картотека игр по речевому развитию для детей 3-4 лет
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Северина Наталья Валентиновна

речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_razvitiyu_rechi.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития речи ребёнка 3, 4 лет

 

 

Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.

Колючие слова

Игра обогащает словарный запас ребенка, активизирует его речь; формирует наглядно образное мышление, понятийное мышление

◈ Как играем: прочитайте строки стихотворения:

...Мне говорили как-то,

И вот забыл я все ж:

Какое слово кактус,

Какое слово еж?

Ах, да! Ну-ну! Конечно!

Колючие слова!

И гвоздь, пила, иголка —

Колючие слова!

◈ Спросите у ребенка: а какие колючие слова ты знаешь? (Комар, укол...) А какие круглые слова ты знаешь? (Шар, мяч, часы, луна...) Ну а какие холодные слова ты знаешь? (Мороз, снег, лед, Дед Мороз...) Покажите «колючие слова» (растопырив пальцы), круглые (сомкнуть большие и указательные пальцы обеих рук, получится круг), «холодные» слова (обнять себя руками). Можно придумать «теплые» слова (батарея, чай, солнце), «ласковые» слова, «летние» и многие другие.

◈ Закрепляем: в магазине, в очереди можно играть в «продуктовые» слова, «обувные» слова, на улице — в «транспортные» слова, «осенние» слова и т. д.

Музыкальные слова

Игра учит делить слова на слоги, развивает чувство ритма

◈ Как играем: в дождливую погоду, чтобы поднять настроение и себе, и ребенку, пойте знакомые песенки, прохлопывайте слова по слогам, сохраняйте ритм песенки. Выбирайте ритмически несложные мелодии, например: «Вот оно какое, наше лето...», «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой...».

◈ Вы хотите устроить домочадцам концерт народного творчества? Пропойте песню, прохлопывая ритм слов ложками. На каждый слог слова — хлопок ложки об ложку. А может, ударять ложкой по стакану, бутылке? Решать вам. Все будут рады принять участие в концерте. Здесь ошибиться нельзя, сразу послышится сбой в песне. Попробуйте, удачи вам!

Кто что делает

Игра помогает пополнить словарный запас глаголами настоящего времени; формирует наглядно—образное мышление

Необходимый инвентарь: карточки с изображением людей различных профессий.

◈ Как играем: покажите карточку, например, врача, спросите: «Что он делает?» Слушает, лечит, записывает, смотрит и т. д. Повар — варит, режет, солит и т. д. А что делает шофер, а тот, кто делает рекламу? и др. Не забывайте про карточки-опоры.

◈ Закрепляем: играем на кухне. У вас открыт кран? Что делает вода? (Бежит, льется, капает и т. д.) Что делает холодильник? (Морозит, сохраняет, гудит и т. д.) Вы в зоопарке? — Что делает заяц? Медведь? А в магазине? — Что делает продавец?

◈ Меняйтесь ролями, чаще играйте в эту игру. Вы заметите, как пополнится словарный запас вашего ребенка.

Качественные слова

Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр.

Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.

◈ Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он? Машинка — пожарная, красная, железная, быстрая, большая. Карандаш — острый, желтый, деревянный, длинный. Мишка — пушистый, мягкий, теплый и... смешной. Стакан — стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий и... красивый и т. д. Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает.

◈ Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?». Например: машина, металлическая, едет, гудит и т. д. Кто больше назовет слов, то и победил.

◈ Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.

Вот такие мы – антони-мы

Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — ... (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — ... (близко)

◈ Как играем: расскажите ребенку стихотворение:

◈ Вы говорите слово, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением. Например: холодный — горячий, один — много, зима — лето, круглый — квадратный и т. д. Вы бросаете мяч, ребенок ловит его, называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно. Затем вы меняетесь ролями. Выигрывает тот, кто не ошибется. А если ребенок назовет слово «машина», что вы ответите? Наверное, кукла. Ищите необычные пары к таким словам.

◈ Закрепляем: предложите ребенку вспомнить слова, характеризующие, например, человека: храбрый — трусливый, добрый — злой; материал: дерево — камень, стекло — железо; вода — лед и т. д.

Объединяй-ка

Игра учит употреблять в речи слова — понятия; формирует наглядно — образное мышление

Необходимый инвентарь: картинки с изображением одежды, обуви, посуды, игрушек и т. д.

◈ Как играем: выложите перед ребенком на столе картинки, например, с изображением обуви: сапоги, тапочки, туфли, сланцы и т. д. Ребенок должен перечислить, что он видит, и назвать одним словом — обувь. Спросите, для чего нам нужна обувь?

◈ Так можно играть с различными понятиями: времена года, части суток, растения и т. д.

◈ Закрепляем: играйте наоборот. Вы говорите: «Фрукты», — ребенок их перечисляет.

◈ Усложняем: выбирайте сложные слова-понятия. Например, транспорт: машина, самолет, пароход, лодка. А если попробовать вспомнить водный транспорт? (Лодка, пароход.)

Грамотная страна

Игра учит правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах

Необходимый инвентарь: книга «Мама и детки» или картинки с изображением животных и их детенышей.

1 Вариант

◈ Как играем: покажите ребенку картинку: это кто? Слон (слониха). А как зовут его детеныша? Слоненок. Собака — щенок. Воробей — воробышек. Олень — олененок. А как зовут детенышей овцы, коровы? И т. д.

2 Вариант

◈ Покажите ребенку другие картинки: «Как их называют?» — Слоненок. А много? — Слонята. Теленок — телята, верблюжонок — верблюжата и т. д.

◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Кого не стало?». Положите на стол картинки с изображением, например, козлят и козленка. «Кто это?» — Козлята, козленок. Ребенок закрывает глаза, а вы убираете одну картинку. «Кого не стало?» — Козлят и т. д. Играйте в такую игру в зоопарке, у бабушки в деревне: там много животных, птиц.

Рифмоплет

Игра учит подбирать рифмы к словам, развивает чувство ритма

◈ Как играем: предложите поиграть в игру «Поэты». Например, взрослый говорит: «Саша», — а ребенок: «Каша»; взрослый говорит: «Ушко», — а ребенок: «Подушка».

➣ Внимание: здесь важна рифма, а не смысл.

◈ Поощряйте ребенка. Меняйтесь ролями. Берите слово, на которое можно подобрать много рифм, например: лягушка — кадушка, квакушка, поскакушка и т. д. Если рифмы иссякнут, берите другое слово. Сочините с ребенком короткое стихотворение:

На суку сидели две тетери,

Улетели — прилетели.

или

Лето красное пришло,

Много ягод принесло.

И т. д.

◈ Закрепляем: играем на кухне, вы говорите: «Ложка», — ребенок подхватывает: «Кошка», — далее: «морошка», «плошка», «картошка»; или: молоко — утекло — стекло. На улице: лето — конфета, цветок — поясок, руль — патруль, сиденье — варенье и т. п.

◈ Посмейтесь вместе с ребенком:

Муха села на варенье.

Вот и все стихотворенье.

◈ Интересные рифмы записывайте.

«Одеяло убежало, улетела простыня...»

Игра учит правильно употреблять в речи слова, обозначающие постельные

принадлежности

Необходимый инвентарь: постельные принадлежности.

◈ Как играем: вы меняете постельное белье? Превратите это неинтересное занятие в игру. Спросите ребенка: «Что это?» — «Одеяло!» «А это что?» — «Одеяла» (множественное число). «А если я их уберу, чего не стало?» — «Одеял». По такой же схеме можно задавать вопросы о других предметах.

♦ Наволочка — наволочки — наволочек.

♦ Простыня — простыни — простыней.

♦ Пододеяльник — пододеяльники — пододеяльников.

♦ Покрывало — покрывала — покрывал.

◈ Не смейтесь над ребенком, если он скажет неправильно, дайте ему речевой образец. А если вы еще и вместе смените белье, значит, ваш ребенок большой молодец, похвалите его.

◈ Закрепляем: покупая постельное белье, спрашивайте у ребенка название всех предметов комплекта.

«Скоро сказка сказывается...»

Обучаем рассказыванию: учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излазать события в них.

Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.

◈ Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка:

«Тук-тук, кто в теремочке живет?»...

♦ Как называется эта сказка?

♦ О чем в ней говорится?

♦ Кто еще пришел в Теремок?

♦ Что случилось в конце?

И т. д. Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.

◈ Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки — так это же замечательно! Получится театр одного актера.

◈ А можно разыграть сказку по ролям, будет еще лучше.

Привлеките для этого всех членов семьи.

◈ Закрепляем: в шкатулке живет много различных сказок, и если на улице идет дождь, то достаньте из нее еще одну сказку, пусть ребенок расскажет ее. Можно «достать» только середину — события перепутались, — пусть ребенок вспомнит ее начало и конец. Хвалите ребенка за его рассказ.

◈ Усложняем: можно придумать другое окончание сказки.

Сказка про Язычок

Цель игры — познакомишь ребенка с органами речи: язычок, губы, нёбо, гортань.

Необходимый инвентарь: зеркало.

◈ Как играем: расскажите сказку про Язычок. Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться — делался то широким, то узким.

◈ Покривляйтесь с ребенком перед зеркалом, постройте рожицы.

◈ Наверняка ему понравится также помогать себе произносить согласные звуки. Язычку помогают в этом зубы, небо, гортань. Произнесите звуки в, с, з, д, н, к, ц, ш. Пропойте звуки м, н, с, з, ж. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки.

◈ Гласные звуки произносятся без помощи языка. Их можно петь голосом. Пропойте: А-О-Э-И-У-Ы. Вспомните, какие бывают согласные звуки («шипящие», «звенящие» и т. д.).

◈ Закрепляем: почаще кривляйтесь перед зеркалом. Пусть малыш выполняет такие, например, упражнения: положит широкий язык — «блин» — на нижнюю губу и скажет: «Пя-пя-пя». Улыбнется, прижав язычок к нёбу, и, не отпуская язычка, будет закрывать и открывать рот ит. д.

Вкусное варенье

Артикуляционная гимнастика

◈ Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала.

Непослушный язычок

Игра помогает выработать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким и расслабленным

◈ Как играем: ребенок должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая («наказывая») его губами, произносить: «Пя-пя-пя».

◈ Закрепляем: делаем это упражнение перед зеркалом.

Лошадка

Упражнение для языка

◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

◈ Закрепляем: такое упражнение можно делать каждый день.

Вредные советы

Игра тренирует мышцы, челюсти языка

◈ Как играем: ваш ребенок облизал палочку от мороженого, слизал крошки с тарелки, взял в рот шарик и катает его во рту, выдул пузырь от жевательной резинки или показал язык? Простите ему эту шалость. Только напомните, что при чужих людях этого делать нельзя.

◈ Закрепляем: можно положить ребенку на кончик языка ириску или другие сладости, и ребенок должен держать ее столько, сколько он выдержит. А вы считайте в это время.

Язычок балуется

Игра помогает учить произносить короткие чистоговорки

◈ Как играем: дети 3-4 лет любят играть словами. Итак, играем. Сочиняйте вместе с ребенком, например:

Ба-ба-ба — загудела труба,

Бо-бо-бо — белка села в дупло,

Бу-бу-бу — сидит ворон на дубу.

И т. д.

◈ Такие чистогоровки можно придумать на любой звук.

Используйте парные согласные, например, по твердости - мягкости:

На-на-на — в небе светит луна,

Ня-ня-ня — к нам идет Нафаня.

И т. д.

◈ Закрепляем: берем обратные слоги:

Ад-ад-ад — Коля будет рад,

Яд-яд-яд — конфеты у ребят.

И т. д.

◈ Произносим их тихо - громко, быстро - медленно. Такие речевые упражнения желательно делать каждый день по 5-10 минут, используя любую свободную минутку, — по дороге в детский сад, в магазин.

Повторяй-ка

Игра помогает научить четко произносить слова

Необходимый инвентарь: картинки.

◈ Как играем: называйте слова, в которых есть определенный звук, например, ж или с:

♦ жук, жало, желудь, железо, ножницы, лыжи;

♦ Саша, санки, суслик, самолет, слон, сушка, носки ит. д.

◈ Ребенок должен внятно произносить их, скорость здесь не нужна.

◈ Закрепляем: подбирайте слова на парные согласные звуки — твердые и мягкие:

♦ мама, мыло, магазин, масло, сом, мороз (м);

♦ Мила, мел, мельница, мебель (мь).

Досказалка

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление

◈ Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко — на плите сбежало моло... (ко).

Ща-ща-ща — зеленая ро... (ща).

Чу-чу-ну — педаль кру... (чу).

◈ Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «До-», — вы досказываете: «-шадь».

◈ Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

◈ Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Лопнул, хлопнул, вот и всё

◈ Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день.

◈ Закрепляем: как шипит змея? — длительное ш-ш-ш-ш- ш-ш, как гудит комар? — длительное з-з-з-з-з-з и т. д.

Пузырики

Игра помогает развивать речевое дыхание

Необходимый инвентарь: вода, стакан, соломинки.

◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого больше воздушных пузырей, тот и победил. А если соломинку опустить в сок, морс, много ли будет пузырей? Попробуйте взять длинную и короткую соломинки: повлияет ли это на результат?

◈ Закрепляем: теперь выигрывает тот, кто дольше сможет

дуть в соломинку.

◈ На улице сдувайте с руки листики, лепестки, перышки.

Воздушные ватки

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.

Необходимый инвентарь: цветные ватки для косметики.

◈ Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, их сдуть со стола в тазик, стоящий на стуле? Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу — тот проиграл.

◈ Закрепляем: сдувать ватки можно и с ладони — у кого дальше улетит, тот и победитель.

«Наши уточки с утра…»

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу

Необходимый инвентарь: уточки, вырезанные из легкой бумаги, синий бумажный круг диаметром 30 см.

◈ Как играем: в центре стола лежит синий круг — это озеро. Надо пустить уточек в озеро. Дуйте на уточек, лежащих или произвольно, или по углам стола. Кто больше пустит уточек в озеро, тот и победил.

◈ Закрепляем: можно играть на полу — лежать друг против друга и дуть на воздушный шарик так, чтобы он докатился до лежащего напротив. ® Можно посадить бабочку на цветок. Бабочку прикрепить ниточкой к листку бумаги, на котором нарисован цветок, и стараться дуть так, чтобы не посадить ее мимо.

Шаловливый ветерок

Игра помогает разбивать речевое дыхание, учит регулировать его силу

Необходимый инвентарь: снежинки, ватка, перышко, шарик, листочки бумаги, картинки и пр.

1 вариант

◈ Как играем: возьмите простые сюжетные картинки, например: грибочек, цветок, еж, — и нарисуйте бабочку, яблоко и листочек. Затем скрепите ниточками попарно картинки и ваши рисунки. Предложите ребенку «посадить» листочек на грибок; бабочку на цветок; яблоко на ежа. Дуть надо так, чтобы листочек попал на гриб, а не мимо, т. е. ребенок должен научиться контролировать силу и направление своего дыхания. Не торопите ребенка, возможно, у него все получится только с третьей-четвертой попытки.

2 вариант

◈ На простые картинки наклейте листы тонкой бумаги такого же формата, разрезанные на узкие полоски, только разрезать до конца не нужно. Предложите ребенку подуть на полоски и угадать, что же нарисовано на картинке. Отметьте при этом, что дуть надо сильно, полоски должны, колеблясь, открыть картинку.

Волшебная дудочка

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу

Необходимый инвентарь: свистульки, дудочки, гармошка.

◈ Как играем: дайте ребенку трубочку, свистульку, губную гармошку, предложите ему устроить маленький концерт. Желательно, чтобы не просто получалась какая-нибудь мелодия, но соблюдался любой, пусть очень несложный ритм. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал воздух носом. А если вся семья примет участие в концерте? Ребенок тогда будет стараться не отставать от взрослых!

◈ Закрепляем: в магазине продаются трубочки, которые разворачиваются, если в них начинаешь дуть. Пусть ребенок дует на здоровье! А если он поможет вам надуть шары к празднику? Такое занятие развивает объем легких.

Оратор

Учимся произносить на выдохе как можно больше слов

◈ Как играем: ребенок должен на одном выдохе сказать как можно больше слов, строчек из стихотворений, сказок. А вы следите за его дыханием, — если он покраснел или задыхается, прекратите игру.

◈ Хорошо, когда в игре участвуют несколько детей — кто больше сказал слов, тот и победил.

◈ Закрепляем: вы считаете до 10, ребенок должен продлить выдох до окончания счета.

Скороговорки

Учимся произносить правильно и внятно

◈ Как играем: вы произносите скороговорку — даете речевой образец, ребенок повторяет за вами.

Огуреник, огуречик, не ходи на тот конечек.

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

 

Иней лег на ветки ели.

Иглы за ночь побелели.

 

Юла возле Юли

Крутится, поет.

Юле и Юре

Спать не дает.

 

Топали да топали,

Дотопали до тополя.

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

 

Пенка печет,

А речка течет.

Печка молчит,

А речка журчит.

Юные поэты

Учимся внятно и эмоционально рассказывать стихи, разбиваем речевое дыхание

◈ Как играем: вы учите или повторяете с ребенком стихотворение? Следите за тем, чтобы он четко произносил слова, делал паузу в конце предложения, интонацией передавал голоса героев. Если ребенок торопится, частит, хлопайте после каждого слова в ладоши, а он в это время будет делать паузы.

Черепаха u самолет

Игра учит детей следить за темпом своей речи, произносить фразы быстро и медленно

Необходимый инвентарь: изображения черепахи и самолета.

◈ Как играем: спросите у ребенка, как ползет черепаха — быстро или медленно? Кто быстрее передвигается — черепаха или самолет? Предложите малышу интересную игру: если вы показываете картинку черепахи, он должен говорить медленно, если увидит картинку самолета — говорить быстро. Произносить можно слова, состоящие не менее чем из трех слогов, фразы, скороговорки, строки из стихотворения.

◈ Затем поменяйтесь ролями — ребенок показывает картинки, а вы говорите. Эта игра значительно развивает речь ребенка и придает ему уверенности в себе.

◈ Закрепляем: в эту игру можно играть и на улице, и по дороге в садик, но уже без картинок.

Полезные скороговорки

Дятел долбит дуб.

Варя варит варенье.

Мама мыла Мишу мылом.

Колокольчик и листочек

Учимся произносить слова тихо и громко

Необходимый инвентарь: картинки с изображением колокольчика и листочка.

◈ Как играем: объясните ребенку, что колокольчик звенит громко, а листочек падает очень тихо. Покажите малышу колокольчик — он должен говорить громко, затем покажите листочек — он говорит тихо. Затем поменяйтесь ролями.

◈ Закрепляем: в любое время можно играть с несколькими детьми, можно вечером в кругу семьи, чтобы ребенку было интереснее. Тому, кто не ошибется, увидев картинку, и будет говорить с правильной громкостью — дайте маленький приз. Можно также сыграть в известную игру «Испорченный телефон» — тихо говорите на ухо своему соседу любое слово, он — другому, и так по цепочке. Самый крайний в цепочке должен громко произнести, что услышал. То ли это будет слово?

Три медведя

Игра учит регулировать силу голоса, его тембр (говорить грубым голосом и тоненьким голоском)

Необходимый инвентарь: сказка «Три медведя».

◈ Как играем: прочтите сказку вслух с выражением. Побеседуйте об ее содержании.

♦ Почему медведи рассердились на Машеньку?

♦ Как это можно передать голосом? (Сказать грозно, сердито.)

♦ У кого грубый голос? Тоненький голосок? Ты можешь сказать, как Михайло Потапыч: «Кто ел из моей чашки?».

♦ А каким голосом говорила Настасья Петровна? А Мишутка?

◈ Предложите сыграть в игру. Вы говорите: «Кто сидел на моем стуле?», — а малыш должен угадать, кто же именно из медведей это произнес. Не забывайте про мимику, так как это очень важная сопутствующая тембру деталь.

◈ Поменяйтесь с ребенком ролями.

◈ Закрепляем: при совместном чтении сказок просите малыша по тембру голоса узнавать героя. Например, сказка «Теремок»: мышка говорит тоненьким голосом, лягушка — квакающим и дребезжащим, зайка — бодрым, лисичка — хитрым и т. д.

◈ Играйте в домашний театр всей семьей: распределите роли, придумайте нехитрые костюмы.

Разговариваем по телефону

 Возраст: 2-3 года.

 Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.

 Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.

 Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.

 Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы.

 Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

Отвечаем на вопросы

 Возраст: 2-4 года.

 Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.

 Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.

 В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица "своего" персонажа массу вопросов персонажу ребенка.

 Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Что бывает…. Какое бывает…

 Возраст: от 3 лет.

 Начните игру словами:

 "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

 Или наоборот:

 "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.

 "А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"

 Или так:

 Что бывает круглое?

 Что бывает острое?

 Что бывает жидкое?

 Что бывает длинное?

 Что бывает пушистое?

 Что бывает твердое?

 Что бывает квадратное?

 Что бывает ароматное?

 Что бывает синее? И так далее…

 Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.

 Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

Что сначала, что потом

 Возраст: от 3-4 лет.

 Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

 Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

 сначала чай наливают, потом пьют

 сначала человек ложится спать, потом встает

 сначала самолет взлетает, потом…

 сначала птичка откладывает яичко, потом…

 Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

 Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

 сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,

 сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…

 Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

Что будет, если…

 Возраст: от 3-4 лет.

 Еще одна устная игра.

 Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.

 "Что будет, если я встану ногами в лужу?"

 "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Что можно делать с … С чем можно делать…

 Возраст: от 3-4 лет.

 Вы начинаете:

 "Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает.

 Или:

 "Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".

 Или:

 Чай пьют, а печенье едят.

 На кровати лежат, а на стуле сидят.

 Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.

 Рубашку шьют, а шарф …

 Котлеты жарят, а суп…

 Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

 Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

Кто что делает

 Возраст: от 3-4 лет.

 Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

 Начало может быть таким:

 "Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."

 "Чайник - свистит, кипит,…"

 "Машина - едет, гудит, светит,…"

 "Снег - идет, тает,…"

 "Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"

 Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

 И лягушка, и зайчик - прыгают.

 И птица, и муха летают.

 И снег, и дождь выпадают на землю.

 И снег, и лед - тают.

 Или много предметов на одно действие:

 "Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"

 "Едет - машина, поезд, велосипед, …"

 "Тает - мороженое, лед, …"

 Или задания, имеющие только один ответ:

 "Кто чинит сапоги?"

 "Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.

 "Кто хоботом пьет воду?"

 "Носит грибы на иголках?" и т.д.

Что где? Кто где?

 Возраст: от 3-4 лет.

 Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.

 Что есть у нас на кухне?

 Что есть у нас в прихожей? И так далее.

 Где у нас стоит телевизор?

 Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).

 Потом "отправиться" в путешествие.

 Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?

 Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

Что внутри?

 Возраст: от 3-4 лет.

 Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

 дом - стол,

 шкаф - свитер,

 холодильник - кефир,

 тумбочка - книжка,

 пузырек - лекарство,

 кастрюля - суп,

 дупло - белка,

 улей - пчелы,

 нора - лиса,

 автобус - пассажиры,

 корабль - матросы,

 больница - врачи,

 магазин - покупатели.

Угадай, кто это?

 Возраст: от 3-4 лет.

 Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

 Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

 Например:

 Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)

 Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)

 Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)

 Длинная, безногая, ядовитая. (змея)

 Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)

 Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Больше, чем… Меньше, чем

 Возраст: от 3-4 лет.

 Взрослый ставит задачу:

 "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал."

 Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.

 Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

Один - много…

 Возраст: от 3-4 лет.

 Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.

 "Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее".

 Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …"

 Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

 Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:

 "Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…" (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)

 Можно и наоборот:

 "Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…" и так далее до одного или пока не собьется.

 Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста»

Данная картотека игр поможет воспитателям проводить игровые занятия в интересной для детей форме....

картотека игр по речевому развитию для детей 3-4 лет

речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр речевого развития для детей средней группы

Картотека дидактических игр речевого развития...

КАРТОТЕКА игр по речевому развитию для детей 6 – 7 лет

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы формировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за ...

«Картотека игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста»

laquo;Картотека  игрпо  речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста»...