Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы.Пересказ рассказа Н. Калининой "Про снежный колобок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Жаворонкова Инна Валерьевна

                                  Пояснительная записка

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимания пересказу. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения пересказу освещается недостаточно. Учитывая важность и актуальность проблемы на современном этапе, мы решили провести работу в данном направлении. Определили цель работы: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений.

В результате проведения таких занятий дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе литературного текста художественно-образная речь становится достоянием ребенка.

Таким образом, благодаря систематической работе по обучению пересказу у старших дошкольников формируется навык  воспроизведения содержания текстов. Дети начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок».

Цель:обучать детей связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Образовательная:

1.Познакомить детей с рассказом Н. Калининой «Про снежный колобок».  

2.Учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать литературный текст.

3.Развивать навыки планирования пересказа текста с опорой на наглядность.

4. Активизировать словарь детей: снег, снежный, колобок, комок, круглый.

Развивающая:

-развивать монологическую речь, память, воображение.

Воспитательная:

1.воспитывать у детей интерес к художественной литературе.

2.воспитывать желание сопереживать друг другу.

Методические приёмы: сюрпризный момент, беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдение, план пересказа, оценка пересказа.

Оборудование: иллюстрации к рассказу,  схемы для пересказа, ёмкость со снегом, фишки для оценки пересказов детей, сладости (зефир), звукозапись.

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Инна Валерьевна. Воспитатель обращает внимание детей на чудесный мешочек и читает стихотворение.

Воспитатель:

Посмотрите - ка друзья

Чудесный мешочек есть у меня.

Руку в мешочек ты запусти

Сразу узнаешь, что там внутри.

Воспитатель: Что же это?

Дети опускают руку в мешочек и говорят, что там внутри.

Дети:Ой, там что – то холодное.Снег.

Воспитатель:Да это же комок снега! Комок выпал из какого-то рассказа и потерялся. Ему стало очень грустно и одиноко.

Воспитатель: Вот и книга лежит, может он из неё выпал?

Воспитатель:А как узнать, в каком рассказе живёт колобок?

Воспитатель: Что для этого надо сделать?

Дети: Нужно прочитать рассказ.

Воспитатель:Сейчас рассказ мы прочитаем и узнаем, где живёт комок.

Воспитатель:Слушайте внимательно, потом будете отвечать на вопросы.

Воспитатель читает рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».

     Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки – сделал глаза; нашёл палочки - сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.

     Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое?

     Открыли дверку, посмотрели, а там из кармана – кап –кап –кап – вода капает.

     Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где?

Воспитатель. Где колобок?

Дети. Растаял.

Воспитатель. Почему растаял?

Дети. В помещении тепло.

Воспитатель. Как вы думаете, этот комок из этого рассказа?

Дети. Да.

Воспитатель. Можно ли назвать комок колобком?

Дети. Да.

Воспитатель. Из чего сделан наш колобок?

Дети. Из снега.

Воспитатель. Значит, и называется он «снежный колобок».

Воспитатель. Мы прочитали рассказ Натальи Калининой  «Про снежный колобок».

После прочтения рассказа воспитатель задаёт вопросы:

Воспитатель.1.Где гуляли дети?

Дети. Во дворе.

Воспитатель.2.Что делали ребята во дворе?

Дети. Лепили из снега бабу.

Воспитатель.3.Что слепил Алёша?

Дети.Алёша слепил снежный колобок.

Воспитатель.4.Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот колобку?

Дети. Глаза сделал из угольков, а нос и рот – из палочек.

 (Нашёл угольки – сделал глаза; нашёл палочки - сделал рот и нос.)

5.Прогулка подошла к концу. Что сделал Алёша со своим колобком? (Жалко Алёше оставлять на дворе колобок)

6.Куда вернулись ребята? (Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад)

7.Куда положил мальчик снежный колобок? (Взял он его и положил в карман)

8.О чём вспомнил Алёша, когда проснулся? (Когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок).

9.Что случилось со снежным колобком?

10. Что осталось от снежного колобка?

Воспитатель. Как бы вы поступили на месте Алёши?

Дети рассуждают.

Воспитатель. А хотите слепить своего колобка?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель: Глаза выложим угольками, нос и рот палочками.

Воспитатель: Приступаем к работе.

Дети лепят снежные колобки, а воспитатель читает первую часть рассказа.

Воспитатель: Колобки готовы.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть в снежки.

Физкультминутка. Дети под музыку выполняют движения, играют в снежки.

Воспитатель. А где же наши колобки?

Воспитатель. Подойдите к столам,там лежат схемы.

Воспитатель. Ваша задача, выложить схемы в нужной последовательности, что было сначала, что потом.

Дети выкладывают схемы в определённой последовательности (по тексту)

Воспитатель. Что было сначала?(показывает 1 схему)

Дети.Ребята гуляли во дворе.

Воспитатель. Что было потом?

Дети.Дети вернулись в детский сад.

Воспитатель. Чем закончился рассказ?

Дети. Колобок растаял. В кармашке остались два уголька и две палочки.

Воспитатель. Молодцы!

Воспитатель.  Сейчас рассказ прочитаем,и потом его будем рассказывать.

Воспитатель читает литературное произведение повторно.

Воспитатель.  Я начну рассказ, а вы продолжите. Кто мне поможет? Ваня расскажет вторую часть, а Маша – третью.

Воспитатель. А вы, зрители, слушайте внимательно и  оценивайте наш рассказ. У вас на столах лежат два комочка, один – весёлый, другой – грустный. Если рассказ был полный, последовательный, без пауз – вы поднимите весёлый комочек. Если что-то выпустили, поменяли местами –то грустный комок.

Воспитатель рассказывает первую часть.

Воспитатель.Прошу, вас, меня оценить.

 Дети оценивают и объясняют свой выбор.

Воспитатель.Сейчас рассказывает Ваня, …затем Маша.

Дети оценивают рассказы друг друга.

Выходит вторая группа детей (3 человека), которые  рассказывают текст повторно. Зрители оценивают.

Воспитатель. Даша расскажет нам историю полностью. А вы слушайте внимательно и не забывайте про оценку.

Девочка рассказывает по схемам, а дети оценивают.

Воспитатель.  Где наши снежные колобки?

Дети подходят к столу, где лежат колобки из снега.

Воспитатель. Мы узнали, откуда выпал снежный колобок?

Дети. Он выпал из рассказа.

Воспитатель. Правильно из рассказа Натальи Калининой «Про снежный колобок».

Воспитатель.Чем мы сегодня занимались?

Дети. Лепили снежный колобок, играли со снежками..

Воспитатель.А ещё мы с вами рассказывали про снежный колобок.

Воспитатель.Наш колобок начал таять. Но вы не расстраивайтесь!

В группе тепло и снег тает. А вам предлагаю сладкие снежные комочки.

Если вы считаете, что хорошо рассказывали, отвечали на вопросы, вам было интересно – возьмите белый комочек. Если в чём-то затруднялись, и было не интересно заниматься, то возьмите розовый комочек.

Воспитатель.А своего снежного колобка вы унесите в группу, расскажете про него своим друзьям, воспитателям, мамам и папам.

Воспитатель. Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 6-7 лет с заиканием Составление рассказа по картине И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»

Конспект занятия по развитию связной речи разработан для старших дошкольников, страдающих заиканием. В конспекте представлена поэтапная работа по обучению составления описательного рассказа по картине...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия. Познавательно-исследовательская деятельность, ориентирована ...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей средней группы на тему: Пересказ адаптированного текста рассказа Ушинского К.Д. «Уточки»

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.Создание положительного эмоционального настроя. Развитие словесно-логического мышления.Формирование навык...

«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.Лексическая тема: «Фрукты».Цель: Уточнение и расширение словаря, и развитие связной речи детей...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ рассказа «Воробей» по И.В.Тургеневу.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ рассказа «Воробей» по И.В.Тургеневу....