Тематическая проверка
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Вашему вниманию предложена справка по итогам тематической проверки "Развитие речевой активности дошкольников в процессе интегрированного взаимодействия с семьей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_tem_pr.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Справка

                        по итогам тематической проверки

«Развитие речевой активности детей в процессе интегрированного сотрудничества педагогов, специалистов ДОУ и семьи ». 

Цель проверки:  оценка состояния работы по развитию речевой активности детей в процессе интегрированного сотрудничества педагогов, специалистов ДОУ и семьи.

Задачи

  1. Система и вариативность планирования работы по развитию речи  дошкольников;
  2. Создание развивающей среды в целях формирования активной речи дошкольников
  3. Организация непосредственно образовательной  и индивидуальной деятельности с дошкольниками по ОО «Речевое развитие»;
  4. Совершенствование содержания по социальному партнерству ДОУ на основе внедрения современных подходов в практическую деятельность педагогических работников;
  5. Организация  методической деятельности по проблеме речевого развития детей.

Формы и методы контроля:

  1. Анализ календарных планов ВОП с  детьми и взаимодействия с родителями, изучение документации, отражающей  взаимодействие с родителями
  2. Смотр - конкурс развивающей среды по речевому развитию в группах
  3. Просмотр непосредственно – образовательной деятельности  и индивидуальной работы с детьми по развитию речи
  4. Анализ методической деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
  5. Анкетирование родителей

На основании годового плана МБДОУ ДС №8 и приказа №///// от 25.11.2015г. с  30.11. по 09 .12.2015г была проведена тематическая проверка, с целью оценки состояния работы по развитию речевой активности детей в процессе интегрированного сотрудничества педагогов, специалистов ДОУ и семьи.

Поскольку родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей, результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Этому союзу единомышленников наиболее соответствует понятие «взаимодействие», которое предполагает совместную деятельность людей по выполнению общей задачи.

Но какими бы не были активными родители,  их деятельность во многом обесценится, если у них не будет общих представлений о движущих силах развития ребенка. Наша задача  направить  активность родителей  на реализацию их специфической роли в воспитании детей. Для этого, прежде всего, необходимо хотя бы минимальное знание содержательной части практической педагогики, которая в первом приближении сводится к тому, чем и как взрослый может занять ребенка в условиях семейного воспитания.

 Вместе с тем, задачи семейного воспитания должны быть логически связаны с задачами, которые ставит перед собой детский сад в образовательной программе они должны их логически дополнять.

МБДОУ ДС №8 работает в 2015-16 уч году над реализацией задач

  1. Совершенствовать  управление профессиональным развитием педагогов в командном взаимодействии, способствовать активизации  творческого потенциала коллектива.
  2. Освоить и внедрить  в образовательный процесс современные эффективные технологии  речевого развития детей.


I. Планирование работы по ОО «Речевое развитие».Изучение планов проводилось в рамках тематической проверки ////////, воспитателем первой категории, руководителем проблемной группы «Планируем в соответствии с ФГОС ДО».  Отслеживалось планирование работы на занятиях и в режимные моменты.

 При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют образовательную Программу ДОУ и вариативную программу «Развитие речи детей в детском саду» О.С.Ушаковой.

 В ходе тематического контроля были проверены календарно-тематические планы воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах, в которых прослеживается конкретное планирование контролируемой темы в НОД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных играх, досугах, развлечениях, в работе с семьёй. Соблюден принцип  соответствия возрастным особенностям детей группы.

Воспитателями возрастных групп подробно расписаны наблюдения как на прогулке, так и в утренний и вечерний отрезки времени: за падающим снегом, птицами, кустарниками и деревьями, сезонными изменениями в природе, связанными с увеличением светового дня, температурой воздуха. В целях прослеживается научный подход и учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста – ставиться акцент на установление детьми причинно-следственных связей, на формирование умений делать элементарные выводы, устанавливать взаимосвязь в живой и неживой природе.

В планах воспитательно-образовательной работы запланированы различные игры, работа в уголке природы, беседы о приметах зимы, животном и растительном мире нашего края; использование художественного слова; индивидуальная работа по развитию речи –словесные игры.

Результат изучения планов

Высокий уровень планирования выявлен в группах: гр №6 (///////), гр №8 (///////) – замечаний нет.

 Средний уровень:

Группа

Положительное

Недостатки

Гр №1

Качественное планирование у /////

В наличии  досуговая деятельность, много дидактических игр, много предметного рассматривания

Недостаточно прописана индивидуальная работа с детьми, много пропусков  у ///////

гр№2

(//////////,////////)

Работа с семьей и с книгой, досуги и развлечения, дидактические игры

Частично присутствует не соответствие содержания задачам речевого развития,

Пропуски индивидуальной и словарной работы

Гр №11 (///////,////)

На достаточном уровне планируется формирование связной речи, работа со словом и предложением

Много упражнений и игр на активизацию словаря.

Ежедневное планирование чтения фольклорных произведений

Недостаточно планируется работа с семьёй

Гр №4 (/////////)

Качественно план написан у ////////

 Учтены все разделы по развитию речи, индивидуальная и подгрупповая работа по речевому развитию

Низкий уровень написания плана  молодым педагогом //////////

Гр №5(///////,//////)

Разнообразие дидактических игр

Ежедневное чтение

Работа в книжном уголке.

Отслеживается индивидуальная и подгрупповая работа

Отсутствует  в планах работа с загадками

Не прописаны досуги и развлечения

Гр №7 (///////,//////)

Работа по речевому развитию планируется в игровой форме

Ниже среднего уровень написания плана молодого педагога //////////

 Недостаток планирования работы культурно – досуговой деятельности, работы с загадками.

Гр №9 (///////,/////)

Четко, в соответствии с программой планируются досуги и развлечения.

Работа планируется по всем разделам соответственно возрасту

Частичные пропуски (исправлено в процессе проверки)

Гр №10 (///,/////)

Планы в печатном варианте, работа планируется в игровой форме, много упражнений на развитие наблюдательности

Недостаточно планируется работа  семьей и досуговая деятельность

Анализ проектирования образовательного процесса на соответствие требований ФГОС ДО позволяет сделать следующий вывод: педагогами  соблюдается принцип Стандартов в области комплексно – тематического планирования на достаточном уровне, частично отслеживается интеграция образовательных областей. В перспективе необходимо  отработать  эту проблему. В основном педагоги успешно планируют свою деятельность. Над навыком формирования проектировочной компетентности у молодых специалистов работает проблемная группа под руководством ///////////

II.Уровень создания развивающей среды в целях формирования активной речи дошкольников осуществлялся в ходе смотра конкурс «Я с семьей, она со мной, вместе мы с детским садом».

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Обеспечение  качества дошкольного образования .

Сотрудничество с родителями в создании развивающей речевой среды

Выявление и распространение лучшего опыта по созданию условий развития речи детей.

УЧАСТНИКИ КОНКУРСА:

Участниками конкурса являются педагоги всех возрастных групп детского сада.

В ходе смотра работает комиссия, в состав которой входят:

///////,////////,////////,/////////

Результаты конкурса: итоги в целях создания равноценных условий, подводились по 2 категориям: 1 категория -младший и ранний возраст,

2 категория  - дети 4-7 лет

Места определялись путем подсчета общего количества баллов по всем показателям: 1 категория: 1 место  - 15 и выше баллов, 2 место – 10-14 баллов, 3 место – до  10 баллов;

2 категория: 1 место – 20-25 баллов, 2 место – от 10 до 19 баллов, 3 место – до 10 баллов.

Гр №//

Гр №//

Гр №///

Гр №//

Гр №//

Гр №//

Гр №//

Гр №//

Гр №//

Гр №//

Гр №//

баллы

16

15

12

9

8

23

21

18

15

11

7

место

1 место

2 место

3 место

1 место

2 мест

       3 место

Результаты смотра – конкурса будут учтены при поощрении сотрудников по результатам работы за 4 квартал

Максимальный балл конкурса по группе – 24 балла. Средний балл по всем группам – 16. Это средний уровень. В группах, получивших  балл выше, осуществляется эффективная  интеграция сотрудничества с родителями по речевому развитию детей: группа №5 (///,///) гр №8 (//,//), гр №6 (//,//). Выше перечисленные воспитатели  реализуют ФГОС ДО в области взаимодействия с нашими основными заказчиками – родителями.  Это организация открытых занятий и досугов, ведь нигде больше, как на практике, родитель так  подробно не может познакомиться с содержанием, формами и приемами образовательной работы.  В группе № 6  воспитателями //,//  подготовлено и проведено открытое занятие для родителей  по развитию речи. Итогом занятия стали стихи, сочиненные непосредственно на занятии в паре ребёнок -  родитель по  иллюстрации. Присутствовало 8 родителей, 4 молодых педагога, пожелавших перенять опыт работы с родителями.  Предварительной работой к занятию  была организация выставки   совместных поделок на осеннюю тематику и сочинение стихов к поделкам (мероприятия проекта).

   Открытием для родителей явилось и занятие по обучению грамоте в группе №5 (//).  Родители были удивлены глубоким его содержанием и высказали готовность  более частого посещения  занятий.

  Развивать творческое  сотрудничество призваны конкурсные мероприятия . Практически все группы принимали в этом участие, за исключением груп №1,№11 – это группы раннего возраста. Необходима их активизация. Недостаточно активны в этом плане  на начало года  были подготовительные группы №10(///,////),№4 (///,///).

  Взаимному сотрудничеству способствует также и организация выставок творческих работ детей и родителей. Эта работа в ДОУ приведена в систему. Выставки оформляются на уровне групп и отражают тематику образовательной деятельности по неделям. Выставки на стендах детского сада организуются с учетом графика, посезонно и в них участвуют все группы. Руководство данной деятельностью осуществляет //, воспитатель высшей категории. Отмечается разнообразие тем данных выставок и разнообразие представленных на выставках материалов

  На момент проверки отмечалось разнообразие материалов по семейному опыту воспитания дошкольников: это и семейные газеты  и брошюры, фотоколлажи, папки – передвижки ит.д. Необходимо, чтобы эта работа в перспективе стала системной.

   Традиционный информационно – наглядный материал по речевому развитию   (консультации, памятки, папки – передвижки  и т.д.) имеется во всех группах. Необходимо отметить его соответствие сезону.

  При подготовке к учебному году во всех группах были созданы  тетради «Добрых дел» . Это достаточно сильный мотиватор участия родителей в жизни группы. На момент проверки он работал в группах №2(//,//), группа №6 (//,//), гр №8 (//,// ), гр №9 (//,//) гр №7 (//,//). В остальных группах  это средство не используются.

  Не менее важным в системе партнерства с родителями является привлечение их к помощи по усвоению программного материала. Для этого педагоги используют тетради взаимодействия  под редакцией Е.В. Колесниковой по речевому развитию, рабочие тетради « 30 занятий для успешного развития ребёнка» под редакцией Гаврина С.Е., также по речевому развитию и математике.

   Высокая эффективность речевой работы отмечается в тех группах, где воспитатели  работают совместно с родителями над созданием конкретного художественного продукта (гр №6 «Волшебная книга сказок и рассказов» Литературная газета «Говорят дети»,«Наши первые стихи» , гр №8 «Мои первые сочинения», гр №7 создание книжек - малышек).

Работа в условиях введения ФГОС ДО требует  использования современных образовательных технологий, рациональных и эффективных, направленных на развитие и социализацию ребенка. В детском саду – проектные технологии.  Над их освоением мы работали 2 года, освоили, но интерес к их использованию сформировался недостаточно. На середину учебного года только 2 группы реализуют образовательный проект – гр №8 (//,//) в рамках проекта «Говорят дети» работает гр №6 (//,//).

  Культурный досуг – тот вид деятельности, который традиционно позволяет педагогам вовлекать в образовательный процесс родителей. Анализ  проведенных досугов, развлечений и праздников показывает, что в ДОУ, этот вид деятельности последнее время  стал использоваться не только специалистами, но и частично воспитателями. Досуг «Нежданый гость»  в группе №5. Образовательная же  программа рекомендует проведение в группе еженедельных досугов и развлечений: в течение месяца - физкультурный, музыкальный и 2 групповых.

 С начала учебного года в учреждении подготовлены проведены  костюмированный парад «Овощей и фруктов» в гр №7 (//,//) и №8 (//,//), подготовленный воспитателями и музыкальным руководителем //,//  «День матери» гр №10;осенние  праздники  во всех группах.

Познавательно речевому  развитию детей способствует  участие в различных мероприятиях: фестивале оздоровительной аэробики «Волшебный  калейдоскоп», конкурсе «Маленький принц», посещение театра «Золотой петушок» группы №10, №8, экскурсии в пожарную часть гр №5, гр №4, гр №7, гр №8 (+на ферму); выездные театр и цирк, планетарий ( все дошкольные группы), просмотр  мультфильмов  в ДК «Синегорье»

Все мы знаем, что 2015год – год русской литературы. Анализ непосредственно образовательной деятельности показывает, что педагоги в своей работе  используют различные средства образной речи: потешки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, фразеологизмы, словесные игры. Большое место в деятельности педагога  занимают чтение художественной литературы, стихов и других художественных произведений. В апреле месяце 2015г в детском саду успешно прошел конкурс чтецов. В течение ноября 2015г   все группы дошкольного возраста посетили школьную библиотеку.

Детей встречала радушная хозяйка библиотеки //// Она знакомила детей с читальным залом, показывала разные книги, журналы и рассказывала о роли иллюстраций в жизни каждого ребёнка. Воспитателями была проведена викторина,

Портфолио – результат работы с детьми и родителями. Начали оформлять группы  №5 (//,//),№6(//,//), гр8( //,//)

Изучение оценочного листа (самооцена) «Создание условий в группах для речевого развития детей» говорит о недостатке материалов о художниках иллюстраторах . Отмечается недостаток материала в гр №3 (вновь поставлены воспитатели) – отсутствие фланелеграфа, ширмы,  пособий для занятий, материалов по театральной деятельности, отсутствие добротного дидактического материала по обучению грамоте во всех группах с 4 до 7 лет, за исключением группы №5. 

В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, которые целесообразно размещены, где имеется литература в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр.

Вывод:

III. Анализ организации НОД по развитию речи

В соответствии с программой реализуются основные формы обучения речи:

 1-работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом;

 2-специальная НОД по развитию речи;

Просмотр занятий осуществлялся заведующим ДОУ ///., старшим воспитателем //, педагогами высшей категории – //,//,//. Просмотрено   в ходе проверки  - 15 занятий, проанализированы 20 карт (+ карты посещения занятий в октябре 2015г)

Результаты:

Высокий уровень – 9 (//,// – по  2 занятия,  по 1 //,//,//,//,//,)

Выше среднего – 7 (// – 2 занятия в старших группах, //, - 2 занятия , // – 2 занятия, //)

Средний – 2 (//,//)

Низкий -0

Педагоги используют в НОД различные виды деятельности в целях профилактики утомляемости детей, отмечено участниками проверки использование наглядности,  в основном все педагоги успешно мотивировали детей на высказывания и речевое общение (в 16 занятиях из 18 ). В образовательном  процессе отслеживалась интеграция образовательных областей, содержание занятий соответствует возрасту детей группы и сезону. Использование современных образовательных технологий речевого  развития присутствует частично: моделирование, игровые технологии. В основу открытого речевого общения, когда успешно развиваются речевые способности ребёнка, заложен личностно – ориентированный принцип организации образовательного процесса: это комфортная эмоциональная обстановка   без давления на детей голосом, это поддержка любой  инициативы ребёнка, это общение «глаза на одном уровне», это учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В детском саду преобладают педагоги с  большим стажем, с устоявшимся стилем организации образовательного процесса, которым необходимо время для перестроики, кроме того на  качестве ОП сказывается  большое количество детей в группе, что не позволяет качественно реализовать выше перечисленные принципы ФГОС ДО.

При просмотре занятий специалистов (4 занятия инструктор физкультуры //и музыкант //) взаимосвязь и активное участие воспитателя  присутствовали в 75% случаев(///,//,///).Отмечен высокий уровень речевого общения на занятиях по музыке (//) – вопросы – ответы, работа над смысловой стороной слова, словарем, грамматикой, звукопроизношением.

В целях изучения   профессионального мастерства педагогов  в ОО «Речевое развитие» был проведен самоанализ (участвовали15 воспитателей).

 

IV.Анкетирование участников образовательного  процесса        

  Карта самоанализа профессионального мастерства воспитателя

Критерии профессионального мастерства педагога 

Средний балл

Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы; всех направлений работы по развитию речи

2,3

Знание методики проведения диагностики развития речи детей

2,3

Знание индивидуальных особенностей развитие речи каждого ребёнка своей возрастной группы

2,3

Культура

Точность и ясность выражение мыслей

2,3

Образность речи

2,1

Эмоциональность и интонационная выразительность речи

2,6

Доступность речи для детей по форме и содержанию

2,5

Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов

2,3

Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты

2,6

Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге

2

Умение педагога организовывать

Организация книжного уголка

2,8

Подбор иллюстративного материала

2,8

Подбор детской художественной литературы (наличие одного и того же произведения, изданного разными издательствами, оформленного разными художниками)

2,3

Грамотное устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства», «День рождения книги» и др.)

2

Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе

2,4

Умение привлечь детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам

2,3

Планирование и проведение досугов и развлечение по развитию речи

1,9

Взаимодействие с  родителями

Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания)

2,4

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. План работы с родителями.

2,3

Проведение тематических родительских собраний.

2,4

Методическая работа по проблеме развития речи детей, подготовка и проведение открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах, открытые показы разных форм работы с детьми

1,8

Итог: воспитатели достаточно высоко оценили свою компетентность  -  средний балл 2,4. (максимальный балл -3). Проблемы возникают при осуществлении методической работы  (ведение и обобщение опыта работы, организация досугов и развлечений  воспитателями на группе) Вывод: в учреждении в наличии компетентный  кадровый ресурс, творческий потенциал есть.

Обработка опросных листов родителей «Значение развития речи в развитии ребёнка» показывает заинтересованность родителей в речевом развитии их детей, 100% опрошенных считают, что в детском саду условия для этого созданы, информации для них предоставляется достаточно. Готовы вместе с детским садом решать обозначенную проблему.

V. Деятельность методического кабинета направлена на реализацию годовых задач, осуществляется планомерно. Организована работа творческих и проблемных групп, что прослеживается в материалах проверки.

На середину года проведены методические мероприятия по теме проверки: педагогическая гостиная по моделированию (октябрь //) и презентация материалов по обучению грамоте  гр №5 (ноябрь //,//),  этими же педагогами осуществляется наставничество: занятие по обучению грамоте (//), математика (//).

Занятия в рамках внутриучрежденческого семинара «Реализуем ФГОС ДО»:

  1. « Основные ключевые особенности ФГОС ДО» - октябрь
  2.  « Взаимодействие с родителями» по материалам семинара «Социальное партнерство с семьей» в городе Снежинске , организована выставка  материалов семинара в методкабинете. – ноябрь.

Итоги обследования речи детей на начало года:

Ранний возраст  54% с активной речью, 46% с пассивной.

Речь развита в соответствии с возрастом у 88%  в том числе: словарь- 84%, грамматика – 88%,фонетика – 83%, связная речь – 82%.

Итоги  диагностики говорят о том, что работать есть над чем и работа должна быть серьёзной, результативной.

Вывод:  работа по развитию речевой активности детей в процессе интегрированного сотрудничества педагогов, специалистов ДОУ и семьи ведется планомерно и систематически.

В группах созданы оптимальные условия для речевого развития дошкольников, отмечается большое разнообразие игр, оборудования, пособий в группе, модулей. Кадровый состав обладает необходимым уровнем компетентности в области речевого развития.

Постепенно идет переход на овладение личностно – ориентированными технологиями

(это главное условие ФГОС ДО)игровыми, проектными, здоровьесберегающими,

Оптимизировался процесс вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ в области передачи содержания, методов и приемов обучения дошкольников.

Вместе с тем высвечиваются проблемы,  требующие решения:

 1. Более активное вовлечение педагогов  в методическую деятельность, что позволит им повысить уровень самообразования и самосовершенствования.

2. Оптимизация процесса освоения  эффективных речевых технологий, направленная на результативность

 Рекомендации:

1.Планировать и проводить мероприятия культурно – досуговой направленности (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам), посвящённые творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг;

активизировать формы работы по приобщению детей к чтению: организация НОД по ознакомлению с биографией писателей, создание Книжкиной больницы, книг-самоделок, оформление макетов по мотивам любимых сказок, празднование именин произведения, создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток, конкурс чтецов

 Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

 2.Повышать уровень самообразования педагогов  путем вовлечения их в методическую деятельность

 Ответственные: руководители  профессиональных групп

Срок постоянно

  1. Усилить контроль по использованию  эффективных  речевых технологий

Ответственный старший воспитатель

Срок постоянно

 Старший воспитатель _____________/////////


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическая проверка "Патриотическое воспитание дошкольников"

Тематическая проверка по теме "Патриотическое воспитание дошкольников" включает план тематической проверки, карты....

Справка о тематической проверке

Может использоваться как образец для составления справок...

Тематическая проверка "Эффективность работы коллектива по снижению заболеваемости"

В материале представлена справка по результатам  тематической проверки "Эффективность работы коллектива по снижению заболеваемости"...

Диагностический проект как форма тематической проверки

Тематический контроль направлен на изучение состояния деятельности педагогического колектива. В данном документе раскрыта суть диагностики как одной из форм контроля, позволяющая руководителю ДОУ полу...

План тематической проверки

В статье представлен  план тематической проверки по гражданско-тематическому воспитанию детей; перечислены итоговые документы по результатам контроля....

Справка по итогам тематической проверки "Выполнение требований СанПиН"

Проблемно-ориентированный анализ выполнения требований СанПиН по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. Имеет практическую ценность для административных работников ДОУ при проведении контроля....

Справка по итогам тематической проверки по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Итоги тематической проверки по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ....