Литературное произведение как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) по теме

Презентация для педагогов ДОУ " Литературное произведение как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_microsoft_office_word.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме

"Литературное произведение как средство развития речи у детей дошкольного возраста"


Составлен:

учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №1 Березка» пос.Мостовского

С.А.Семерджиди.

 Задачи

1. Активизировать и систематизировать знания педагогов о содержании работы по развитию речи детей дошкольного возраста, формировать умения применять имеющиеся знания на практике.

2. Показать возможности художественной литературы (в частности произведений детских писателей, русских -народных сказок, сказок в стихах и т. д.) в развитии речи детей.

3. Вызвать интерес у педагогов к литературным произведениям как к средству развития речи у детей.

Форма проведения. Мастер-класс проводится с использованием мультимедийной презентации. Слушатели активизируются вопросами, привлечением к выполнению заданий, обобщениям и выводам.

Одним из эффективных средств речевого развития ребенка-дошкольника, в том числе, формирования у него действенности речи, является детская художественная литература. Недаром в  детском саду младших дошкольников уже знакомят с литературными произведениями разных жанров: потешками, сказками,  рассказами, стихотворениями, пословицами, поговорками.  Перед Вами, как воспитателями ставится цель овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач  развития свободного  общения с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи в различных формах детской деятельности.

Приобщаясь к художественной литературе, ребенок  дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи.

У ребенка формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает   основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение( т.е.  выражаются -приказ, просьба или совет).

 Развивается связная речь ребенка.  

И сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, в речи отражаются причинные целевые и другие связи, выраженные через союзы ( т.е. усваиваются новые слова  на пример такие как: кабы, ежели, и.т.п.)

Средствами художественного слова ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок получает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Все это влияет на связную речь ребенка.  Важно, чтобы дети правильно поняли смысл произведения, его содержание и форму.

Поэтому считается необходимым предварительно доводить ребенка до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не осложняя излишними толкованиями. С этой целью можно активизировать детей личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин.

           

Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста  дисциплинирующими замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

         Для более точного восприятия произведения детям задавайте вопросы, которые можно условно классифицировать как:

-позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше нравится и почему?»);

-направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему;

-обращающие внимание на языковые средства выразительности;

-направленные на воспроизведение содержания;

-подводящие к выводам.

Осуществляется рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

 А для того, чтобы вызвать интерес у детей к книгам,   хочу  предложить вам  разные игры. Приведу  примеры некоторых из них, которые эффективно можно использовать  в  вашей педагогической  работе:

Все мы знаем творчество А.Барто. Можно с помощью ее замечательных стихотворений из цикла " Игрушки". Привлекать внимание детей к яркой книге, предлагая вместе рассмотреть её. Показывать  детям  картинку, просить назвать игрушку, рассказать, какая она, что делает  или, что умеет делать. Затем ритмично выразительно рассказывать  стихотворение, поощряя детей рассказывать вместе с воспитателем.

     Затем пригласить  детей подойти к столу, где под салфеткой лежат заранее приготовленные игрушки, помогая каждому выбрать игрушку и встать всем в кружок. Воспитатель  говорит детям, что игрушки хотят, чтобы дети рассказали про них стихи. Затем дети рассказывают стихи про зайку,  мишку и другие игрушки. Активные действия с игровыми персонажами помогают малышам запомнить ритмичные четверостишия.

"Прятки  с книжкой " –  детям показывают новую книгу и просят закрыть глаза. Прячут  книжку где-нибудь в групповой комнате. Дети с удовольствием отправятся на её поиски, а когда найдут,  наградой им будет чтение этой книги.

  "Герои к нам приходят " -  в активное общение включают персонажей из знакомых сказок. Например,  в гости к детям приходит Колобок и просит  детей выполнить аппликацию воздушного шарика или нарисовать его.

"Угадай, о чём книга" – предлагают  детям рассмотреть иллюстрации  в книге, которую  ещё не читали, и просят  угадать, о чём это произведение.  

 "Маленькие художники "после прочтения книги предлагают  детям стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся  и понравившийся эпизод произведения.

  Ну я не буду описывать вам все игры, остальные варианты я предлагаю вам в виде памяток «Игры развивающие интерес у детей дошкольного возраста к книгам».

(памятки прилагаются)

         Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других, узнает смысл новых слов, закладываются основы связной речи.  Совместное чтение сближает взрослых и детей. Поэтому, к чтению произведений художественной литературы детям необходимо привлекать  родителей.

          Таким образом, совместная работа детского сада  по приобщению детей к лучшим образцам детской художественной литературы дает положительные результаты – развивается словарный запас детей, речь становится эмоционально-окрашенной, грамматически и фонетически  правильной, что оказывает влияние не только на умственное, но и личностное развитие дошкольников.

Литература:

  1. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.  - М., 1999
  2. Маршак С.Я. Собрание сочинений в 4 томах. – М., 1990
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1979
  4. Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей  3 – 5 лет.  – М., 2012

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с художественной литературой и развитие речи. – М., 2012

А сейчас я предлагаю вам принять участие викторине,  и посмотрим, кому  из вас можно присвоить звание «почетный читатель». Я буду по очереди задавать вопрос для каждой команды, ваша задача быстро и правильно на него ответить. Если вы не знаете ответ, вашей команде может помочь другая команда-соперников. Итак, начинаем

Викторина для воспитателей

1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова: - По щучьему велению, по моему хотению   (Емеля)

- Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!   (Иванушка-дурачок)

- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели.   ( Девочка Женя)

-Крекс, фекс, пекс! (Буратино)

2.  В кого превращались или были заколдованы:

- Князь Гвидон.   (В комара, муху, шмеля)

- Великан-людоед из сказки Ш. Перро    (В льва, мышь)

3. На чем или на ком совершили необыкновенное путешествие:

- На юг  лягушка-квакушка (на прутике, который держали две лягушки)

 - В теплые края из норы крота Дюймовочка (на ласточке)

4. Кто из литературных персонажей были друзьями:

- Маугли (Багира, Балу, Каа)

- Малыша (Карлсон) –

 Вини-Пуха (Пятачок, Иа-Иа, Кролик)

- Крокодила Гены (Чебурашка, Галя)

- Дяди Федора (Шарик, кот Матроскин)

 - Буратино (Пьеро, Мальвина, Артемон)

 5. Угадайте, кто из сказочных героев исполняет песню.

- Песня Крокодила Гены

- Песня Чебурашки

- Улыбка (Крошка Енот)

- Бременские музыканты

- Песня Красной Шапочки

- Песня Кота Леопольда

6. Вспомни, кого испугались персонажи стихотворений.

- Волки от испуга Скушали друг друга. Бедный крокодил Жабу проглотил. А слониха вся дрожа, Так и села на ежа. (Таракана)

- Я к Таврическому саду, Перепрыгнул через ограду, А она за мною мчится И  кусает как волчица.  (Мочалка)

8. А сейчас послушайте загадки и угадайте сказочных героинь. - Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка не больше ноготка. Кто читал такую книжку, Знает девочку-малышку.  (Дюймовочка)

- Скорей бы приблизился вечер И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, Кто я и как я зовусь, Но только полночь настанет, К себе на чердак я вернусь.  (Золушка)

-  Девочка хорошая по лесу идет, Но не знает девочка, что опасность ждет. За кустами светится пара злющих глаз – Кто-то страшный встретится девочке сейчас. (Красная Шапочка)

- В этой книжке именины! Много было там гостей. И на этих именинах Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть ее не погубил. Но коварному злодею Рыцарь голову срубил. (Муха-Цокотуха)

Памятка для педагога

«Игры развивающие интерес у детей дошкольного возраста к книгам»

"Прятки  с книжкой " –  детям показывают новую книгу и просят закрыть глаза. Прячут  книжку где-нибудь в групповой комнате. Дети с удовольствием отправятся на её поиски, а когда найдут,  наградой им будет чтение этой книги.

  "Герои к нам приходят " -  в активное общение включают персонажей из знакомых сказок. Например,  в гости к детям приходит Колобок и просит  детей выполнить аппликацию воздушного шарика или нарисовать его.

"Угадай, о чём книга" – предлагают  детям рассмотреть иллюстрации  в книге, которую  ещё не читали, и просят  угадать, о чём это произведение.  

 "Маленькие художники "после прочтения книги предлагают  детям стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся  и понравившийся эпизод произведения.

 "Закончи сказку "рассказывают детям начало и середину знакомой им сказки, например про  Колобка. Детям нужно самим придумать другое окончание сказки (например, лиса отругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой).

 "Из какой я сказки "- перед детьми появляется игрушка, например лиса, и говорит: "Я выпала из какой -то книжки и теперь не знаю, откуда я. Вы не помните из какой я сказки?" Дети  называют сказки,  в которых живёт лиса.

 "Настольный  театр"- напоминают детям сюжет русской народной сказки "Теремок". Затем выставляют на стол несколько персонажей сказки  и предлагают  назвать недостающих  героев. В заключение показывают инсценировку сказки, используя кукольный театр. Через какое-то время дети сами озвучивают роли.

 Викторина "В мире книг"-  детям задают вопросы по знакомым литературным произведениям.

- Узнай, кто так говорил?

-Из какой сказки этот эпизод? И т. д.

Повторение стихотворений А.Барто из цикла " Игрушки".

          Привлекать внимание детей к яркой книге, предлагая вместе рассмотреть её. Показывать  детям  картинку, просить назвать игрушку, рассказать, какая она, что делает  или, что умеет делать. Затем ритмично выразительно рассказывать  стихотворение, поощряя детей рассказывать вместе с воспитателем.

     Затем пригласить  детей подойти к столу, где под салфеткой лежат заранее приготовленные игрушки, помогая каждому выбрать игрушку и встать всем в кружок. Воспитатель  говорит детям, что игрушки хотят, чтобы дети рассказали про них стихи. Затем дети рассказывают стихи про зайку,  мишку и другие игрушки. Активные действия с игровыми персонажами помогают малышам запомнить ритмичные четверостишия.

Беседа по сказке «Маша и медведь».

      Воспитатель предлагает детям  послушать, что случилось с одной маленькой девочкой, которая заблудилась в лесу. Говорит, что сказка называется "Маша и медведь".

Затем рассказывает сказку, показывая в процессе рассказывания  красочные иллюстрации. После прочтения задает детям вопросы:

- Расскажите, как Машенька попала  в лес? (позвали подружки, отпросилась у бабушки пойти в лес).

- Что сказал Маше медведь, когда вернулся домой? (будешь жить со мной, еду мне готовить, не уходи, а то съем.)

- Расскажите, что придумала Машенька, чтобы перехитрить медведя? (Испекла пирожки, попросила мишку отнести бабушке и дедушке, залезла в короб).

- Как бабушка и дедушка нашли свою внучку? (Мишка бросил короб, убежал от собак, бабушка и дедушка вышли, смотрят, а там Машенька).

Воспитатель предлагает детям поиграть в эту сказку. Выбирает сначала одного ребёнка для роли Маши и одного для роли медведя, помогает им войти в образы. Остальные дети - зрители. Дети разыгрывают эпизод "Мишка несёт короб бабушке и дедушке".

         Воспитатель обращает внимание детей на то, как следует изменять голос, помогает  придать движениям детей образную выразительность (мишка устал, тяжело нести короб, Машенька говорит хитро, лукаво, весело). Можно повторно разыграть эпизод с другими детьми. Игра в сказку продолжается, пока сохраняется интерес детей.

Чтение сказки в стихах К.И.Чуковского "Мойдодыр".

Воспитатель проговаривает малышам потешку, сопровождая слова движениями:

Ручки мыли? Мыли.        Дети имитируют мытьё рук,

А ушки мыли? Мыли.        ушей и.т.д.

А щёчки? Тоже мыли.

Всё помыли, ничего не забыли.

А теперь мы чистые, зайчики пушистые.

- Раз вы умылись, тогда подружитесь с Мойдодыром. Знаете, кто это такой? Нет? Тогда садитесь удобно и слушайте сказку К.Чуковского "Мойдодыр".

Воспитатель сопровождает чтение показом иллюстраций.

Содержание беседы:

- Как называется эта сказка?

- О ком рассказывается в сказке? (О мальчике - грязнуле и Мойдодыре.)

- Расскажите, что случилось с мальчиком?

- Кто заставил грязнулю умыться? (крокодил).

- Давайте все скажем слова Мойдодыра( "Надо, надо умываться....")

- А вам какой мальчик больше нравится: каким он был вначале или каким стал потом?

       Воспитатель подводит детей к тому, что они должны быть всегда чистыми и опрятными, следить за своим внешним видом.

 Рассказывание русской народной сказки " Козлятки и волк ".

         Воспитатель  показывает иллюстрацию - изображение избушки. Предлагает детям назвать, что нарисовано  на картинке  (избушка, домик, теремок).

- Хотите, я расскажу, кто живёт в этой избушке? Тогда слушайте  сказку (в процессе рассказывания  воспитатель использует иллюстрации).

Беседа:

- Почему коза уходила в лес? (Воспитатель стимулирует использование детьми новых словосочетаний - есть траву шёлковую, пить воду студёную).

- Что наказывала коза козлятам? (Воспитатель приглашает детей всем вместе произнести слова наказа и повторить песенку).

- Расскажите, как волк хотел забрать козлят? (Воспитатель помогает детям дать развёрнутый ответ).

- Каким голосом пел волк песенку козы? Попробуем так спеть.

- Как мама-коза спасла козлят? (Воспитатель помогает детям ответить на вопрос: ..и стали..., коза перепрыгнула...,а живот у него...)

-Как можно сказать про  маму-козу? Она какая? (большая, добрая). Какой волк? (большой, злой). Какие козлятки? (маленькие, глупенькие).

-А ещё козлятки очень весёлые. Как вы думаете, что козлята делали, когда коза уходила в лес? (прыгали, скакали, играли).

Воспитатель предлагает детям повеселиться, как козлятки, раздаёт шапочки, включает фрагмент музыкальной сказки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний ...

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Литературная сказка, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возраста.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие об...

Методическая разработка по работе с родителями Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Практические советы для родителей дошкольников по развитию речи детей через развитие мелкой моторики...

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» -  это высказывание принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. В этой фразе сконцентрирована важность развития мелкой моторики ...

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно...