Методическая разработка Артикуляционная сказка «Планета»
методическая разработка по развитию речи на тему

     Методичекая разработка, Артикуляционная сказка "Планета". В данной разработке представлена артикуляционная гимнастика, с использованием нетрадиционных атрибутов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichekaya_razrabotka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

      По общему мнению, гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое, а зачем тренировать язык? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы исправить недостатки звукопроизношения у воспитанников необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

      Для достижения этих целей используют артикуляционные сказки. Артикуляционные упражнения представлены в виде занимательных сказок, их легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала. Для детей дошкольного возраста однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат. А использование нетрадиционных атрибутов в артикуляционной гимнастики, сделают её еще более интересной.

      Когда проходит неделя «Космос» можно использовать артикуляционную сказку «Планета».

Методическая разработка

Артикуляционная сказка «Планета»

Планета

           Дети отправляемся в космос. Сначала подготовим ракету к полёту.

Почистим моторы.

Артикуляционное упражнение:

«ПОЧИСТИМ ЗУБЫ»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

Продуем турбины.

Артикуляционные упражнения (можно выбрать одно из упражнений)

«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»

- «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

- дуть с зажатым между губами языком (щёки не надувать)

«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА».

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в <ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

«ПОЮЩАЯ БУТЫЛОЧКА»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку, раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. 

Проверим подготовку космонавтов.

Артикуляционные упражнения (можно выбрать одно из упражнений)

«УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКОМ» 
Автор данной методики С.В. Коновалова (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел). 
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево. 
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно). 
3. Толкать языком шарик вверх - вниз, веревка натянута горизонтально. 
4. Крутить шарик лакательными движениями языка. 
5. Язык - «Чашечка», цель - поймать шарик в «Чашечку». 
6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его. 
7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке. 
8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. 
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным. 

«УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКОЙ» 
1. Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. 
2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. 
3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам, и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. 
4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. 
6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). 
7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. 

Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка).

Сделаем посадку на этой планете.

Артикуляционные упражнения — основа для постановки звука, над автоматизацией звуков С, СЬ (можно выбрать артикуляционные упражнения для постановки звука, над автоматизацией которого будет идти работа на занятии).

     

      При произнесении звука С губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

      При произнесении мягкого С’ губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого с, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

«СДУТЬ СНЕЖИНКУ»

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон чик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

 «ПРОДУТЬ ЧЕРЕЗ СОЛОМИНКУ», «ШТОРМ В СТАКАНЕ».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

«СЛАДКАЯ ЗАРЯДКА» (упражнения с чупа-чупсом). 
Круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. 
Развернём леденцы и поиграем. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

Примечание. Фантик от чупа-чупса выбрасывать не надо. После упражнения леденец снова завернуть в него. А потом съесть.

На нашей планете живут слова со звуком [с]

Автоматизация звуков.

Вспоминаем и говорим слова со звуком [с]

      Вот и закончился наш космический полёт. А теперь вы можете съесть чупа-чупс.

     

 

         

                                                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»

laquo;Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»Цель консультации: познакомить педагогов с правилами и особенностями  проведения артикуляционной гимна...

Методическая разработка:Артикуляционная гимнастика для постановки звука "Р"

Артикуляционные упражнения для потановки звука "Р". Предоставлены слайды со стихами и наглядным материалом....

Методическая разработка "Артикуляционная гимнастика "

Методические рекомендации для родителей«Артикуляционная гимнастика» Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или и...

Методическая разработка "Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики"

Методика разработана для развития и совершенстованния артикуляционной и пальчиковой моторики, для постановки автоматизации звуков речи, для формирования фонематических процессов, развития познавательн...

Методическая разработка: "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика"

Мастер-класс для родителей: "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика"...

Методическая разработка "На неизведанной планете"

Путешествие на неизведанную планету. интересный досуг для старших школьников...

Тема методической разработки «Путешествие на планету Финансия»

Конкурсный отбор на лучшую региональную практику по финансовой грамотности в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях          Те...