Игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, итоговые игры-тесты. Мы считаем, что достоинством игровых методов и приемов обучения является то,  что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Проведенная нами работа показала  положительную динамику   в разитии у детей грамматического строя речи, а именно синтаксиса, морфологии, словообразовании. Таким образом, проводя нашу работу, оценив результаты, мы пришли к выводу, что дидактическая игра  является одним из эффективных способов формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №43 детский сад комбинированного вида Невского района

Игры и упражнения для  формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста.

  Выполнила: воспитатель 1 квалификационной

категории Нечаева Людмила Аркадьевна

                          г. Санкт-Петербург 2016г

Игры и упражнения для  формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста.

  1. «Кто на чём?»

Цель: употребление существительных с предлогом - НА, - В,

- ИЗ,- С

Игра-шутка.

Задание для ребёнка – выбери из картинок (лопата, утюг, ложка, пила, метёлка и др.)

- Без чего ты не можешь прожить? (без лопаты)

- На чём ты любишь кататься? ( на лопате)

- Что ты ел на завтрак? (лопату)

- Чем рисуешь? (лопатой)

- О чём ты видел сон сегодня? (о лопате) и т.п.

  1. «Играем в прятки»

     Цель употребление предлогов -ИЗ, -ЗА и ИЗ-ЗА

По картинкам:

Собака вышла из конуры.

Собака спряталась за куст.

Собака выглянула из-за куста. И т.п.

  1. «Исправь ошибки»

     Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

      Рассказ взрослого:

     «Жил дед в печи, дрова на печи,

      На столе сапожки,

      Под столом лепёшки,

      Овечки в речке,

      Караси у печки,

      Под стулом портрет,

      Над столом табурет.

Помоги и исправь ошибки.

  1. «Что в чём?»

 Цель: образование существительных с помощью суффиксов -ИК, -ИЦ,- ОНК, - ЕНК.

Дети называют посуду, в которой хранятся разные предметы.

Сахар – в сахарнице

Хлеб – в хлебнице

Соль – в солонке

Масло – в маслёнке

Мыло – в мыльнице. И т.п.

  1. «У кого кто?»

 Цель: употребление существительных – названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.

Игра проводится в два этапа. На первом – знакомство с животными и их детёнышами. На втором – задание усложняется.

Родители и дети называются по разному.

У гуся – гусята

У коровы - телёнок

  1. «Слова – иностранцы»

Цель: употребление несклоняемых существительных.

В русском языке есть слова, которые пришли из других стран – это слова – иностранцы, они особенные, они звучат всегда одинаково и никогда не меняются.

У меня одно пальто.

Мы купили одно пианино.

Я пью кофе.

Вопросы, рассказ с использованием этих слов.

  1. «Большой, маленький»

Цель: согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительно – ласкательных форм прилагательных.

«Я буду говорить о большом предмете, а ты о маленьком»

- Морковь вкусная, а морковочка – вкусненькая. И т.д.

  1. «Ответь на вопросы: какой? какая? какие?»

 Цель: образование качественных прилагательных.

 - На улице мороз, значит день – морозный

 - У Страшилы много ума – он умный

 - Весь день идёт дождь, день какой – дождливый.

 - Эта книга вызывает интерес, она какая – интересная и т.д.

  1. «Шаловливый ветер»

 Цель: употребление трудных форм приставочных глаголов «одеть», «надеть», «обуть»

Послушай стихотворение:

«Надя куклу одевала,

На прогулку собирала.

Красные сапожки

Обула ей на ножки.

Куртку кукле одевала,

Шарфом шею повязала.

Всё теперь в порядке,

Мы готовы поглядите,

Нас на улицу ведите»

Вопросы к ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашн...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи - это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов)....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Данный материал содержит игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего  возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы»....