Методический материал по формированию умений словообразовывать
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Марченко Светлана Валентиновна

Методический материал по формированию умений словообразовывать

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический материал по формированию словообразовательных умений  у старших дошкольников:

-игры - загадки;

-словесные игры;

-дидактические игры;

-народные игры;

-дидактические упражнения;

-познавательные минутки (материал для этимологического анализа слова);

-индивидуальная работа (словесные упражнения)

Воспитатель: Марченко С.В.


Игры – загадки

         « Кто что делает?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о различных способах образования наименования действующего лица по роду его деятельности. Игровые правила. Просим взять картинку, с изображением какой- либо профессиональной   деятельности.   Кто   правильно   назвал   профессию, становится водящим.

Игровые действия. Имитация профессиональных действий характерных выбранной картинке, отгадывание, что делает водящий, кого изображает. Выбор водящего считалкой.

Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру, которая поможет им вспомнить названия различных профессий тех, кто эту работу выполняет.

Считалкой выбирается водящий, который берет не глядя со стола картинку, и изображает действие человека той профессии, которая представлена на картинке, дети внимательно смотрят и отгадывают, что делает водящий и кого он изображает (пианист, горнист; велосипедист, хоккеист; борец, пловец; каменщик, мойщик; воспитатель, учитель). Вначале воспитатель помогает детям отгадывать воспроизводящие действия наводящими вопросами (Что делает сейчас Петя? (барабанит, горнит, гребет и т.д.) А кто барабанит? (барабанщик)).


«Киоск открыток».

Дидактическая задача. Учить детей, соотнося профессии спортсменов с наименованием их действий, образовывать слова суффиксальным способом.

Игровые правила. Продавец продает открытку, если ребенок правильно назвал, кто на ней изображен и что делает.

Игровые действия. Считалкой выбирают продавца. Поздравление медвежонка Миши.

Ход игры. Воспитатель обращается к сидящим полукругом детям: «у нашего медвежонка Миши сегодня день рождения. Вы можете поздравить его и сделать ему подарки. Медвежонок собирает открытки, которые вы можете купить в нашем киоске. Нужно только правильно назвать, кто на ней изображен, и что он делает».

Считалкой выбирают продавца. Дети покупают открытки. Воспитатель задает вопросы детям, подходящим к продавцу: «Какую открытку ты выбрал? Кто на ней изображен? Ч то он делает? Пожалуйста, вот твоя покупка. Поздравляй медвежонка».

                      «Про Пана Трулялинского»        

Цель.  Вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются названия людей и животных.

Организация. Воспитатель:

- Я хочу прочитать вам веселое стихотворение. Его написал Юлиан Тувим. Это стихотворение-игра. Давайте вместе поиграем. Я буду читать, а вы помогайте, включайтесь в игру.

Далее читается стихотворение, в котором дети угадывают и произносят хором рифму.

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живет он в Припевайске,

В переулке Весе... -минском.

С ним и тетка Трулялетка,

И дочурка Трулялюрка,

И сынишка Трулялишка,

И собачка Трулялячка.

Есть еще у них котенок

    По прозванью Труляленок

И вдобавок попугай -

Развеселый Труляляй!

На заре они встают,

Чаю наскоро попьют,

И встречает вся компания

Звонкой песней утро раннее.

Палочку трулялочку

   Поднимает дирижер,

И сразу по приказуЗальется дружный хор:

«Тру-ля-ля да тру-ля-ля!

Тру-ля-ля да тра-ла-ла!»

Честь и слава Тралиславу

Трулялинскому хвала!

Трулялинский чуть не пляшет,

Дирижерской палкой машет

И, усами шевеля, Подпевает «Тру-ля-ля»

  «Тру-ля-ля» -  звенит уже

На дворе и в гараже.

И прохожий пешеход

Ту же песенку поет.

Все шоферы—Трулялеры,

Почтальоны - - Трулялъоны,

Футболисты - - Трулялисты,

Продавщицы - - Трулялицы,

Музыканты - - Трулялянты, И студенты - - Труляленты.,

Сам учитель - - Трулялителъ

И ребята - - Трулялята.

Даже мышки, даже мушки Распевают:  «Трулялюшк»

 В Припевайске весь народ

Припеваючи живет!

Понравилось стихотворение? Где жили все эти Трулялята? (В Припевайске. в переулке Веселинском.) А как бы вы назвали улицу, на которой живут звери - любители поспать? Как назвать остановку в районе, где растут орехи? Где разводят  пчел  и  получают  мед?  Где  живут  медведи?  Ежи?  Придумайте историю про путешествие Медвежонка по городу Веселинску.

        

 


                                      «Отгадайте кличку»

Цель.    Придумывать    образные    слова,    характеризующие    игрушечных

персонажей.

Материал. Рыжий лисенок и черный щенок.

Организация. В гости к детям

приходят игрушки. Плюшевые друзья предлагают детям отгадать, как их зовут.

Воспитатель:

У них такие имена, что сразу догадаешься, кто. Как вы думаете, ребята, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост у него пушистый. Он рыжий, почти оранжевый, как солнышко. Догадались? Как могут его звать? Лисенок, тебя зовут Рыжик? Оля, спроси ты лисенка.

Дети называют разные клички. Когда фантазия иссякнет, воспитатель подсказывает от имени лисенка: «Меня зовут Огонек» Аналогично характеризуется щенок. Он веселый, смешной, прыгучий, быстрый, черный, как уголь. Дети ищут кличку и находят: Уголек.

Уголек и Огонек предлагают детям загадки: «Как зовут их руга - гнома, который стесняется? Который любит спать? Всегда ворчит? Без конца чихает? Любит чистоту?». В заключении можно прочитать стихотворение И. Токмаковой «Гном» о гноме любителе чистоты.


«Музей игрушек»

Цель. Образовывать наименования действующего лица по роду деятельности. Материал.   Игрушки:   дударь,   вышивальщица,   плясунья,   хоккеист,   моряк, рыболов, турист (пешеход) и т. д. Микрофон, указка. Организация. На столе игрушки. Воспитатель:

  • Сегодня будет экскурсия в наш музей игрушек. Это игрушки не простые. Их делали художники, чтобы  ими любоваться, дарить друзьям на память как сувенир.
  • В музее, на выставке обычно бывает экскурсовод, который рассказывает об экспонатах выставки. Проходите на выставку, рассмотрите экспонаты. (Дети рассматривают.  Переговариваются.) Кто из вас хочет быть экскурсоводом?
    Пожалуйста, вот указка, микрофон. Расскажи о какой-нибудь одной игрушке. Какая она? Из чего сделана? Как называется?

Так по очереди дети становятся гидами и рассказывают об игрушках.

Сейчас мы с вами тоже станем игрушками. Будем заводные игрушки. Придумайте, кто какой игрушкой будет. Когда заводную игрушку заводят, она начинает двигаться. Догадайтесь, как игрушка называется. Дети по очереди изображают характерные движения. Остальные отгадывают, кого изобразил ребенок. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку, какое движение он мог бы изобразить.

В дальнейшем игра в загадки проводится как самостоятельная игра, в которой дети сами загадывают загадки друг другу и воспитателю. Для активизации детей вводится правило: следующую загадку загадывает тот, кто правильно отгадал предыдущую.

                         Словесные  упражнения

                               «Капризули

Дидактическая  задача.   Закреплять умение  детей  с  низким  уровнем

овладения         словообразованием,         образовывать         глаголы         от

звукоподражательных слов суффиксальным способом.

Игровые   правила.  Дети  делятся  на  две  команды  (одна  произносит

звукоподражания, другая в ответ на каждое слово капризничает).

Игровые    действия.    Показ    картинки    с    изображением    животного,

выполняющего то или иное действие (кони (топ-топ), котята (мяу-мяу),

щенята (гав-гав) и т. д. Считалкой дети делятся на две команды.

Ход игры. Воспитатель рассказывает сидящим детям историю: «Жили-

были капризули. Они всегда были недовольны. На лавочке сидят и хнычут.

Мимо кони пройдут топ-топ, а они им: «Не топайте!». Петушок прокричит:

«Ку-ка-ре-ку!».А они капризничают: «Не кукарекай!». Их капризы всем

надоели: никто мимо не идет, никто не поет. Остались капризули одни-

одинешеньки».

Воспитатель предлагает детям поиграть в «капризуль».

Детям разделившимся при помощи считалки на две команды (одной показывают картинку с «подсказкой» для звукоподражания и они его произносят (молоток (тук-тук), лягушата (кваква), цыплята (пи-пи), матрешки (хи-хи)), другая в ответ на каждое слово капризничает (не стучите, не шуршите, не хихикайте) и т.д. Далее дети придумывают звукоподражания без наглядной основы.


 «Три линейки»

Цель.    Ориентироваться   на   окончание   слов   при   определении   родовой принадлежности существительных.

Материал. Лесенка, имеющая три ступеньки. Мелкие игрушки и предметы,

обозначаемые существительным мужского, женского и среднего рода (блюдце, ведро,  яйцо,  яблоко,   полотенце,   кольцо,   совок,  грибок,  апельсин,   груша, пуговица, матрешка). Поднос.

Организация. Воспитатель:

У нас есть разные предметы на подносе. Рассмотрите их. Надо разложить эти предметы так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые мы говорим один, на второй— одна, на третьей— одно. Найдите предметы, про которые мы говорим один.

Ребенок выбирает предмет. Педагог предлагает проверить себя: «Один совок» можно так сказать? Можно.

Таким образом раскладываются все предметы. Сначала «один», потом «одна», потом «одно».

                                           «Узнай по звуку»                                                   Цель. Знать, что слово пианино не изменяется.

Материал. Пианино, металлофон, барабан, бубен, колокольчик, балалайка и т. д.

Организация. Воспитатель: - Поиграем в игру «Узнай по звуку». Закройте глаза. На чем я играю? (На барабане.) А сейчас? (На пианино.) Послушайте, какое удивительное слово. Оно не изменяется. Так и говорим: играю на пианино. А сейчас на чем я играла?


                                 Дидактические  упражнения                                                             

                                           «Спортсмены»

Цель. Учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.

Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

Спортсмен, который ходит на лыжах,— … (лыжник).

Спортсменка, которая ходит на лыжах,— … (лыжница).

Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).

Словарный материал: бегун— бегунья, гимнаст — гимнастка, пловец — пловчиха.

«Кто служит в нашей армии»

Цель. Учить детей словообразованию при помощи суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.

Словарный материал:

-чик                    -ист

ракетчик        танкист

минометчик        связист

летчик        артиллерист
зенитчик                            

                           «Про Мишутку»

Цель: Использование   в речи глаголов с приставками по демонстрирующим действиям.

Наглядный материал: Настольный театр: домик, лес, Мишутка. Текст: Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будете помогать «Жил был Мишутка в лесу. Однажды шел он по лесу и увидел на полянке домик. Мишутка к домику (что сделал?) подошел. Мишутка вокруг домика (что сделал?) обошел. А потом в домик (что сделал?) зашел. Он там меду нашел. А потом он из домика (что сделал?) вышел. С крылечка (что сделал?) сошел. Через полянку (что сделал?) перешел и ушел к себе домой. А сейчас вы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте выразительно.

   

                         «Что делают дети?»

Цель. Ввести в речь детей глаголы с приставками.

Наглядный материал: парные сюжетные картинки.

Вопросы к детям:

Что делает мальчик?    (Рисует.) Что сделал мальчик? (Нарисовал.) Пары глаголов: лепит — слепил, моет — вымыл, пел — спел, играет — поиграл, гулял — погулял.

                             «Назови профессию»

Цель. Учить детей образовывать существительные при помощи

суффиксов –щик, -тель, -ист: (часовщик, крановщик, стекольщик, каменщик; строитель, учитель; пианист, тракторист,  бульдозерист).


       Дидактические  игры

                                           «Живые слова»                                                       Цель. Упражнять в составлении предложений по структурной схеме. Организация. Каждый ребенок изображает слово. Воспитатель:

-        Пусть Петя изображает слово «медвежонок», Оля - - слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мед.) Прочитаем предложение: «Медвежонок любит мед». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мед любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мед любит медвежонок.) Заменим слово «мед» другим. Коля будет теперь словом    «кувыркаться».    Прочитайте   предложение.    (Кувыркаться   любит медвежонок.) А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться.}

Составьте   свои   предложения   со   словом   «медвежонок».   (Медвежонок косолапый. Медвежонок любит малину. Медвежонок спит…)

                              «У кого какая мама»

Цель.    Учить    детей    образовывать    существительные    при    помощи суффиксов (-иц –их –ок).

Наглядный материал: картинки с изображением животных.

                                               


                         Словесные  игры

                     

                        «Сочиняем рифмовки» 

Цель. Упражняться в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).

Материал, Предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, щенки, синички.

Организация. Читается английская народная песенка в переводе С. Я. Маршака.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

-        Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят рукавички? Мы с вами вместе тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.
Чтобы помочь, буду показывать картинки-подсказки.

Даем вам честное слово: Вчера в половине шестого Мы видали двух сорок Без… (ботинок) и… (чулок). И щенков без… (носков), И синичек Без… (тапочек) и… (рукавичек).

          Без ботинок и чулок

          Повстречали мы… (сорок),

          Без носков… (щенков), Без тапочек и рукавичек …(синичек). –

          Веселые шутки у нас получились.

           

           «Четыре желания»

Цель:  Учить детей образовывать прилагательные со сравнительной степенью.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям: Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень – лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее. Трава зеленая, а после дождя зеленее. Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее.

Веселый – веселее; Высокий – выше; Стройный – стройнее; Легкий – легче.

                       

 «Пиф считает»

Цель.   Образовывать   формы   родительного   падежа  множественного   числа существительных.

Материал. Собака Пиф из театра бибабо.

Организация. Воспитатель. Дети, к нам пришел совершенно необыкновенный пес. Как тебя зовут, пес?

Пес. Я Пиф. Я умею считать. Вот спросите меня: «Пиф, Пиф, сколько у тебя хвостов ?» -  и я отвечу. Воспитатель. Пиф, сколько у тебя хвостов?

Пиф. У меня один хвост. А теперь спросите про нос. (Обращается к кому-нибудь из детей.)  Ребенок. -Пиф, Пиф, сколько у тебя носов?

Пиф. У меня один нос. А теперь спросите про уши (про брови, глаза, рот, щеки, лапы). Пиф не отвечает на вопрос до тех пор, пока ребенок образует правильную форму.


               

                                     Народные  игры

                                                  «Кузовок»

Цель. Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить

действие и производный глагол.

Материал. Кузовок, расписной платок.

Организация. Дети садятся играть. Один их них ставит на стол корзинку и

говорит соседу:

Вот тебе кузовок,

Клади в него что на -ок,

Обмолвишься - отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с рифмой на -ок:

—Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, ко робок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок воротничок, сахарок, мешок, листок, лепе сток, колобок, колпачок, гребешок и проч.).

По окончании разыгрываются залоги покрывают кузовок платком, и один из детей спрашивает:

—Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп: попрыгать по комнате на одной ножке или в четырех углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть.


«Почта»

Цель. Соотносить глагол и действие.

Организация. Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог.

—Динь, динь, динь.

—Кто там?

—Почта. - Из Рязани. (Называется любой город.)

—А что там делают?

Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).

Все играющие должны изобразить названные действия. Сто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

                                                           «Горшки»

Цель. Отзываться на игру звуками при рифмовке производных и однокоренных слов.

Организация. Дети разделяются на пары и образуют круг таким образом, что один ребенок из пары сидит на корточках (он  Горшок), а второй (Хозяин) стоит рядом. К кому-нибудь из этих стоящих подходит водящий, который стоит вне круга (его выбирают по жребию). Водящий дотрагивается до Горшка (кладет руки на голову сидящего ребенка) и спрашивает: «Нет горшков на продажу?». Хозяин отвечает: «Нет, уходи со двора!» (отрицательный ответ). Водящий тогда обращается с : же вопросом к соседу. Утвердительный ответ: «Купи. Что дашь?». Водящий: «Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце!» или «Шильце, мыльце, золотое зеркальце!». «Ладно, по рукам!» -отвечает Хозяин. Оба ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена, и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему, тот и становится Хозяином, а опоздавший делается водящим. В этой игре могут принимать участие и младшие дошкольники, исполняя роль Горшков. В разновозрастном коллективе создаются естественные условия для передачи игрового опыта от старших детей к младшим.

«Что ты делаешь?»

Цель.     Активизировать     употребление     глаголов     и     глагольных    форм, обозначающих профессиональные действия.

Организация. Игра проводится на улице. Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед варить, печь хлеб, жать овес, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т.д. Каждый участник выкапывает себе ямку, садится около нее, берет палочку и вертит палочкой в ямке. Ведущий,

 в середине круга тоже вертит палочкой в ямке, задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките хлеб» или «Пойте песню», и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку» и т. д. В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную ему работу, например: «Овес жну». Если ошибется и назовет общую работу (Хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с ведущим.


«Король»

Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.

Организация. Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

  • Здравствуй, Король!
  • Здравствуйте? -  отвечает он.
  • Нужны вам работники?
  • Нужны.
    — Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т.д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет всё верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.


«Как тебя зовут?»

Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение.

Организация. Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.

Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает: Кто ошибется, Тот попадется! Кто засмеется, Тому плохо придется! После этого он спрашивает: Кто ты? —  Метла. Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:

  • А это у тебя что?
  • Метла.

Вожак показывает на руки:

—А это у тебя что?

-        Метлы!

Вожак показывает на ноги:

 —А это?

  • Метлы.
  • А что ты ел сегодня утром?
  • Метлу!
  • А на чем ты ездишь по городу?
  • На метле.
  • А чем ты пишешь в своей тетради?
  • Метлой...

И так до тех пор, пока может придумать новый вопрос.

Если тот, кого спрашивает вожак, ошибется или не выдержит и засмеется, то он

отдает фант и выходит из игры, а вожак переходит к следующему игроку.

После того, как вожак со всеми поговорит, начинают разыгрывать (выкупать) фанты, задавая шуточные задания.



 





                           





                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Методический материал по формированию с детьми раннего возраста навыков рисования

Задачи:Образовательные:Развивать сенсорные способностиУчить работать на листе с печатной основойВоспитательные:Формировать у детей умение внимательно слушать и понимать рассказ взрослогоВоспитывать ин...

Формирование умения использовать в играх\ строительный материал (кубики, конструктор, пазлы).

Формировать умения использовать в играх строительный материал (кубики, конструктор, пазлы)....

Программно - методический материал: «ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"...

Методический материал для формирования навыков личной гигиены в различных возрастных группах ДОУ

Метадическая разработка Конспект режимного момента (умывание) в младшей группе и средней группе....

Методические рекомендации по формированию умения использовать графическое изображение

Методические рекомендации по формированию умения использовать графическое изображение...