Конспект НОД " Одежда для Золушки" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Струенкова Галина Александровна

Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Цель данного занятия: обогащение активного словаря детей по разделу "Одежда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razvitie_rechi2.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                         

ТЕМА: Платье для Золушки 

ЦЕЛЬ: Обогащение активного словаря 

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • уточнить представление детей о предметах одежды, деталях, материале и орудиях труда, необходимых для ее изготовления;
  • обобщить и активизировать словарный запас по теме;
  • упражнять в использовании антонимов и падежном словоизменении;
  • формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности.

Развивающие:

  • развивать навыки связной речи при построении сложного распространенного предложения и составлении рассказа-описания;
  • развивать творческие способности посредством изображения одежды для сказочных персонажей.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера.

ИНТЕГРАЦИЯ  ОБЛАСТЕЙ: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА: Чтение сказки Ш.Перро «Золушка», проведение эксперимента «Откуда берется зола?», дидактические игры по лексической теме: «Одежда», настольные игры на моделирование из геометрических фигур.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Практические: физминутка «Пилим дрова»; пальчиковая гимнастика «Переберем крупу»; словесные игры: «Скажи наоборот», «Добавь словечко», «Бесконечное предложение»; дидактическая игра «Чудесный мешочек»; составление слов из букв с опорой на цвет; моделирование бального платья путем подбора деталей; рисование одежды для сказочных героев.

Наглядные: рассматривание одежды куклы Золушки, демонстрация ее переодевания; демонстрация и просмотр таблицы для определения параметров платья; предметные картинки; рассматривание орудий труда для изготовления одежды.

Словесные: загадки; речевая ситуация «Кто принес нам письмо»; составление рассказа-описания.

МАТЕРИАЛ   И  ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Золушка (одна в простой одежде, испачканной золой, другая в бальном платье);  конверт с буквами разного цвета, картинкой хрустальных туфель, волшебной палочкой; мешочек с предметами для шитья (подушечка с иголками, наперсток, катушка с нитками, ножницы, утюжок); образцы тканей; кубик с цифрами; таблица параметров платья; мисочки с разной крупой, картинки с изображением сказочных персонажей, карандаши, бумага.

Логика непосредственной образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1

Обращает внимание детей на конверт, лежащий на подоконнике:

-Кто-то бросил нам в окно необычное письмо.

Может это воробьишка, пролетая, обронил,

Может кто письмо, как мышку, на окошко заманил?

Обращает внимание детей на то, что на конверте изображенна фея с волшебной палочкой;

Побуждает их догадаться, что это письмо от сказочной феи.

Слушают, рассматривают конверт, делятся предположениями, догадываются, от кого письмо.

Сформированы мотивация и интерес к предстоящей деятельности.

2

Достает из конверта разноцветные буквы и озвучивает задание феи:

-Выложить буквы в том же порядке, в котором располагаются цвета радуги, тогда узнаем, в какую сказку попадем. 

Рассматривают буквы, вспоминают последовательность цветов радуги, выкладывают название сказки:

красный – З

оранжевый – О

желтый  — Л

зеленый – У

голубой  – Ш

синий – К

фиолетовый — А

Закреплены представления об основных цветах и их последователь-ности, навыки составления слова из заданных букв.

3

Вносит куклу Золушку, поет от ее имени:

В кухне я тружусь- тружусь,

С печкой я вожусь-вожусь,

Силы не жалея, от того в золе я.

Надрываюсь я с утра до глубокой ночи.

Всякий может приказать,

А «спасибо» мне сказать

Ни один не хочет.

Побуждает детей к рассматриванию одежды и внешнего вида Золушки: холщевая юбка, кофта, испачканный фартук, лицо и руки испачканы в золе.

Рассматривают куклу, ее одежду, внешний вид, слушают песню.

Сформировано эмоциональное восприятие сказки, созданы предпосылки для формирования нравственных чувств, симпатий, сопереживаний.

4

Спрашивает, почему мачеха и сестры дразнили девушку «Золушкой».

Высказывают свои предположения по поводу имени Золушки.

Возникновение познавательного интереса у детей.

5

Выслушивает ответы детей, объясняет

- Золушка – потому, что испачкана в золе.

Предлагает детям вспомнить эксперимент: «Как получается зола?»

Вспоминают процесс эксперимента, выясняют значение слов «зола», «Золушка», делают вывод. 

Пополнен словарный запас путем установления причинно-следственных связей.

6

Сообщает детям (от имени Золушки),  что мачеха и сестры едут на бал веселиться, а Золушке приказали выполнить очень много работы. Спрашивает, помнят ли дети, какая была мачеха; проводит дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

Упражняются в употреблении антонимов:

Мачеха злая – Золушка добрая (грубая — вежливая, неряшливая – аккуратная, ленивая – трудолюбивая).

Активизация словаря антонимов.

7

Предлагает Золушке  рассказать о своей работе. Дидактическое упражнение «Добавь словечко».

Заканчивают фразу путем подбора слова в винительном падеже ед. и мн. ч.:

Золушка: я готовлю…

Дети: обед

(мою – посуду, стираю – белье, шью – одежду, глажу – платья, рубашки, пришиваю – пуговицы, штопаю – носки, чищу – туфли, ботинки, пилю –дрова, поливаю – цветы и т.д.)

Активизация словарного запаса, отработка навыка падежного управления.

8

Побуждает помочь Золушке, подводит детей к выполнению физминутки:

1. «Пилим дрова» — речь в движении.

-Пили пила, пили дрова

На печечку, на банечку,

На теплую лежаночку.

2. «Переберем крупу» — пальчиковая гимнастика.

1.Выполняют движения (встают в пары, двигают перекрещенными руками, имитируя пилку дров) в соответствии с текстом.

2. Работают по трое, разбирают перемешанную крупу:

рис, гречку, овес в отдельные тарелочки.

Обеспечена потребность детей в движении, отработано умение сочетать слово с действием.

Активизирована мелкая моторика рук. 

Пополнен опыт сотрудничества  и получения  общего результата.

9

Благодарит от лица Золушки за работу и просит помочь в выборе тканей для бального платья.

Рассматривают, называют разные виды тканей, определяют, из каких можно сшить бальное платье.

Пополнен словарный запас за счет называния различных тканей.

10

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (от лица Золушки достает мешочек для шитья и загадывает загадки):

-Птичка-невеличка, носик стальной, хвостик льняной (иголка с ниткой);

-Инструмент бывалый, не большой не малый, у него полно забот, он и режет и стрижет (ножницы);

-На пальце одном  ведерко вверх дном (наперсток).

-Кошка лапой меня катала, и мне все нитки размотала (катушка с нитками).

-Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается (утюг).

Отгадывают загадки и достают предметы из мешочка.

Развитие логического мышления, пополнен словарь названиями предметов и орудий труда.

11

Поворачивает куклу спиной к детям (она как бы шьет), проводит словесную игру «Бесконечное предложение».

Составляют предложение, определяют количество слов, распространяют его за счет введения однородных членов:

Золушка шьет.

Добрая, трудолюбивая Золушка шьет.

Добрая, трудолюбивая Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье. Добрая, трудолюбивая Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер.

Активизирован  словарь за счет распространения предложения путем введения однородных членов.

12

 Моделирование бального платья для Золушки. Пока Золушки спит, предлагает придумать для нее бальное платье при помощи кубика и таблицы.

По очереди бросают кубик на гранях которого написаны цифры. С опорой на  цифру выбирают параметр платья: цвет, воротник, рукава, детали отделки, украшения, и составляют платье на магнитной доске. Описывает его с опорой на таблицу.

Уточнены детали одежды и их названия. Пополнен опыт совместной работы и получения  общего результата. Составлен рассказ-описание.

13

От лица Золушки благодарит за платья. «Переодевает» Золушку в бальное платье, которое приготовила ей Фея (за ширмой меняет одну куклу на другую), предлагает отправиться Золушке на бал.

Произносят:

-Тише, тише, тишина, начинаем чудеса.

Сформированы образное восприятие и эмоциональная отзывчивость.

14

Вместе с детьми вспоминает (с опорой на картинки) других сказочных персонажей и предлагает стать Волшебниками-портными и сшить (нарисовать) для них необычную одежду :

Ивану-Царевичу – расписную рубашку;

Аленушке – русский сарафан;

Кащею- Бессмертному – пуленепробиваемый комбинезон;

Бабе Яге – новую юбку, украшенную грибами, ягодами и т.д.

Дети выбирают сказочного персонажа и рисуют ему одежду.

Активизированы творческие способности детей.

15

Предлагает дома продолжить работу по изготовлению различной одежды и устроить выставку различных видов одежды.

Делятся своими впечатлениями от рисунков, выделяя и мотивируя наиболее понравившиеся им костюмы.

Сформирован интерес к дальнейшей деятельности по данной теме. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект математического путешествия по сказке «Золушка» (старшая группа)

На занятии дети производят арифметические действия в пределах 10. Дети учатся составлять предметы из геометрических фигур....

Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга»  Воспитатель:...

Конспект:" Платье для Золушки". Старшая группа.

Продолжать учить детей правильно употреблять слова в мужском, женском и среднем роде. Развивать кругозор детей, внимание.Развивать диалогическую и монологическую речь. Правильный грамматический строй ...

Конспект НОД формированию представлений об одежде во второй младшей группе на тему «Зимняя одежда и обувь» с использованием ТРИЗ технологии

Цели: закрепить знания о предметах одежды. Задачи: Образовательные: - научить воспитанников внимательно слушать и наблюдать; - формировать способность к диалогической речи; Развивающие: - учить ...

Конспект открытого занятия по типу « квест – игра» на тему: «Поможем Золушке». ( старшая группа).

Цель: закрепить знания, полученные ранее на занятиях; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.Задачи:образовательные:-закрепить умение работать по плану комнаты;-учить ориентироватьс...