Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"
статья по развитию речи ( группа) на тему

Зарипова Альфия Мидхатовна

Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Особенности общение детей дошкольного возраста со сверстниками

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками. [7]

Трудно найти для ребенка 4-5 лет более тяжелое наказание, чем лишение его возможности общаться с другими детьми. С того момента, как ребенок попадает в группу  детей,  его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне специфики его взаимоотношений с другими членами «детского общества». Важно учитывать это влияние, потому что в нашей стране детские сады становятся всеобщим средством воспитания дошкольников. Характер взаимоотношений ребенка с теми сверстниками, среди которых он живет, положение ребенка в этой группе в немалой  степени определяют его развитие.

В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым. Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. (Р.С.Буре, Е.Е.Кравцова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Г.А.Цукерман и др.).

В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия и общения детей друг с другом. Одним из них является изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М.И.Лисиной (З.М.Богуславская, Л.Н.Галигузова, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова и др).

Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. По данным Л.Н.Галигузовой, уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в общении со сверстником. На протяжении дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками возрастает, к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый.

Понятие об общении. Психологические  основы общения детей дошкольного возраста.

Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются и формируются межличностные взаимоотношения.

Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина) [5]

Это особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат.

Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности,  которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека, Потребность в общении состоит в стремлении особого рода познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.

Среди средств общения выделяют две группы: вербальные (речь) и невербальные (экспрессивно – мимические – улыбка, мимика и предметные  - позы, жесты, предметные действия.

 Причем речь - это ведущее средство, позволяющее передать максимально богатое содержание. В то же время речевые средства подкрепляются невербальными, которые дают дополнительную информацию о собеседнике.

Процесс общения составляют три стороны: социально- перспективная – восприятие и понимание другого человека; интерактивная – межличностное взаимодействие и коммуникативная – передача информации.

Таким образом, общение – это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую самостоятельную потребность человека». Общение обязательно включает взаимные действия партнеров. Оно жизненно важно для человека и  рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируются представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.[2]

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Специфика общения со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщенны, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым. Эти особенности были исследованны в цикле работ, проведенных под руководством М.И. Лисиной и А.Г. Рузской.

Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действия и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстниками, ребенок спорит с ними, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид выразить обиду, фантазирование и пр.

Второе яркое отличие общения  в среде сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В общении сверстников наблюдаются экспрессивно-мимические проявления, выражающиеся различными эмоциями.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности средств общения, т.е при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность: дети прыгают, принимают причудливые формы, кривляются, придумывают небылицы  и т.д.

Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развивать диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. [2]

На протяжении дошкольного возраста развиваются и  сменяют друг друга, три формы общения со сверстниками [5].

Формы общения со сверстниками

Эмоционально-                    ситуативно-деловая            внеситуативно-

практическая                              (с 4 до 6 лет)                       деловая

(к 2 годам)                                                                            (с 6-7 лет)

Эмоционально- практическая форма общения состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связанно с тем, что бурно развивается сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договариваться заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ свертника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Главное средство общения- речь.

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитие личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. [3]

Особое место в общении детей начинает занимать отношения девочек и мальчиков. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает знания и своей половой принадлежности, но он еще не понимает, каким содержанием должно быть наполнены слова «Мальчик» и «Девочка».

Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в  практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивное отношения со своими сверстниками и со взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих поступков и действий. Ответственность приобретает чувство сопричастности к общему делу, чувство долга.

Установлено, что шести-семилетний ребенок в ситуации взаимоотношений с хорошо знакомыми сверстниками  может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость  при провоцирующих воздействий сверстников. Однако эта возможность проявляется в исключительных случаях, но не постоянная линия поведения шестилетнего ребенка.

Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения.

Список использованной литературы

1. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях».

2. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагоностика, профилактика и коррекция.-СПб.;Питер, 2004.-С. 293-302

3. Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л.А. Венгера.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: Просвещение. 1985.С171-182

4. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер., 2009.С242-258

5.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений.-4-е изд., стереотип.М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 98 -103

6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. заведений.-2-е изд., стереотип.-М.: издательский центр «Академия», 200.С.108-114

7. Портал психологических изданий PsyJournals.ru - [Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса - Психологическая наука и образование - 2005. № 2]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"...

общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом перв...

Основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Сверстники являются главными субъектами социальной интеракции дошкольника...

Роль игры в формировании навыков общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками

  Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ЗПР препятствуй становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может...

Формирование культуры общения детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

Что такое культура общения? Что она в себя включает? Методы и приемы, ичпользуемые родителями и педагогами, направленные на формирование культурного общения....

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

В статье анализируются возрастные закономерности общения в дошкольном возрасте, указываются основные направления развития общения в дошкольном детстве, приводятся результаты эмпирического исследования...