка употреблению слова в различных контекстах, формируя понимание зависимости значения слова от речевой ситуации.

Значение слова также зависит от отношения к нему говорящего. Слово может быть произнесено с радостью, страхом, пренебрежением и т.д. Попробуйте произнести любое слово с различным отношением к его значению. Например, побуждение войти в комнату («Войдите»), сказанное с радостью, означает желание увидеть человека. Произнесенное с пренебрежением, с унижением, может означать обратное (лучше не входили бы). В каждом из этих случаев слово будет иметь различное значение. Слыша чьи-то произнесенные слова, мы реагируем не только на значение слова, закрепленное в толковом словаре, но и на речевой контекст (в какой связи это сказано), а также на интонацию говорящего, его отношение к тому, что он говорит. Поэтому работа по расширению словаря ребенка должна включать в себя несколько направлений.

После предъявления ребенку незнакомых предметов (изображений) важно проводить их рассматривание, выделение деталей и следующих качеств предметов: цвет, форма, величина, вкус, запах, температурные ощущения (горячее, холодное), качества поверхности предмета (колючее, гладкое, пушистое блестящее), местоположения (овощи растут на огороде, посуда нужна на кухне), функций (мебель служит для того, чтобы на ней сидеть, лежать, складывать вещи).

Уточнение внешнего облика предметов расширяет словарь наименования деталей (карман, рукав, воротник, пояс, манжета, пуговица, подошва, задник, носок, язычок, шнурки, каблуки и т.д.).

Ознакомление с наименованиями признаков способствуют дальнейшему обогащению словаря за счет овладения прилагательными цвета, формы (овальное, квадратное), веса (легкое, тяжелое), величины (маленький, огромный), вкуса (кислый, горький), запаха (душистый).

Изучение местоположения предмета и его функциональной принадлежности позволит обогатить словарь тематической лексикой (например, по теме «Овощи»: огород, грядки, земля, растет, созревает, срывать, выкапывать, срезать, собирать, поливать и т.д.).

Благодаря такому рассмотрению вышеперечисленных особенностей предмета (внешний облик, детали, местоположение, функции) слово связывается в сознании дошкольника с конкретным образом предмета. (Редис – ярко-красный, на кончике белый, круглый, мелкий, легкий, гладкий, горьковатый, растет в огороде на грядке, в земле. Его добавляют в салаты. Он полезен для здоровья, в нем много витаминов.) Это исключит возможность замены слова близким или далеким  по смыслу. Замены слов наблюдаются, когда ребенок клубнику называет малиной, кузнечика – жуком и т.д. Случаи лексических замен свидетельствуют о несформированности представлений ребенка об особенностях предмета.

Обогащению словарного запаса детей на следующих этапах работы способствует различение и обобщение предметов по смыслоразличительным  признакам. К примеру, овощи – это растения (а также их плоды), выращиваемые на грядках в огороде, а фрукты – на дереве в саду. Смыслоразличительным признаком в этом примере является местоположение предмета (на грядках, в саду). Или: стакан – это стеклянный цилиндрический сосуд без ручки, служащий для питья, а кружка – это сосуд в форме стакана с ручкой. Наличие или отсутствие детали (ручки)  является одним из смыслоразличительных признаков в этом примере. На основе выделения главных признаков предметов, их обобщения происходит развитие понятийного компонента значения слова.

Значение слова зависит от речевого контекста, в котором оно употребляется. Слово включает в себя ряд значений в различных ситуациях.

Развитие перечисленных компонентов структуры значения слова способствует обогащению словаря, уточнению значения слова.

Таким образом, выделяются следующие направления в работе по формированию структуры значения слов.

  • Формирование денотативного аспекта значения слова (т.е. представлений о конкретных особенностях предмета).
  • Формирование  понятийного аспекта значения слова (т.е. обобщения существенных признаков предметов).
  • Формирование контекстуального аспекта значения слова (т.е. употребления слова в зависимости от контекста).

3.Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля.

В процессе развития мышления и речи словарь ребенка не только увеличивается  количественно, но и систематизируется в семантические поля. Семантические поля – это образования слов, связанных по смыслу (к примеру, поле наименования предметов одежды, поле названия ягод, поле глаголов движения и др.). Внутри семантического поля выделяется центр и периферия (например, в семантическом поле названий цветов ядро составляют названия основных цветов, периферию – названия оттенков). В семантическом поле представлены  родовые отношения: одежда – родовое слово; рубашка, платье, шуба – названия видов.

От того, насколько у дошкольника сформированы семантические поля, т.е. насколько слова сгруппированы между собой по смыслу, зависит успешность употребления слов в устной речи, а также точность употребления слов. Таким образом, о достаточной сформированности семантических полей могут свидетельствовать наличие распределения лексики ребенка на смысловые группы и наличие крепких связей между выражающими родовидовые отношения словами (животные – дикие, домашние; дикие животные – лиса, волк, еж и т.д.; домашние животные – кот, собака, корова и т.д.).

Организация семантических полей и лексической системности осуществляется за счет укрепления родовых отношений между словами одного поля ( развитие понятийного аспекта значения слова).

4.Игры, формирующие связи слов.

По мере развития словаря ребенок усваивает многочисленные связи слова с другими словами. Внутри семантического поля устанавливаются родовидовые связи, отношения наименований целого предмета и его частей (грузовик: кабина, кузов, колеса), синонимия, антонимия. Такие отношения между словами, противопоставленными друг другу и одновременно связанными общим признаком, называются парадигматическими связями слов. Присутствие одного из членов парадигматического ряда исключает наличие другого в потоке речи или в тексте.

В процессе использования слова в речи оно обрастает связями с другими словами предложения (синтагматическими связями). Синтагматические связи слов характеризуют присущую каждому слову валентность или лексическую сочетаемость с другими единицами языка. Слово может иметь одну или более возможность сочетания  с другим словом предложения. Например, глагол «дал» требует уточнения словами кто, что, кому (Отец дал книгу сыну) Слово «совет» имеет три возможности сочетаний  слов: кто советует, кому и что (совет врача, совет другу, совет заниматься).

Формирование парадигматических связей проводится в процессе уточнения структуры значения слова, развития семантических полей, лексической системности. Основными разделами работы  являются уточнение понятийного и денотативного аспектов значения слова, развитие процессов классификации, категоризации, абстрагирования, расширение словаря синонимов и антонимов.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и оказывает развивающее воздействие на психику ребенка в целом, необходимо систематическое использование разнообразных игр во всех формах и направлениях работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие развитию словаря

Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это?») Цель. Расширение объема словаря существительных. Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме. Содержание. Взрослый ...

консультация для воспитателей " Игры, способствующие обогащению словарного запаса"

Помещены названия и описания игр, способствующих обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Игры, способствующие развитию связной речи"

Это очередная консультация из цикла "Логопедическая игротека. Речевые игры"...

Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»

Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу.  ...