Вклад О.С.Ушаковой в развитие речи дошкольника
презентация к уроку по развитию речи ( группа) на тему

Шкромида Елена Федоровна

О.С.Ушакова является одним из ведущих специалистов в области речевого развития дошкольников. Ею разработана система обучения родному языку детей от 3-х до 7-ми лет, на базе которой создана авторская "Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О.С.Ушакова1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вклад О.С. Ушаковой в развити е речи дошкольника

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ Краткая биография Научно – исследовательская деятельность Основные публикации Список литературы

Слайд 3

Ушакова Оксана Семеновна Дата рождения: 15 декабря 1938 г . Место рождения: Кировская область . Образование: В 1957 г. окончила дошкольное отделение педагогического факультета МГПИ им. В.И. Ленина, в 1964 г. - литературный факультет МОПИ им. Н.К. Крупской.

Слайд 4

Карьера В 1971 г. принята на работу в Институт дошкольного воспитания младшим научным сотрудником. С 1973 г. зачислена на должность старшего научного сотрудника лаборатории развития речи детей . С 1989 года по настоящее время - заведующая лабораторией Института психолого-педагогических проблем детства РАО . В 1997 г. защищена докторская диссертация "Речевое воспитание в дошкольном детстве". Доктор педагогических наук, профессор Международной академии наук психологии и образования. Руководит научно-исследовательской программой развития речи детей дошкольного возраста. Комплексный характер программы основан на данных не только педагогики и психологии, но и общего языкознания, социолингвистики и психолингвистики.

Слайд 5

Награды медаль Ушинского (Серебряная медаль К. Д. Ушинского для награждения особо отличившихся учителей и деятелей в области педагогических наук) ветеран труда с 1989 г. Книги Оксана Семеновна Ушакова - автор более 250 публикаций, под её руководством защищено 20 кандидатских и докторских диссертаций по актуальным проблемам развития речи дошкольников.

Слайд 6

Лекции и семинары В настоящее время О.С. Ушакова проводит авторские семинары по проблематике своих научных и прикладных исследований .

Слайд 7

Концепция Развитая в соответствии с возрастом речь ребенка – одна из важнейших характеристик школьной готовности будущего первоклассника . Однако сегодня мы наблюдаем неуклонный рост числа детей, речь которых не соответствует возрастным возможностям. Неразвитая речь является серьезным препятствием для успешного обучения в школе и для общего развития ребенка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому для успешного овладения речью необходимо целенаправленное обучение.

Слайд 8

Оксана Семеновна Ушакова - ученица выдающегося психолога , педагога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина. Исследования Ф. А. Сохина, О . С. Ушаковой и их сотрудников, во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи детей. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи . Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только большое теоретическое, но и практическое значение. На их основе были разработаны программа речевого развития детей, методические пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к речевому развитию и рассматривающие овладение речью как творческий процесс.

Слайд 9

Сделанное коллективом Ф.А.Сохина - О.С.Ушаковой ныне не только утратило своей актуальности, но и максимально востребовано в практике российского дошкольного образования. В лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой разработана теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду.

Слайд 10

Е.А.Смирнова и О.С.Ушакова при разработке методики обучения старших дошкольников повествовательным монологам используют серии сюжетных картин. При рассказывании (индивидуальном и коллективном) по сериям картинок у детей формируется умение связывать слова в простых и сложных предложениях, соединять смысловые части высказывания, соблюдать структуру текста, использовать разнообразные зачины рассказа, синонимические замены при назывании героев, их действий, состояний. Исследования связной речи дошкольников Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи.

Слайд 11

Ушакова является одним из ведущих специалистов в области речевого развития дошкольников. Ею разработана система обучения родному языку детей от 3-х до 7-ми лет, на базе которой создана авторская "Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду" (1994 ). Книга посвящена вопросам развития речи и речевого общения дошкольников. В ней рассматриваются психологические и лингвистические основы речевого развития детей в разных возрастных группах дошкольных образовательных учреждений .

Слайд 12

В книге представлена авторская программа и конспекты занятий по развитию речи для всех возрастных групп детского сада, начиная со второй младшей; даются методические рекомендации по организации учебной работы. Вводная глава в краткой форме знакомит читателей с теоретическими основами авторской программы и методики.

Слайд 13

В книге раскрывается система работы по ознакомлению детей 3-7 лет с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм) и развитию речи. Дается методика развития словесного творчества дошкольников, представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности, а также методические рекомендации по организации образовательной работы.

Слайд 14

В книге раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм) по всем возрастным группам; дается методика развития словесного творчества дошкольников; представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности.

Слайд 15

Развитие связной речи у детей 5-8 лет. Дидактический материал. Предлагаемые серии картин могут использоваться педагогами как на занятиях по развитию речи, так и в свободной деятельности, а также в индивидуальной работе с теми детьми, у которых зафиксированы недостатки в развитии разных сторон речи.

Слайд 16

В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий.

Слайд 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш . – М. : ТЦ «Сфера», 2001. Ушакова О. С. Игры и упражнения по развитию речи / О. С. Ушакова. – М. : Владос , 2004. Ушакова О . С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошкольных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос , 2004. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994 . https :// dob.1september.ru/2001/04/vkl1.htm http:// www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2368

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"

Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы ...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе на 2017 – 2018 учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в подготовительной группе на 2017 – 2018 учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...


 

Комментарии

Сайт методиста ТЦ Сфера - Глушкова Ирина Геннадьевна

Уважаемая Елена Федоровна!
Спасибо за такой важный материал. Ведь в этом году, буквально завтра 15 декабря, отмечается юбилейная дата со дня рождения Оксаны Семеновны!
Год рождения в презентации не верный. 1936 год на самом деле!