Интегрированное занятие на тему: « Вежливые слова – наши верные друзья».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Дулаева Алина Шамилевна

Интегрированное занятие на тему:  « Вежливые слова – наши верные друзья»(старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vejlivyieslova.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

на тему:  « Вежливые слова – наши верные друзья».

Старшая группа

Программное содержание:

  1. Учить детей быть вежливыми, использовать в своей речи наиболее часто встречающиеся выражения в общении людей.
  2. Учить детей использовать выразительные движения и невербальные формы общения. (мимика, жесты, пантомимика)
  3. Учить детей расслабляться.
  4. Формировать у детей коммуникативные способности и навыки импровизации.
  5. Развивать фантазию и творческое воображение.
  6. Воспитывать у детей доброту, доброжелательные отношения друг к другу.

Предварительная работа.

  1. Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово» и др.
  2. Познакомить детей с тем, как люди разных стран приветствуют друг друга.
  3. Подготовка инсценировки «Девочка Маша»

Материал:

1. Волшебный сундучок

2. Кукла «Фея вежливости»

3. Бабочки на веревочке для дыхательной гимнастики

4. Музыкальное сопровождение (Чайковский «Вальс цветов», «Эолия»)          

5. Ящик с надписью «Игра», мяч.

6. Атрибуты (маски) к инсценировке «Девочка Маша» и т.д.

Ход занятия:

Звучит вальс. Дети входят в зал.

- За чистым - чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть сказочный город. Всех чудес в сказочном городе не перечесть. Жить – поживать в нем одно удовольствие. Все жители в нем сказочно вежливы и все они знают волшебные слова. Даже собаки в этом городе стесняются громко лаять, а щенки протягивают лапу, чтобы поздороваться с прохожими. Даже драчливые петушки позабыли, что такое драки и каждое утро будят прохожих веселым криком «Вставайте, с добрым утром». Дети это самый вежливый город.

Но случилась беда. Там побывал злой волшебник. Им нужна помощь. Он заколдовал зверей, птиц, деревья. В нем стало темно и неуютно. Давайте мы подарим жителям этого города частичку своего горячего сердца.

Вводная медитация (проводится под спокойную музыку – кассета Эолия")

  • Дети найдите свое сердце, прижмите обе руки к сердцу и прислушайтесь, как оно стучит: тук, тук, тук.

А сейчас каждый должен представить себе, что у него в груди кусочек ласкового солнышка.

Яркий и теплый свет разливается по телу, рукам, ногам.

Его столько, что оно уже не вмещается в нас.

А сейчас давайте пошлем этому городу немного света и тепла, и может быть он оживет (руки вынести вперед, кисти вертикально).

Город стал немного оживать, т.к. каждый подарил ему немного света и тепла. Давайте отправимся в этот город и поможем его жителям. Мы идем в город бодрым шагом.

  1. Кап, кап. Это теплый дождь смочил землю, освежил траву и листья, поиграем с дождливыми каплями.

1,2 – вынести вперед прямую (правую/левую) руку (ладонью вверх),

3,4 – (правую/левую) руку спрятать за спину.

Подставить свои личики теплому дождю, зажмурьтесь и улыбнитесь.

  1. Потом красочная радуга засияла разными цветами, украсила город.

И.п. Ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладонями вверх.

  1. Наклон туловища вправо, левую руку поднять через стороны вверх и опустить ладонью на ладонь правой руки;
  2. Тоже в левую сторону

Посмотрите, никогда не видели такую красоту. Даже ротики у нас открылись от удивления.

  1. Растения оживают (деревья, трава, цветы потянулись к солнышку).

И.п. Ноги вместе, руки вдоль туловища, голова опущена.

  1. Поднять прямые руки перед собой вверх, правую ногу поставить назад на носок, посмотреть вверх;
  2. То же левой ногой.

Но что такое, злой волшебник прознал, что мы идем и заколдовал деревья. Они растут так часто, так трудно между ними пройти. Как страшно. Покажите, как нам страшно. Но мы преодолеем препятствие.

  1. Красивые сказочные птицы, то взмахом крыльев поднимаются высоко в небо, то летят низко над землей.

И.п. Основная стойка, руки внизу,2-присесть, 4-И.п.

5. Звери просыпаются (потягиваются от долгого сна и стряхивают  с себя его остатки).

  И.п.. Стоя на коленях или сидя на пятках, руки согнуты в локтях, опущены на пол, голову опустить на кисти рук.

  1. Поднять голову, руки выпрямить – подтянуться;
  2. Стоя на четвереньках, прогнуться в пояснице, посмотреть вперед – встряхнуть (повилять хвостиком);
  3. Сесть на пятки, руки вытянуть вперед – потянуться;
  4. И.п.

6. Бабочки порхают вокруг цветов, садятся на них, пьют нектар и снова летят к другому цветку.

И.п. Сидя, ноги согнутые в коленях, совершают ритмичные, пружинящие покачивания (стараться положить бедра на пол).

4 – в И.п.

7. А сейчас осторожно, мягче шагайте, здесь опасно. Теперь опасность миновала, идите смело. Вот мы и пришли в волшебный город вежливости.

        Но вдруг… Что это?

        К нам летит Фея Вежливости.

   Фея:                         Здравствуйте дети!

                        Нелегким был Ваш путь в мое царство

                        Какое несчастье, злой волшебник заколдовал мой                    

                        город

                        И все жители моего города стали ужасно

                        Невежливы, они все позабыли.

А чтобы расколдовать сказочный город, надо снова  жителей научить вежливости.

Воспитатель:  Ребята, давайте попробуем их перевоспитать и откроем школу, а называться она будет «Школа вежливости».

(Дети садятся)

Воспитатель:   Каждый день Вы встречаете множество людей на улице, в детском саду, в театре, во дворе. Важно, чтобы ни один из них не пожалел о встрече с вами, пусть даже самой короткой, не обиделся на вас.

Кстати, ребята, какого человека мы называем вежливым?

Вежливый человек относится к другим внимательно, сердечно, по-доброму. Вежливый человек всегда здоровается. Вежливый человек не обманывает друзей, папу, маму, незнакомых людей.

Вежливый человек не обижает маленьких и животных, а дружит с ними.

Вежливый человек никогда не ответить грубостью на грубость, бранью на брань.

Итак, вежливый человек – это знаток правил приличия, который по - доброму относится к людям (воспитанный, учтивый, умеющий вежливо обращаться с другими людьми).

 

Воспитатель:   Ой, смотрите, какой-то сундучок. Я спрошу Фею, кто   хозяин сундучка.

Фея:           Это мой сундучок.

                 Он не простой, а волшебный.

        Если вы скажите волшебное слово, то сундучок откроет  свою крышку и подарит Вам чудесную, волшебную музыку и вылетит красивая бабочка.          

Давайте по очереди говорить вежливые слова.

     Сундучок, сундучок

     Позолоченный бочок,

     Расписная крышка,

     Медная задвижка!

     Раз, два, три – Волшебные слова говори!

                          Молодцы!

                               Дыхательная гимнастика «Дуем на бабочек»

Вот она какая.

Бабочка – красавица!

Посмотри внимательно

Она тебе понравится.

Сейчас она сидит

Любуется цветочком,

Но вдруг вспорхнет и улетит

Играть с веселым ветерком!

(воспитатель предлагает взять нитку в руки, приблизить бабочку к губам и подуть Ф-у-у) повторить 4-5 раз.

При этом звучит музыка.

Воспитатель:        Ребята, а вы знаете, что обозначает слово   «здравствуйте»

                (мы желаем здоровья, здравия).

А Паша выучил стихотворение про слово «здравствуйте»

        Что такое здравствуй?

        Лучшее из слов

        Потому что здравствуй

Значит «будь здоров»!

Воспитатель:        Здравствуйте! – говорим мы друг другу при встрече (т.е. желаем здоровья).

        Ребята, вспомните, а как приветствуют друг друга люди разных стран.

        (Дети вспоминают)

Воспитатель:        А теперь давайте поговорим о том, как мы приветствуем друг друга

  • Вот вы пришли утром в детский сад, как вы здороваетесь со мной и помощником воспитателя?
  • А как вы можете поприветствовать своего друга? (Привет)
  • Днем к нам зашла мед/сестра узнать о вашем здоровье, как вы ее поприветствуете? (Добрый день, здравствуйте)
  • Прощаясь вечером с детьми, с воспитателями, какие слова вы говорите?

     ( До скорого свидания, прощайте, пока)

  • А можно сказать воспитателю «пока»? (нет)

Воспитатель:  Правила речевого этикета напоминают нам о том, что  говорить «пока» мы можем друзьям или близким людям.

         Посмотрите, кто-то идет.

         Это девочка.

Фея:        Я знаю эту девочку. Это Маша.

        Она шла через лес и заблудилась.

Давайте поможем ей найти дорогу к дому.

Инсценировка сказки.

Маша:         Ребята, помогите мне попасть домой.

Ведущий:         Маша! Ты обращаешься невежливо. Ребята подскажите как надо просить.

(Маша должна сначала поздороваться, затем сказать волшебное слово “пожалуйста”)

Маша:         Здравствуйте, ребята!

        Помогите мне пожалуйста попасть домой.

Ведущий:        Пошла Маша по тропинке, которую вы ей указали и встретила на тропинке медвежонка.

Маша:        Уходи медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти.

Ведущий:         А медвежонок стоит упрямо и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?

      Дети помогают Маше вежливо попросить медвежонка

  • Медвежонок, здравствуй, дай мне, пожалуйста, пройти.

-  Медвежонок:         Проходи, пожалуйста, Маша.

Ведущий:        Маша пошла дальше по тропинке, а вокруг было столько красивых цветов, что она решила собрать букет, и сбилась с тропинки.

Испугалась Маша и заплакала. Вдруг на верхушке дерева она увидела белочку.

Маша:        Попрошу-ка я ее помочь в моей беде. Как же мне попросить, чтобы она не отказалась помочь. Вспомню-ка я слова, которые мне подсказали ребята.

  • Здравствуй, белочка!

Будь любезна, помоги мне, пожалуйста, найти дорогу к дому.

Белочка:        Здравствуй, маша!

        Я живу рядом с твоим домом на опушке леса и покажу тебе дорогу. Иди за мной.

Ведущий:         Белочка перепрыгивала с дерева на дерево, а Маша шла за ней по траве и вышла на тропинку. А вот и дом.

Маша:        Спасибо, ребята, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.

                                        Молодцы

Воспитатель:    Все ребята, молодцы! И артисты и зрители

                Мы вам всем похлопаем и вместе споем «Вежливую песенку»

        Дети поют песню «Вежливая песенка»

(муз. Г. Левдашемова, сл. Алдошиной)

Фея:        Ребята, всем жителям моего города очень понравились слова вежливой песенки. Скоро весь город выучил эту песенку, скоро все горожане стали вежливыми. Собрались все на главной площади города. Вмиг злодея вон прогнали. И весь город расколдовали. И стал этот город самым вежливым из всех вежливых городов. Дети в этом городе играют только в вежливые игры.

        Теперь и нам пора сыграть.

Фея:        На улице прохожего я увидела сейчас. Он ящик нес, на ящике написано «игра».

        Прохожий улыбнулся вежливо, потом мне отвечал: «Уверен, что такой игры, вы еще не встречали!»

        (Достаю из ящика – мяч)

        а теперь вставайте в круг,  я буду говорить: «Если поступать так вежливо, то вы ловите мяч, а если невежливо, то ловить мяч не надо»

Ситуации:

  1. Уступить место в транспорте бабушке, дедушке?
  2. Поздороваться при встрече со взрослыми и своими друзьями?
  3. Толкнуть и не извиниться?
  4. Помочь поднять упавшую вещь?
  5. Не заплатить за проезд в автобусе?
  6. Помочь бабушке перейти дорогу?
  7. Не вставать, обращаясь к старшему (воспитателю, учителю, пожилым людям)?
  8. Обидеть друг друга, малыша?
  9. Не пропустить мальчика или девочку впереди себя вежливо?
  10.  Пожелать маме перед сном спокойной ночи?

Фея:        А еще в этом городе дети и стихи знают о вежливости.

                (дети читают стихи)

Итог занятия

Фея:         Ну, что ребята понравилось вам в моем городе вежливости. Назовите мне еще раз волшебные слова. Как мы еще называем эти слова. Ребята, пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.

Воспитатель:         Пусть вот эти чистоговорки станут для вас правилом

        Ай-ай-ай все законы соблюдай.

        Ва-ва-ва всегда вежливость права.

        Ро-ро-ро буду делать я добро.

Запомнили. Повторим все вместе.

Воспитатель:        А сейчас Фея, чтобы отблагодарить вас хочет устроить бал цветов. А где их взять, когда еще лежит снег. Только на вас надежда. Кто же нам в этом поможет? (входит Карандашкин)

Под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов» рисуют цветы (6 минут)

  • А сейчас кавалеры приглашают своих дам на любимый танец «Вальс».

- Ребята, мы с вами нарисовали цветик-семисветик, а помните мы читали сказку В. Катаева «Цветик-семисветик» и как доброта Жени помогла мальчику стать здоровым. Так давайте, каждый из вас пожелает что-нибудь доброе, хорошее, приятное нашим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие на тему "Вежливые слова"

В своем воспитательном процессе мы часто забываем о том, что мы должны воспитывать культурно-эстетичных членов нашего общества. Данный материал предназначен для старшей группы дошкольников, где дети в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию (формирование основ безопасности) Тема: "Дорожные знаки - наши верные друзья". Возрастная группа: подготовительная

Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения.Задачи:- закрепить в речи детей слова: переход, пешеход, пассажир, тротуар;- закрепить в речи названия дорожных знаков;- продолжать знак...

НОД Речевое развитие «Волшебные слова – наши верные друзья»

Волшебные слова положили мы в копилку. Маша узнала  много новых волшебных слов. Ведь волшебные слова такие красивые, и когда их слышат люди, то все становятся добрыми и приветливыми.Теперь мы все...

Конспект НОД по нравственному воспитанию "Вежливые слова-наши лучшие друзья!"

Конспект НОД по нравственному воспитанию "Вежливые слова-наши лучшие друзья!"...