конспект по развитию речи "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Русанова Наталья Анатольевна

Цели:  

  • Закрепление и обобщение знаний по сказкам;
  • Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя;
  • Развивать монологическую речь детей через пересказ сказки с помощью мнемосхем;
  • Воспитывать интерес, развивать творческие способности через театрализованную деятельность;
  • Уточнение, активизация  и актуализация словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe_lisa_i_zhuravl.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 11»

Путешествие  по сказкам

Развитие речи

Подготовительная группа

Русанова Наталья Анатольевна

Воспитатель

г. Сасово

                                                              2014

     

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Просмотр мультфильма», «Театральная деятельность»

Задачи в образовательных областях

«Познание»

- обучение навыкам развития связной речи;

- развить комбинаторные способности, логическое мышление и творческое воображение, смекалку, наблюдательность.

 «Здоровье»

- формировать правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении.

- совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом физкультминутки.

«Социализация»

- развивать интерес к окружающему миру в процессе игры с предметами, сделанными из различных материалов.

«Коммуникация»

- развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением.

- расширять и активизировать словарный запас

Воспитательные задачи: воспитывать внимание, выдержку, формировать умение выслушать своего товарища, не перебивать.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная

Цели:  

  • Закрепление и обобщение знаний по сказкам;
  • Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя;
  • Развивать монологическую речь детей через пересказ сказки с помощью мнемосхем;
  • Воспитывать интерес, развивать творческие способности через театрализованную деятельность;
  • Уточнение, активизация  и актуализация словаря.

Предварительная работа: закрепить названия животных и птиц; правильное произношение  скороговорок и пословиц;  чтение сказок; обучение точной передачи текста

Материалы и оборудование: Ноутбук, проектор, презентация Power Point; костюмы и следы лисы и журавля; ватманы со сказочными иллюстрациями; пейзажи болота и леса; кувшин, кастрюлька с половником, тарелка плоская; музыкальные минусовки «В гостях у сказки» и «Игра в снежки»

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят в музыкальный зал и рассаживаются на стульчики. На стене висят ватманы со  сказочными иллюстрациями и надпись: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ», в углу стоит экран, доска маркерная, на которой картинки мнемотехники по сказке «Лиса и журавль», на паласе разложены две дорожки следов к разным пейзажам – лес и болото.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить отправиться в удивительное путешествие в волшебный мир сказок. Вы согласны?

В: Но для этого нам нужно произнести волшебное заклинание – произнести скороговорку, пословицу или чистоговорку. Вы знаете такие заклинания?

В: Давайте по порядку каждый назовет по одному заклинанию

ПРИМЕРЫ:

  1.  Ехал Грека через реку, Видит Грека – в речке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак его за руку – цап!
  2.  Из соседнего колодца целый день водица льется.
  3.  Коси, коса, пока роса. Роса долой – и нам домой.
  4. Кукушка кукушонку купила капюшон, Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон.
  5. Кошка крошка на окошке кашу кушала по крошке.
  6. На горе – город, под горой – огород.
  7. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
  8. Ужа оса ужалила, Ежу ужасно жаль его.
  9. Прохор и Пахом ехали верхом.
  10. Наш Филат не бывает виноват.
  11. Ученица-озорница получила единицу.

Дети называют заклинания.

Воспитатель: А я вам хочу предложить произнести новую скороговорку: «Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка - людям указка».  

- Я вам открою секрет – если ее произнести закрытыми глазами, то можно оказаться в сказке. Вместе со мной на счет три и 1, 2, 3 – произносим вместе с детьми

Включается слайд со сказочными персонажами и музыкальная минусовка «В гостях у сказки»

2. Сюрпризный момент – появление домовенка Кузи. Проведение им викторины по сказкам

Прибегает домовенок Кузя, подбегает к воспитателю, и обращается к детям

Кузя:  Как!!! Без меня?!  Да я еле ж вас догнал. Непорядок!!!  Куда это вы без меня собрались?   ( в путешествие по сказкам)

Кузя:  Так не пойдет, а вдруг с вами беда приключится, сначала я должен убедиться, что вы все про сказки знаете. А вот и волшебный экран – ща наколдую вам загадки…

Первое задание – загадки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на волшебный экран. Давайте вместе с вами прочитаем загадки и отгадаем их.

На экране появляется загадка, после правильного ответа детей – картинка-отгадка.

  • Перед волком он дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался…
  • Враг людей и враг зверей злой разбойник…
  • Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, А однажды бегемота вынимал он из болота. Добротою  знаменит, Это доктор…
  •  У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный, Но любил папаша сына. Что за странный человечек деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный, Кто же это?...
  • Его хозяин – мальчик Робин, Его приятель – Пятачок. Он раз был облаку подобен; Он прост, но он не дурачок.
  • Скорей бы приблизился вечер И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал.
  • Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка!
  • Он не лев, не слон, не птица, Не тигренок, не синица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок. Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка, а зовется…
  • Летает, а не птица, Мужчина хоть куда, И сладким поделиться Должны вы с ним всегда…

Кузя: Молодцы, правильно ответили на вопросы, только это еще не все. Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет и автора этой сказки.

На экране появляются предметы:
Ковёр-самолёт.
Сапоги-скороходы.
Шапка-невидимка.
Скатерть-самобранка.
Зеркало.
Цветик-семицветик.
Золотая рыбка.

Кузя: Молодцы, ребята! Я не знал, что вы так хорошо знаете сказки.  

Следующее задание – путаница: В сказке появился злой волшебник и перепутал все названия, помогите нам, ребята, распутать названия сказок. Слушайте внимательно. (название на экране переходит в правильное название и картинку)
«Волк и пятеро щенят»,

«По-заячьему велению»,

«Лиса и цапля»,

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»,

«Два поросёнка»,

«Даша и медведь»,

Кузя: Какие вы замечательные!  Всё знаете! Теперь я вижу, что вы не потеряетесь в мире сказок!

Воспитатель: Спасибо, тебе ,Кузя, и до свидания, нам пора дальше в дорогу.

Кузя:  До новых встреч, друзья!!!

3. Физминутка под музыку:        

Воспитатель: Я смотрю, ребята, вы уже засиделись, пора размять ваши ручки и ножки.

Включается слайд с изображением буратино и минусовкой «Игра в снежки»; дети разбегаются по ковру

     

       Буратино потянулся,

        Раз — нагнулся,

        Два — нагнулся,

        Три — нагнулся.

        Руки в стороны развел,

        Ключик, видно, не нашел.

        Чтобы ключик нам достать,

        Нужно на носочки встать.

4. Работа по сказке «Лиса и Журавль»

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Почему и за, что вы их любите? Чем заканчиваются сказки?

Дети: Любим. Они добрые, интересные, и всегда хорошо заканчиваются.

 Воспитатель: (воспитатель обращает внимание детей на следы на ковре, а на них, написаны загадки о лисе и птице) Смотрите на ковре чьи – то следы, они ведут в разные стороны, к домикам которые отличаются друг от друга. Чтобы узнать, чьи это домики, нужно отгадать загадки, которые написаны на следах. (Воспитатель читает, дети отгадывают).

Загадки (описательные): фраза одна на одном следе

  1. Живёт в лесу, у неё острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех. (Лиса)
  2. Покрыт весь перьями, две длинные ноги, живет на болоте, клюв есть у него и крылья. (Журавль)

Воспитатель: Так чьи же это следы и кто тут живет? А какие еще варианты у вас есть?

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации лисы и журавля.

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?

Дети: Нет, лиса хищное животное.

Воспитатель: Скажите, а где они могли бы подружиться?

Дети: Конечно в сказке.

Воспитатель: Сейчас на экране мы увидим картинки по русской народной сказке «Лиса и журавль». По этим картинкам давайте ее вместе расскажем. Презентация сказки в картинках и пересказ детей; в схемах рассказ

Подружилась лиса с журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.

- Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

- Покушай, мой голубчик куманёк! Сама стряпала.

Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена, лиса и говорит:

- Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать не чем.

- Спасибо, кума, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Право потчевать больше нечем.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ни чего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла не  солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Воспитатель: (беседа и обсуждение непонятных для детей слов). Как вы думаете, что значат слова «не обессудь, куманёк», «нечем потчевать»,  «не солоно хлебавши», «Как аукнется, так и откликнется»(помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).  

Не обессудь - прощу прощения, извини, ничего не могу сделать — вежливая форма извинения.

Нечем потчевать – нечем кормить

Не солоно хлебавши - обмануться в своих ожиданиях, не добиться желаемого, встретить плохой прием

Как аукнется, так и откликнется - Как сам поступишь по отношению к другому, так и к тебе будут относиться.

Воспитатель:  Почему лиса решила позвать журавля к себе в гости?

Дети: Она хотела с ним подружиться.

Воспитатель:  Каким голосом она позвала его?

Дети: Хитрым, сладким.

Воспитатель:  Попробуйте позвать журавля таким же голосом. (воспитатель опрашивает несколько детей).

- Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!

5. Театрализация сказки

Воспитатель:  Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика). Я буду автором, Настя – лисой, Дима – журавлём. Дети одевают шапочки животных, воспитатель читает отрывок из сказки,  а дети  показывают.

6. Итог

Воспитатель:  Молодцы ребята хорошо показали сказку. Сегодня мы с вами побывали в сказочном путешествии. У кого в гостях мы были? Что мы делали? Чем запомнился вам сказочный двор? (ответы детей). Как вы думаете, кто сегодня был самым активным? Почему? Дети оценивают себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ по развитию речи «Драматизация сказки «Заячья избушка»»

Научить детей перевоплощаться в образы сказочных персонажей на основе творческого использования языка/...

Конспект по развитию речи "Разноцветная сказка" (вторая младшая группа)

Цели:1. Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. Упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существованием в роде, числе, падеже.2. Развивать св...

Конспект по развитию речи инсценировка сказки "Теремок" в группе Теремок

Конспект инсценировки сказки «Теремок» во второй младшей группе «Теремок».Программное содержание:Образовательные задачи1.    Вызвать у детей эмоциональный отклик...

Конспект по развитию речи по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Методическая разработка занятия по развитию речи для детей подготовительной группы...

Конспект по развитию речи "Любимые сказки"

Обобщающее  театрально - игровое занятие поможет детям быстро вспомнить сказки и помочь сказочным героям....

Конспект ООД "Развитие речи" "Отгадай сказку" средняя группа общеразвивающей направленности

Использование мнемотаблиц, классификация игрушек из коллекции мини-музея группы...

конспект НОД-развитие речи- придумывание сказка" Как ёжик выручил зайцу"

        Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение              Московский образ...