Технология формирования навыков общения
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

технология формирования навыков общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_teh_azbuka_obshchenya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология формирования навыков общения

Авторы: Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент Экзюпери.

Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Совсем недавно, образование Российской Федерации перешло на новый уровень образовательных стандартов, одним из основных направлений которых является коммуникативная направленность учебно – воспитательного процесса. Современные дети в целом не  умеют общаться. Причин этому много: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если в 60–80-е годы большую роль в развитии коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. Все это подтверждает необходимость появления области «Коммуникация».

 Процесс овладения коммуникативными умениями может и должен осуществляться в педагогической деятельности. Однако на данный момент отмечается недостаточная разработка механизмов и подходов к развитию коммуникативных навыков   детей 5-7 лет. В связи с этим, можно выделить проблему: как в современном дошкольном учреждении сделать процесс формирования коммуникативных     умений наиболее успешным, как заинтересовать детей речевой деятельностью.

Организация речевого развития детей  в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

Технология «Азбука общения»

Авторы: Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.

Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Девиз «Азбуки общения» - научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!

Цель технологии: обучение основам коммуникации детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Основным методом реализации технологии является один из ведущих методов развивающего обучения - метод сопереживания ситуации, который рассчитан на использование способности анализировать и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное - прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.

Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:

  • учить выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих;
  • формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями ориентируясь на метод сопереживания.

 Для решения данных задач рекомендованы следующие формы образовательной деятельности:

  • развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные);
  • этюды, импровизации;
  • наблюдения, прогулки, экскурсии;
  • моделирование и анализ ситуаций общения;
  • сочинение историй, сказок;
  • коммуникативные игры.

В содержание работы по развитию коммуникативных навыков мы выделили следующие направления: работа с родителями, создание предметно-развивающейся среды, коммуникативная деятельность.

Работа с родителями:

  • Встреча с родителями «Учим ребенка общаться»;
  • Консультации для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» и др.
  • Советы родителям замкнутых детей
  • Гость группы «Семейные традиции»
  • Электронная библиотека.

Создание предметно-развивающейся среды:

  • Создание психологического уголка
  • Оформление фотоальбома «Дружные ребята»
  • Изготовление коробочки примирения, мешочка настроения, копилки добрых дел  и др.

Коммуникативная деятельность

Раздел «Я и мой язык»

Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики: «Через стекло», «У Маланьи», «Иностранец», «Расскажи стихи без слов», «Испорченный телефон»: упражнения для речевого аппарата: «Лягушки», «Сказка про язычок», «Лошадка» и др.

Раздел «Я и эмоции»

Содержание этого раздела поможет снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им. Например,

Этюд «Первый снег»

        «Радость»

Цель: расширять представления об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

 Воспитатель. Много дней шёл мелкий холодный дождь. Дул холодный

ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдёт гулять. Он подошёл к окну и замер от радостного изумления. Всё вокруг было покрыто белым-белым снегом. В саду стало чисто, просторно, красиво. Теперь можно идти гулять. Скорее-скорее одеваться! (Выразительные движения: откинуть назад голову, приподнять брови, улыбнуться.) Давайте теперь попробуем проиграть эту историю. (Дети выполняют задание.)

Игра-ассоциация «На что похожа радость».

Воспитатель. Закройте глаза. Вспомните какую-нибудь свою радость, какой-то радостный день. Представьте, на что была похожа эта ваша радость. На какой цветок? Животное? Музыку? Запах? Звук? (Ответы детей.)

Игра «Я очень хороший». Детям предлагается повторять фразу «Я очень хороший» с разной громкостью несколько раз: шёпотом, громко, очень громко.

Раздел «Я и моё окружение»

Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, понять индивидуальные особенности других людей, формировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

Цель: развивать групповую сплоченность; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение со сверстниками; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

Игра «Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы- одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. (Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.) А теперь подышим вместе. Вдох- вместе

делайте шаг вперёд. Выдох-шаг назад. Вдох- вместе делайте два шага вперёд. Выдох-два шага назад. Послушайте, как чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук- делайте шаг вперёд, стук-шаг назад. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе.

Игра «Поварята». Все встают в круг-это кастрюля. Сейчас мы будем готовить винигрет.

Пусть каждый придумает, каким овощем он будет (картошкой, морковкой, луком, капустой, петрушкой, и т.д.).(Воспитатель называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя должен впрыгнуть в круг. Игра продолжается до тех пор, пока все «овощи» не окажутся в «кастрюле».

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какое у нас вкусное блюдо получилось, просто объедение.

Каждый человек вкладывает в дружбу какую-то частичку себя: кто-то –  доброту, кто-то - весёлость, кто-то –заботу о других.

Игра «Эхо»

Цель: способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.

Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать своё имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем своё имя прохлопывает Викина соседка справа-Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопывают своё имя. (Дети по очереди называют и прохлопывают своё имя-сперва по одному, затем все вместе.)

Игра «Радио»

Знаете ли вы, как называют человека, которого мы слышим по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаём, кто же потерялся. Сначала диктором буду я. Слушайте: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, в косичках белые банты. Она хорошо поёт песни. Кто знает эту девочку?»

Дети. Знаем, это Ира!

 Воспитатель. Правильно, угадали.

А теперь диктором будет кто-то из вас. (Во время игры психолог следит, чтобы дети перечисляли характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям…)

Игра-разминка «Ветер дует на…»

Когда я буду произносить слова задания, все, к кому эти слова относятся, бегом собираются в кружок. Итак, мы начинаем: «Ветер дует на того, кто любит рисовать.., кто хотел бы иметь собаку или кошку, а мама не разрешает.., кто любит ходить в цирк или кукольный театр.., кому нравится получать подарки.., кто любит есть конфеты…» (Дети выполняют задание. Затем проводится краткое обсуждение игры.)

Уровни развития  коммуникативных умений по методике Е.О. Смирновой

Высокий уровень:

Коммуникативные  действия детей направлены на достижение цели, о которой открыто, сообщают партнеру; дети учитывают личностные особенности партнера и характер коммуникативной ситуации, специально отбирают информацию, интересующую партнера, планируют содержание акта общения;

Выбранные детьми средства общения разнообразны, в их отборе проявляется творчество ребенка. Дети свободно и самостоятельно входят в процесс общения со взрослыми и сверстниками, согласовывая свои действия и мнения с партнером, в случае непонимания используют дополнительные вопросы в отношении партнера. Реакция на поведение и настроение партнера адекватная. Результативность общения высокая.

Средний уровень:

         Отдельные коммуникативные действия детей направлены на достижение цели, учитываются основные личностные особенности партнера; планирование коммуникативных действий осуществляется на основе прошлого опыта, однако дети пользуются стереотипным набором вербальных и невербальных средств общения, объем которых ограничен. Осуществление акта общения не всегда самостоятельно, требуется помощь воспитателя в понимании поведения и настроения партнера, действия не всегда закончены, наблюдается отступление от задуманного плана общения. Направленность на достижение результата проявляется в особых значимых для ребенка ситуациях. Результативность общения средняя.

Низкий уровень:

 Направленность коммуникативных  действий на достижение цели или крайне ограничена или отсутствует. Детьми не учитываются особенности партнера и характер коммуникативной ситуации; ну учитываются интересы партнера. Процесс планирования общения затруднен. Выбранные средства общения не соответствуют его содержанию, случайны и однообразны. Дети не могут включаться в процесс общения и совсем не проявляют инициативы в достижениях понимания партнера. Реакция на поведение и настроение партнера случайна, несвоевременна или отсутствует.

Результативность общения низкая.

Таким образом, применяя технологию «Азбука общения»,  мы развили у детей умение создавать акт общения, умение подбирать вербальные  и невербальные средства, умение выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих.

В данный момент, в группе налажена дружеская атмосфера, дети чувствуют себя комфортно, стараются  самостоятельно решать возникшие проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"

Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...

Формирование навыков общения через режиссерскую игру у детей среднего возраста

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях  реализация  ФГОСДО...

формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников

Основные аспекты формирования навыков общения и культуры поведения у воспитанников детского сада....

Тренинговая программа "Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми"

Данная программа рассчитана на детей подготовтельной группы, посещающих логопедический детский сад.Темы упражнений и заданий преследуют следующие цели:1 Повышение уровня самооценки.2 Обучение, навыкам...

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

Формирование навыков общения у дошкольников с ОНР

Проблема формирования навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, приобретает особую актуальность в связи с тем, что зачастую у таких детей словарный запас беден, выражение мыслей спута...