Конспект НОД "Грачи прилетели"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Смирнова Татьяна Панфиловна

Конспект НОД

 

Тема: Рассматривание репродукции картины

А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

 

Программное содержание:

Учить детей понимать основную мысль произведения.

Углубить впечатлениями, связанные с приходом весны.

Учить видеть изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своих впечатлений и чувств (композиция, перспектива, сочетание красок и  их тонкие переходы, колорит).  Продолжать развивать связанную речь, воспитывать эстетический вкус и любовь к природе.

Подготовительная группа: развивать интерес к искусству.

 

Предварительная работа:

1. Чтение литературных произведений, стихов о временах года.

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.

3. Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».

4. Наблюдения в природе во время прогулок.

5.  Рисование времен года.

Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукции, прослушивание музыкальных произведений, игровая деятельность.

 

Ход:

 Есть у радости подруга,

 В виде полукруга.

На лице она живет,

 То куда-то вдруг уйдет,

 То внезапно возвратится.

 Грусть тоска ее боится.

 Что это? (улыбка).

 

 -Подарим, друг другу улыбку, поделимся добрыми эмоциями с друзьями (дети встают в круг и берут друг друга за руки) и с хорошим настроением я предлагаю вам отправиться в путешествие по весне.

- Вы хотите путешествовать?

 -Тогда в путь.

 

(Перед просмотром слайдов воспитатель приглашает детей присесть.)

Воспитатель:

 - Какие вы знаете весенние месяцы? (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

 - О весне говорили композиторы, писатели и художники. - Посмотрим на эти месяцы, и послушаем отрывок из произведения композитора

П.И. Чайковского «Времена года» и узнаем, как с помощью музыки можно передать характер и настроение.

 - Смотрим и слушаем.

Показ слайда - Март и звучание музыки.

- Какое настроение вызывает март? (хмурое, пасмурное….). Ответы детей. Показ слайда - Апрель и звучание музыки. - Что, вы чувствуете, слушая эту музыку? 2 (легкость, пробуждение, не зря апрель называют подснежным…..). -Смотрим и слушаем.

 Показ слайда - Май и звучание музыки.

 -Чем радует нас месяц май? (сочной зеленью, весѐлым пением птиц……). Появление куклы-ворона. Звучит фонограмма крика ворона.

 -Ребята, кто – то к нам летит! Это мой друг - мудрый ворон. (Стучится в окно) Ворон принѐс нам картину русского художника - пейзажиста, Алексея Кондратьевича Саврасова.

Показ портрета художника (слайд)

 -Алексей Кондратьевич Саврасов, любил писать картины родной природы. -Одну из них и принѐс ворон, она называется - «Грачи прилетели»

Рассказ по картине: -Какое время года изобразил на холсте художник? Ответы детей. -Это весна. Весна ранняя или поздняя? Как художник показал в своей картине раннюю весну? (Снег лежит грязный, проталины, грачи прилетели) -Как вы думаете, какой из весенних месяцев передал в красках А.К. Саврасов? (март, апрель, май ….) - Март. -У меня появилось желание совершить прогулку по картине. -А вы хотите пройтись по талому снегу, изображенному в картине? - Пойдѐмте со мной. Воспитатель подводит ребят к столу, на которых заранее разложены листы бумаги формата А3. -Чувствуете, подул весенний, тѐплый ветерок. Возьмите листочки пошуршите слегка ими. Он зовет нас в картину. -Наши листочки непростые – это подзорная труба. Смотрите (дети самостоятельно сворачивают лист в трубочку) -Взгляните через подзорную трубу на пейзаж. Что вы видите? - Художник, чтобы передать хмурое мартовское небо использует серые и чуть желтоватые тона красок. -Деревья, ещѐ спят. -Слабые, но уже согревающие солнечные лучи освещают крыши домов. Передать это состояние помогают теплые краски. -Птицы - грачи, вьющие гнезда, изображены темными пятнами. Грачи прилетают первые. Грачи всегда были символом начала весны. Как художник нарисовал грачей, что они делают? Д: Грачи чинят свои старые гнезда и строят новые Вос-ль: На каких деревьях любят вить гнезда грачи? Д: На березах. На их верхушках - гнезда грачей. Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица – «Грач на горе … весна на дворе» - На переднем плане используются оттенки коричневого и серого цвета, они подчеркивают состояние талой, еще мутной воды в реке, стволы деревьев, еще не имеющих листвы. -Природа только очнулась от зимнего сна. Ещѐ не прошли зимние холода, но весна начала своѐ волшебство. - Ребята, в картине могут жить не только краски, но и звуки. Прислушайтесь. Звучит музыка ( хруст снега, крик птиц, звон колоколов, журчание воды). -На заднем плане небольшая церковь, еѐ колокола приветствуют весну. 3 - Как прекрасно в лесу весной. Так хочется подвигаться. Хотите ребята немного размяться? Проводится физминутка, в сопровождении музыки. Физминутка «Веснянка» (в быстром темпе) Солнышко, солнышко Золотое донышко Гори, гори ясно Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей Прилетело сто грачей. А сугробы тают, тают А цветочки подрастают. А сугробы тают, тают. А цветочки подрастают. Плавно руки вверх поднимают Ветерок руками Хлопки Хлопки Бег на месте Птички руками Вниз с руками садятся Вверх руками поднимаются Вниз с руками садятся Вверх руками поднимаются -Продолжаем путь. Воспитатель подводит детей к стенду. На стенде прикреплены иллюстрации с изображением перелѐтных птиц. Далее картинки переворачиваются, и дети поочередно называют птиц. -Март, грачи прилетели. Каких перелѐтных птиц мы еще ждем? Диалог с детьми. -Мудрый ворон принѐс не только картину, но и сюрприз. -Вот он (воспитатель предлагает детям листы формата А5 с изображением силуэтов птиц) -Ворон предлагает нам дорисовать с помощью мелков недостающие части. В результате чего, мы сможем увидеть - какая весенняя птица получится у каждого из нас. Дети за столами дорисовывают предложенные эскизы. Звучит спокойная музыка. -Ребята, давайте немного пофантазируем и создадим свою картину, как настоящие художники. Детям предлагается выставить свои работы на маркерной доске (заранее мелом на ней нанесен рисунок дерева, поляны, неба). -Расположите своих птиц на стенде. -Полюбуемся. Отличная картина получилась. Как вы, думаете, какое название мы могли бы ей дать? Ребята, как вы думаете, как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо? - А ещѐ весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц. -Вам понравилось путешествие по весне? - Мы сегодня познакомились с художником Саврасовым А.К., его картиной «Грачи прилетели», прослушали музыку Чайковского из альбома «Времена года», вспомнили весенние месяцы, перелѐтных птиц и создали свою картину - «Птицы прилетели».

 

Воспитатель: «сегодня мы будем рассматривать картину Саврасова. Как называется она, я пока не скажу. Попробуем догадаться».

Показ картины.

«Перед вами картина Саврасова. Художник в своем произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белоствольные березы. На их голых ветках множество грачиных гнезд. Вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка», оглушая окрестности неумолкаемым гомоном. На втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается шатровая колокольня старой церкви, а дальше, до самого леса, узкой лентой раскинулись поля, забуревшие от залежалого снега.

Прозрачный, свежий, весенний воздух чувствуется и в высоких нежно-голубых облаках, и в синеватой полоске неба на горизонте, и в ярком свете солнца, окрасившим в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу. Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, на золотистом снегу ясно выделяются следы грачей. Легкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки. Кое-где, меж облаков, проглядывает яркое солнышко в нежно-голубом небе.
Художник использовал в картине цветовую гамму, сочетавшую серовато-коричневые тона с бело-голубыми. И в этом сочетании цветов, и в каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну, что мы не только слышали грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление и запах весны.
Картина очень жизненна и свежа, что кажется написанной непосредственно с натуры, хотя художник писал её в мастерской, пользуясь этюдами. А.К.Саврасов превосходно знал русскую природу, горячо её любил. Это и помогло ему создать в картине незабываемый образ русской природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект нод20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема: Рассматривание репродукции картины

А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Программное содержание:

Учить детей понимать основную мысль произведения.

Углубить впечатлениями, связанные с приходом весны.

Учить видеть изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своих впечатлений и чувств (композиция, перспектива, сочетание красок и  их тонкие переходы, колорит).  Продолжать развивать связанную речь, воспитывать эстетический вкус и любовь к природе.

Подготовительная группа: развивать интерес к искусству. 

Предварительная работа: 

1. Чтение литературных произведений, стихов о временах года.

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.

3. Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».

4. Наблюдения в природе во время прогулок.

5.  Рисование времен года.

Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукции, прослушивание музыкальных произведений, игровая деятельность. 

Ход:

 Есть у радости подруга,

 В виде полукруга.

На лице она живет,

 То куда-то вдруг уйдет,

 То внезапно возвратится.

 Грусть тоска ее боится.

 Что это? (улыбка).

 -Подарим, друг другу улыбку, поделимся добрыми эмоциями с друзьями (дети встают в круг и берут друг друга за руки) и с хорошим настроением я предлагаю вам отправиться в путешествие по весне.

- Вы хотите путешествовать?

 -Тогда в путь.

(Перед просмотром слайдов воспитатель приглашает детей присесть.)

Воспитатель:

 - Какие вы знаете весенние месяцы? (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

 - О весне говорили композиторы, писатели и художники. - Посмотрим на эти месяцы, и послушаем отрывок из произведения композитора

П.И. Чайковского «Времена года» и узнаем, как с помощью музыки можно передать характер и настроение.

 - Смотрим и слушаем.

Показ слайда - Март и звучание музыки.

- Какое настроение вызывает март? (хмурое, пасмурное….). Ответы детей. Показ слайда - Апрель и звучание музыки. - Что, вы чувствуете, слушая эту музыку? 2 (легкость, пробуждение, не зря апрель называют подснежным…..). -Смотрим и слушаем.

 Показ слайда - Май и звучание музыки.

 -Чем радует нас месяц май? (сочной зеленью, весѐлым пением птиц……). Появление куклы-ворона. Звучит фонограмма крика ворона.

 -Ребята, кто – то к нам летит! Это мой друг - мудрый ворон. (Стучится в окно) Ворон принѐс нам картину русского художника - пейзажиста, Алексея Кондратьевича Саврасова.

Показ портрета художника (слайд)

 -Алексей Кондратьевич Саврасов, любил писать картины родной природы. -Одну из них и принѐс ворон, она называется - «Грачи прилетели»

Рассказ по картине: -Какое время года изобразил на холсте художник? Ответы детей. -Это весна. Весна ранняя или поздняя? Как художник показал в своей картине раннюю весну? (Снег лежит грязный, проталины, грачи прилетели) -Как вы думаете, какой из весенних месяцев передал в красках А.К. Саврасов? (март, апрель, май ….) - Март. -У меня появилось желание совершить прогулку по картине. -А вы хотите пройтись по талому снегу, изображенному в картине? - Пойдѐмте со мной. Воспитатель подводит ребят к столу, на которых заранее разложены листы бумаги формата А3. -Чувствуете, подул весенний, тѐплый ветерок. Возьмите листочки пошуршите слегка ими. Он зовет нас в картину. -Наши листочки непростые – это подзорная труба. Смотрите (дети самостоятельно сворачивают лист в трубочку) -Взгляните через подзорную трубу на пейзаж. Что вы видите? - Художник, чтобы передать хмурое мартовское небо использует серые и чуть желтоватые тона красок. -Деревья, ещѐ спят. -Слабые, но уже согревающие солнечные лучи освещают крыши домов. Передать это состояние помогают теплые краски. -Птицы - грачи, вьющие гнезда, изображены темными пятнами. Грачи прилетают первые. Грачи всегда были символом начала весны. Как художник нарисовал грачей, что они делают? Д: Грачи чинят свои старые гнезда и строят новые Вос-ль: На каких деревьях любят вить гнезда грачи? Д: На березах. На их верхушках - гнезда грачей. Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица – «Грач на горе … весна на дворе» - На переднем плане используются оттенки коричневого и серого цвета, они подчеркивают состояние талой, еще мутной воды в реке, стволы деревьев, еще не имеющих листвы. -Природа только очнулась от зимнего сна. Ещѐ не прошли зимние холода, но весна начала своѐ волшебство. - Ребята, в картине могут жить не только краски, но и звуки. Прислушайтесь. Звучит музыка ( хруст снега, крик птиц, звон колоколов, журчание воды). -На заднем плане небольшая церковь, еѐ колокола приветствуют весну. 3 - Как прекрасно в лесу весной. Так хочется подвигаться. Хотите ребята немного размяться? Проводится физминутка, в сопровождении музыки. Физминутка «Веснянка» (в быстром темпе) Солнышко, солнышко Золотое донышко Гори, гори ясно Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей Прилетело сто грачей. А сугробы тают, тают А цветочки подрастают. А сугробы тают, тают. А цветочки подрастают. Плавно руки вверх поднимают Ветерок руками Хлопки Хлопки Бег на месте Птички руками Вниз с руками садятся Вверх руками поднимаются Вниз с руками садятся Вверх руками поднимаются -Продолжаем путь. Воспитатель подводит детей к стенду. На стенде прикреплены иллюстрации с изображением перелѐтных птиц. Далее картинки переворачиваются, и дети поочередно называют птиц. -Март, грачи прилетели. Каких перелѐтных птиц мы еще ждем? Диалог с детьми. -Мудрый ворон принѐс не только картину, но и сюрприз. -Вот он (воспитатель предлагает детям листы формата А5 с изображением силуэтов птиц) -Ворон предлагает нам дорисовать с помощью мелков недостающие части. В результате чего, мы сможем увидеть - какая весенняя птица получится у каждого из нас. Дети за столами дорисовывают предложенные эскизы. Звучит спокойная музыка. -Ребята, давайте немного пофантазируем и создадим свою картину, как настоящие художники. Детям предлагается выставить свои работы на маркерной доске (заранее мелом на ней нанесен рисунок дерева, поляны, неба). -Расположите своих птиц на стенде. -Полюбуемся. Отличная картина получилась. Как вы, думаете, какое название мы могли бы ей дать? Ребята, как вы думаете, как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо? - А ещѐ весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц. -Вам понравилось путешествие по весне? - Мы сегодня познакомились с художником Саврасовым А.К., его картиной «Грачи прилетели», прослушали музыку Чайковского из альбома «Времена года», вспомнили весенние месяцы, перелѐтных птиц и создали свою картину - «Птицы прилетели».

Воспитатель: «сегодня мы будем рассматривать картину Саврасова. Как называется она, я пока не скажу. Попробуем догадаться».

Показ картины.

«Перед вами картина Саврасова. Художник в своем произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белоствольные березы. На их голых ветках множество грачиных гнезд. Вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка», оглушая окрестности неумолкаемым гомоном. На втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается шатровая колокольня старой церкви, а дальше, до самого леса, узкой лентой раскинулись поля, забуревшие от залежалого снега.

Прозрачный, свежий, весенний воздух чувствуется и в высоких нежно-голубых облаках, и в синеватой полоске неба на горизонте, и в ярком свете солнца, окрасившим в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу. Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, на золотистом снегу ясно выделяются следы грачей. Легкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки. Кое-где, меж облаков, проглядывает яркое солнышко в нежно-голубом небе.
Художник использовал в картине цветовую гамму, сочетавшую серовато-коричневые тона с бело-голубыми. И в этом сочетании цветов, и в каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну, что мы не только слышали грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление и запах весны.
Картина очень жизненна и свежа, что кажется написанной непосредственно с натуры, хотя художник писал её в мастерской, пользуясь этюдами. А.К.Саврасов превосходно знал русскую природу, горячо её любил. Это и помогло ему создать в картине незабываемый образ русской природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изо в подготовительной группе:"Прилетела осень-волшебная птица"

Яркая, красивая работа по изо -декоративное творчество, дети развивают фантазию, творчество. Рисуют необычный образ птицы, применяют в работе нетрадиционные техники....

Конспект коллективной аппликации на тему: "К нам прилетели снегири"

В данной работе я использовала с детьми обычные деревянные прищепки. Вот, что у нас получилось!...

Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)

Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит  выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...

Конспект «Грачи прилетели».

Данный конспект представлен для детей с задержской психического развития старшего возрвста. Представлен материал по развитию связной речи по картине художника «Грачи прилетели»....

Конспект занятия "Прилетели птицы"

Конспект занятия по лексической теме "Перелетные птицы"...

Конспект "Скворцы прилетели"

Конспект открытого занятия по математике "Скворцы прилетели"вторая младшая группа...