Опыт логопедической работы по коррекции звукопроизношения при стёртой форме дизартрии у детей старшего дошкольного возраста
презентация по развитию речи на тему

Система работы по коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty.docx28.54 КБ
Файл prezent_po_opytu_-_kopiya.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание: «Творческая презентация»

Пояснительная записка

        Тема: «Опыт логопедической работы по коррекции звукопроизношения при стёртой форме дизартрии у детей старшего дошкольного возраста»

        Цель: Создание условий для эффективной коррекции звукопроизношения у детей со стёртой формой дизартрии посредством использования комплекса игр и упражнений

        

        Стёртая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Мой первый опыт работы с ребёнком, имеющим это нарушение, был непростым. Губы  мальчика были плотно сжаты, а язык  держал форму «иголки». Его речь в виде звукоподражаний понимали только я и близкие люди. Пытаясь найти способ помочь этому ребёнку, я наткнулась на книгу Архиповой Елены Филипповны: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии». Менее чем через год я познакомилась с профессором лично,  приехав на её лекции по «стёртой дизартрии» в Москву. С тех пор в своей работе я использую элементы методики Елены Филипповны. Опытом работы в данном направлении я хотела бы поделиться.

        Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространённых нарушений фонетико-фонематическое недоразвитие речи и стёртая дизартрия.

                Своевременное выявление дизартрического компонента позволит правильно построить тактику коррекционно-логопедического воздействия. Поэтому те дети, чья симптоматика соответствует стёртой дизартрии,  направляются на консультацию к неврологу для подтверждения диагноза и прохождения курса лечения.

                Для увеличения эффективности коррекции дизартрии у детей я проходила различные курсы повышения квалификации:

  • «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи» - г. Санкт-Петербург, 2013 г.;

Прохождение данных курсов позволило грамотно осуществлять нормализацию речевого дыхания у детей.

  • Авторские курсы Архиповой Е. Ф. «Постановка и автоматизация звуков при стёртой дизартрии» -  г. Москва, 2014 г.
  • Авторские курсы Томилиной С. М. «Логопедический и зондовый массаж в коррекции дизартрии» - г. Москва 2015 г.
  • «Коррекция произношения при дизартрии. Использование логопедических постановочных зондов» - г. Москва 2015 г.
  • «Актуальные проблемы  логопедии в соответствии с требованиями ФГОС» - г. Москва 2015 г.

        Согласно методике Елены Филипповны Архиповой,  логопедическая работа при коррекции стёртой формы дизартрии предполагает четыре направления:

Первое направление

        Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.  Для этого применяются традиционные упражнения, которые подробно представлены в специальной литературе (О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва, Е. Ф. Рау и др.) Данный этап работы проводится параллельно с налаживанием психологического контакта между ребёнком и  логопедом.  Возможно, использование  механической  помощи  при формировании артикуляционных укладов и дальнейшей постановке звуков.  Важно, чтоб между педагогом и ребёнком сложились доверительные отношения.

        Для установления контакта с ребёнком я использую сказки о весёлом язычке, которые помогают ребёнку в игровой форме познакомиться с органами артикуляции. Как показывает практика, применение логопедического массажа сокращает сроки преодоления речевых расстройств в 3-4 раза. Большой эффект имеет логопедический массаж при гиперсаливации (обильном слюноотделении).

        А.В. Ястребова и О.В. Лазаренко рекомендовали использовать артикуляционные упражнения совместно с движениями пальцев рук.         При этом движения рук имитируют движения губ, языка, нижней челюсти. Такой метод называется биоэнергопластикой. Применение данного метода эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

        Во время использования элементов биоэнернопластики можно предложить детям надеть яркие перчатки. Это поможет сконцентрировать  внимание на точности движений рук.  

Второе направление

        

        Нормализация речевого дыхания. С этой целью проводятся кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. На этом этапе возможно использование метода биологической обратной связи.         

Третьим направлением логопедической работы является непосредственно вызывание конкретного звука.  

        Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от подготовленности артикуляционных укладов. Если следовать методике Е. Ф. Архиповой и проводить артикуляционную гимнастику по модели: «Дерево», то ребёнок научается держать нужный артикуляционный уклад.

Четвёртое направление

        Каждый практикующий логопед знает, что порой не так трудно поставить ребёнку звук как автоматизировать и ввести его в свободную речь.

        При автоматизации звуков логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приёмы, учитывая, что игра                                                                                         - ведущая деятельность дошкольника.

        В процессе коррекционной работы мною было отмечено, что чем эффективнее проводилась автоматизация изолированного звука, тем быстрее звук входит в речь. Механическое многократное повторение одного и того же звука утомляет детей, поэтому я использую нетрадиционные приёмы автоматизации изолированного звука:

  • Мнемодорожки с изображением символов звуков;
  • «Рыбалка». Вылавливание» удочкой с магнитом магнитных букв;
  • Перекатывание су-джок массажора по дорожкам;
  • «Машинка на ниточке». Ребёнок наматывает нитку на карандаш, произнося звук [р-р-р-р], машинка приближается к ребёнку.
  • «Смешной мешок». Ребёнок достает из мешка предметы и произносит звуки с разной интонацией, в зависимости от эмоций, которые возникают у ребёнка при виде предметов;
  • Пропевание звука под музыку;
  • Пропевание звука под музыку с движениями;
  • «Сюжет». Логопед с ребёнком придумывают сюжет. Например, дочка поздно вернулась домой, мама её ругает. Затем логопед с ребёнком проигрывают эту ситуацию, но вместо слов говорят один (автоматизируемый) звук;
  • «Мимика». Ребёнку предлагают картинки с изображением людей (грустных, смелых, плаксивых), ребёнок произносит звук с соответствующей интонацией;
  • «Снежный бой». Ребёнок с логопедом кидают друг в друга комочки мятой бумаги, произнося определённый звук.
  • «Инопланетяне» - Логопед и ребёнок перевоплощаются в инопланетян и разговаривают, произнося только один звук и вопросительной и утвердительной интонацией. Можно использовать микрофон.
  • «Тир». Игра в тир, с озвучиванием каждого броска определённым звуком.

        Данные упражнения способствуют не только автоматизации изолированных звуков, но и развитию интонационной выразительности речи, развитию мимических мышц. Упражнения включают элементы пальчиковой гимнастики, а также они помогают детям  научиться соотносить речь с движениями.

        Одним из значимых направлений второго этапа является дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами, быстрая переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой.

На данном этапе я использую игру: «Китайская песенка»

        Перед ребёнком 4-клавишный металлофон, картинки-символы звуков, кубики с буквами;

        На первых порах дети знакомятся с артикуляцией каждого звука отдельно [Л], [В], [У], знакомятся с символами данных звуков. Затем дети играют на металлофоне и поют один звук. [Л], [Л], [Л], [Л]

        Следующее задание: 1 и 2 клавиши – звук [Л], 3 и 4 – звук В. (символы и буквы используются по мере необходимости).

        Далее детям предлагается пропеть [Л, У, В, У] и т. д.

        Упражнения со слогами [У-ЛА-ЛА-ВА], [ВУ-ЛЫ-У-ВО] и т. д. Разученные песни дети называют китайскими.

        Целесообразно осуществлять автоматизацию звука при разучивании диалогов, словесных игр, придумывания небылиц, объяснения пословиц, отгадывания загадок и театрализованных постановок. Важную роль играет собственная мотивация.

        В подготовительной  группе проходит подготовка ребенка с дизартрией к обучению в школе. Основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.

        Родители должны принять во внимание, что такое речевое нарушение, как дизартрия, требует дополнительных индивидуальных занятий не только со специалистами, но и дома. Для этого понадобится много времени и терпения. Родителям необходимо выполнять  роль не просто помощника, а непосредственного участника коррекции нарушения. Для родителей я организую собрания, семинары и индивидуальные консультации.

        Работа по коррекции стёртой дизартрии очень кропотливая и многогранная. Она одинаково сложна и интересна. Мне всё же удалось в какой-то мере помочь своему первому мальчику - дизартрику. Теперь он говорит весьма разборчиво.  Значительные улучшения в речи имеются и у многих других детей.  Однако речевые нарушения детей носят различный характер. Имея некоторый опыт работы в этом направлении, я продолжаю сталкиваться с различными проблемами, которые мне ещё предстоит решить. Говорят, так педагоги и трудятся, постоянно находясь в поиске, в ожидании чуда! Значит, я двигаюсь в правильном направлении.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. – «Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». Издательство  «Просвещение», 2010. - 271с.  Комплект коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи;
  2. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
  3.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В,.Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение         детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации».  М.:  Дрофа , 2009. - 189, [3] с. - (Дошкольник. Логопедия). Программно-методические рекомендации предназначены для учителей-логопедов, студентов средних и высших учебных заведений, изучающих логопедию и др.;
  4. Азова А. Е.,. Чернова О. О. Логопедические тетради для закрепления произношения звуков. «Учим звуки»;
  5. Герасимова А. С. «Уникальная методика развития речи дошкольника». Издательство: ОЛМА-ПРЕСС, - 2006.- 688 с.

  6. Ткаченко Т. А. «Логопед у вас дома» Эксмо, 2011. - 288 с.;
  7. Н. С. Жукова Уроки логопеда.  Исправление нарушений речи
  8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Спб. 2007;
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Комплект пособий для закрепления произношения звуков. М.,1999;
  10. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Издательство Гном, 2015;
  11. Созонова Н. Куцина Е. Лексика, грамматика, связная речь. Методическое пособие с иллюстрациямипо развитию речи. 4-7 лет. Издательство Литур-опт, 2013;

12. Батяева С. В., Савостьянова Е. В.,. Володина В. С.: «Большой альбом по развитию речи». Издательство: Росмэн-Пресс, 2015,- 88 с.;

 Володина В. С. «Альбом по развитию речи». Росмэн-Пресс, 2015,- 96 с.

  1. Архипова Е. Ф.: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей». Издательство: АСТ, 2008. – 254 с.;
  2.  Периодическое издание: «Логопед»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед: Буйдова Елена Викторовна МКДОУ д / с комбинированного вида «Теремок» ЗАТО Первомайский Кировской области 2016 Творческая презентация: «Опыт логопедической работы по коррекции звукопроизношения при стёртой форме дизартрии у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 2

Цель: Создание условий для эффективной коррекции звукопроизношения у детей со стёртой формой дизартрии посредством использования комплекса игр упражнений Задачи: Проанализировать специальную литературу по данной проблеме; Выбрать наиболее эффективный способ нормализации артикуляционной моторики и речевого дыхания; Модифицировать общеизвестные игры по коррекции звукопроизношения

Слайд 3

Стёртая дизартрия Симптомы: Плохая дикция Невнятная, невыразительная речь Искажение и замена звуков

Слайд 4

Содержание логопедической работы 1. Нормализация моторики органов артикуляции - Артикуляционные упражнения - Логопедический массаж - Биоэнергопластика 2. Нормализация речевого дыхания. - использование метода биологически обратной связи 3. Постановка звуков при дизартрии 4. Автоматизация и дифференциация звуков 5. Работа с родителями

Слайд 5

Нормализация моторики органов артикуляции Использование данного пособия Е.Ф. Архиповой Позволяет максимально эффективно подготовить артикуляционный уклад ребёнка для произношения звуков

Слайд 6

Нормализация моторики органов артикуляции Применение логопедического массажа сокращает сроки преодоления речевых расстройств в 3-4 раза.

Слайд 7

Нормализация моторики органов артикуляции Биоэнергопластика-взаимодействие руки и языка Применение данного метода эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Слайд 8

Нормализация речевого дыхания Использование метода биологически обратной связи

Слайд 9

Постановка звуков при дизартрии Постановка звуков у детей со стёртой дизартрией осуществляется преимущественно с механической помощью или смешанный способом

Слайд 10

Автоматизация и дифференциация звуков «Мнемодорожки» «Рыбалка» «Су-джок массажоры»

Слайд 11

Автоматизация и дифференциация звуков «Машинка на ниточке» «Инопланетяне» «Мимика»

Слайд 12

Работа с родителями Семинар-практикум для родителей: «Фонематический слух» Родительское собрание : «Подготовка детей к школе»

Слайд 13

Результаты работы в 2014-2015 уч . г. (%)

Слайд 14

Желаю успехов в достижении результатов обучения: не бойтесь ставить перед детьми четкие задачи, передавать им инициативу и направлять их деятельность в нужное русло . удьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

Опыт работы по теме "Преодоление дизартрических расстройств устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН"

Преодоление дизартрических расстройств усной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН...

Проект "Речедвигательный тренинг как метод коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на стимуляцию процесса речевой и психической деятельности детей со стертой дизартрией посредством использования речедвигательной ритмики....

Методические рекомендации логопеда для родителей по коррекции стертой формы дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.

     Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя неск...

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста

В последние годы неуклонно растёт число детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают общеобразовательные группы ДОУ. Логопедическая помощь таким детям оказывается на логопедическ...