Сборник дидактических игр
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Смирнова Наталья Викторовна

Игры на развитие связной монологической речи в помощь воспитателю, логопеду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dokument_microsoft_office_word.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Сборник дидактических игр  (игры на развитие связной монологической речи )

  Цель: учить детей составлять описательные и творческие рассказы, используя выразительные средства языка.

Образовательные задачи:  обогащать словарный запас существительными, определениями. Учить подбирать образные выражения. Учить составлять предложения; отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.

Развивающие задачи: развивать речь, память, образное мышление, фантазию и творчество.

Воспитательные задачи: воспитывать эстетические качества; учить выслушивать рассказы товарищей.

1.Игра «Что возьмём с собой на карнавал»

Предложить  детям набор картинок разной одежды карнавальной, спортивной и т.д. Дети выбирают, объясняют, почему они выбрали ту или иную вещь.

Дети составляют рассказы о своем костюме, платье и говорят, как называется их наряд, из какого материала сшит, какой иголкой, чем украшен, фасон.( игла, нити и ткань должны быть несуществующими.)

2.Игра «несуществующее животное»

Предложить детям рассмотреть рисунок, на котором изображено несуществующее животное.

- Смотрите, какое необычное животное. Ребята, в сказках часто и животные сказочные, такие которых не встретишь на самом деле. Назовите, чьи части тела у этого животного? Лапы у него чьи? (Ослиные). Голова чья? (Свиная).

- Давайте придумаем ему имя. (Ослосвинобык).

- А каких несуществующих героев сказок вы можете назвать?

Дети называют несуществующих героев сказок (Змей–Горыныч, Кощей Бессмертный, Колобок, Водяной, Русалка, Баба – Яга и т. д.)

 3. Игра с использованием основных приемов Триз:

«Черное и белое» или

«зато» по схеме : Заяц: трусливый, зато быстроногий, добрый, прыткий, безобидный.

Медведь: неповоротливый, медлительный, опасный, зато очень сильный.

 Кощей: злой, коварный, воинственный, зато умный, сильный, бессмертный.

Лиса: хитрая, умная, ловкая, зато ненадежная, коварная.

Баба-Яга: быстрая, зато старая, немощная, ненадежная.

4.«Угадай-ка»

 Детям предлагается рассмотреть картину с недостающим фрагментом и придумать                                                                                                     «Небылицы»,загадки. .                                                                                                               5.«Узнай по описанию»

 Детям предлагается по словесному описанию узнать предмет. Также можно предложить наглядное описание предмета (форма, цвет, размер, вкус и т.д.), по которому дети должны угадать задуманный предмет.

6.«Рифмоплет»

Игра состоит из карточек, на которых нарисованы слова-рифмы. По найденным рифмам дети сочиняют небольшие двустишия и четверостишия

7.«Изобретатель»

Необходимо найти новое применение уже существующим предметам. Кто больше придумает?

8.«Сценарий» Детям раздаются предметные картинки. Педагог начинает рассказ, каждый следующий участник продолжает его, добавляя в свой рассказ свой предмет. Можно использовать рисунки сказочных героев.

 

9.«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит.  

10.«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.

В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.

11.«Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене .

Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.

12.«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

13.«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.

Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. Например: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию.

Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога).

 14.“Угадай игрушку”

Взрослый показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: “Это... ( лиса, утенок)”. Взрослый рассказывает о каждой игрушке,

называя внешние признаки: “Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко”. Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

15.“Про кого я говорю”Ребенок описывает сидящего перед ним , называя детали его одежды и внешнего вида, например: “Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный.  Любит играть с куклой Таней”.

16.“Как сказать по-другому?”

- Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).

- Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Коля идет... Можно сказать, что он не идет, а...

17.“Кто больше слов скажет”

 Показать ребенку картинку - например, белочку - и предложить сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

 18.“Кто это ползет?”

- Отгадайте загадку: “Кто это ползет, на себе свой дом везет?”.

- Дети отгадывают загадку (улитка), рассматривают улитку, обращают внимание на домик и рожки. Вторая загадка: “Глаза на рогах, а домок на спине”.

- В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т.Волжиной “Где чей дом”:

Воробей живет под крышей,

В теплой норке - домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

домик пеночки в саду.

- Эй, цыпленок, где твой дом?

- Он у мамы под крылом.

- Может ли улитка выползти из своего домика? Почему? Быстро ли ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: “Я так тихо мчалась, так медленно неслась”. Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

- Улитка стала загадывать детям лесные загадки: “Колючая, маленькая - это ежик или елочка? Пушистый, маленький - это зайчик или белочка?”

- Теперь вы опишите меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую песенку про меня дети поют.

 19.«Придумай сказку»

 Перед ребенком ставится задача:

а) рассказать старую сказку на новый лад;

б) придумать и назвать свою сказку;

в) угадать название сказки и найти лишнего героя.

 20.«Опиши рисунок»

 Ребенок должен описать предмет по схеме: что это за предмет? К какой категории он относится? Какой его цвет? Каков его размер? Из чего он сделан? Для чего он нужен?

 21 «Составь слово»

  Один ребенок должен из двух простых слов, которые предложил воспитатель составить одно сложное слово, например: снег + падает = снегопад. Второй ребенок должен из одного сложного слова сделать два простых слова, например: водопад = вода + падает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр «Дидактические игры на развитие межличностных отношений старших дошкольников»

Главным фактором развития показателей готовности старшего дошкольника к школьному обучению является сформированность навыков общения и межличностных отношений со сверстниками.Межличностные отношения -...

Дидактический материал для педагогов Сборник дидактических игр по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «В стране дорожных знаков».

Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, а также родителям. В пособии представлены краткие методические рекомендации по планированию и проведению дидактических игр. В с...

Мастер-класс по изготовлению дидактических игр своими руками "Сборник дидактических пособий Умные книжки-малышки"

Я работаю в группе с детьми раннего возраста. В этом возрасте у детей преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное мышление, они очень любознательны, любят все ярко...

Дидактический материал «Сборник дидактических игр по валеологии для детей дошкольного возраста»

Цель данной учебно-методической разработки (цикла занятий с детьми дошкольного возраста по валеологии): определение объема и содержания системы знаний у детей дошкольного возраста по валеологии (...

Сборник дидактического материала для занятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с использованием Дидактической настенной панели «Радуга национальностей»

Целью приобретения настенной дидактической панели «Радуга национальностей» было разнообразить процесс изучения народов нашей страны, прививать любовь к родине, уважение к другим народом в ...