РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН.
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Цацына Матлюба Муйдиновна
 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН.
    Рассматривание специально созданных для детских садов сюжетных картин – эффективное средство развития связной речи.  Обучение рассказыванию по сюжетным картинам начинается с первой младшей группы, когда воспитатель внимательно наблюдает и поощряет попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать о том, что изображено на картинке. Во второй младшей группе воспитатель вовлекает детей в разговор во время рассматривания картин. Обучает умению отвечать на вопросы по картине, составлять 2-3 предложения. Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картинке, поскольку трехлетний ребенок еще не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.
На данном этапе главным является учить детей рассматривать картинку, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы педагога) . 
Активизация в речи детей связных высказываний достигается различными путями и осуществляется с учетом возрастных возможностей дошкольников, а также своеобразия самих картин. Огромную роль играет рассказ педагога, который является для детей речевым образцом. Качеству этого образца в каждом конкретном случае необходимо уделять самое большое внимание.
Успех этого вида работы во многом определяется умением воспитателя заинтересовать ребенка. Например, педагог рассказывает: "На дворе зима, на улице снег, можно кататься на санках, а можно сделать из снега горку. После занятия и мы с вами пойдем гулять. А сейчас я хочу познакомить вас с детьми, которые уже гуляют" (картина "Зимой на прогулке").
Вопросы к детям – ведущий прием при рассматривании картины. Вопросы следует тщательно продумывать. Они должны помогать детям уяснить общий смысл картины, взаимосвязь отдельных деталей картины, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений). Кроме того, при рассматривании картины нужно использовать вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение, что-то предположить, в чем-то усомниться. Эти вопросы условно можно разделить на следующие группы:
• вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода на основе имеющегося у ребенка опыта. Например: "Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?", "Дети делают из снега маленькую горку. Какой в этот день снег на дворе?";                                                          
 
 
• вопросы, требующие ответа-предположения, выходящего за пределы изображенного. Например: "Интересно, чем принято кормить совсем маленьких цыплят?", "Почему козлята бодаются?"Выбрав картину для рассматривания, воспитатель должен сам хорошо разобраться в ее содержании, составить рассказ, а уже потом наметить вопросы. Хорошо, если рассказ имеет завязку. Это могут быть 1–2 фразы, раскрывающие смысл картины, передающие эмоциональное отношение рассказчика к изображенному. Например: "Как хорошо, что папа сделал малышу хорошенький домик, качели и песочницу!"
Рассматривать картину надо последовательно, переходя от темы к теме: "Вам нравятся качели? Расскажите, кто на них качается… Рядом с качелями песочница. А в ней… Сейчас в красивом домике никого нет. А он красивый, этот домик?"
Если рассказ воспитателя получается недостаточно эмоциональным, надо включить в него фразы, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Если позволяет содержание картины, рассказ лучше закончить так, чтобы последние фразы, как и первые, выражали отношение рассказчика к изображенным событиям.
 Многообразие методов и приемов используемых при  рассматривании  серии сюжетных картин позволяют формировать грамотную речь ребенка и умение оперировать словарным запасом. Рассматривание картин, в раннем детстве преследует тройную цель:
1) упражнение способности к наблюдению;
2) поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения) ;
3) развитие языка и речи  ребенка.
Ведя с детьми занятии по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями:
1) Картина должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности.
2) По своему  содержанию  картина должна психологически соответствовать возрасту ребёнка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.
3) Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребёнок проявляет интерес и внимание.
4) Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обоснованно.
5) Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном использовании педагогом и детьми речевого общения.
6) Картина, показываемая детям, выставляется на доске или мольберте против света.. Картина должна висеть на уровне глаз детей. Дети усаживаются против неё полукругом ; в шахматном порядке: с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг.. Для показа необходима специальная палочка(указка). Показывать пальцем не дозволяется.
7) Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины.
8) Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.
 
Во второй младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приёмы, например, такие “Расскажем кукле”, “Что мы расскажем собачке”. С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине, пришедшей к ним в гости кукле (собаке и др.)
Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Педагог задаёт детям вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот прием побуждает детей к новым высказываниям.
После занятия картина остаётся в группе на несколько дней. Дети ещё раз рассматривают её, замечают то, что не заметили раньше, высказываются. Педагог руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их. 
Заключение
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов. Поэтому картины имеют особое значение в развитии речи в частности связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т.е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи. Таким образом, мы пришли к выводу, что использование картин на занятии способствует более быстрому развитию связной речи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_cht.odt35.85 КБ

Предварительный просмотр:


 РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН.





Рассматривание специально созданных для детских садов сюжетных картин – эффективное средство развития связной речи. Так в программе «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А, Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой обучение рассказыванию по сюжетным картинам начинается с первой младшей группы, когда воспитатель внимательно наблюдает и поощряет попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать о том, что изображено на картинке. Во второй младшей группе воспитатель вовлекает детей в разговор во время рассматривания картин. Обучает умению отвечать на вопросы по картине, составлять 2-3 предложения. Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картинке, поскольку трехлетний ребенок еще не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.



На данном этапе главным является учить детей рассматривать картинку, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы педагога) .                                                            


Активизация в речи детей связных высказываний достигается различными путями и осуществляется с учетом возрастных возможностей дошкольников, а также своеобразия самих картин.


Огромную роль играет рассказ педагога, который является для детей речевым образцом. Качеству этого образца в каждом конкретном случае необходимо уделять самое большое внимание.



Успех этого вида работы во многом определяется умением воспитателя заинтересовать ребенка. Например, педагог рассказывает: "На дворе зима, на улице снег, можно кататься на санках, а можно сделать из снега горку. После занятия и мы с вами пойдем гулять. А сейчас я хочу познакомить вас с детьми, которые уже гуляют" (картина "Зимой на прогулке").



Вопросы к детям – ведущий прием при рассматривании картины. Вопросы следует тщательно продумывать. Они должны помогать детям уяснить общий смысл картины, взаимосвязь отдельных деталей картины, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений). Кроме того, при рассматривании картины нужно использовать вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение, что-то предположить, в чем-то усомниться. Эти вопросы условно можно разделить на следующие группы:



• вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода на основе имеющегося у ребенка опыта. Например: "Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?", "Дети делают из снега маленькую горку. Какой в этот день снег на дворе?";



• вопросы, требующие ответа-предположения, выходящего за пределы изображенного. Например: "Интересно, чем принято кормить совсем маленьких цыплят?", "Почему козлята бодаются?"Выбрав картину для рассматривания, воспитатель должен сам хорошо разобраться в ее содержании, составить рассказ, а уже потом наметить вопросы. Хорошо, если рассказ имеет завязку. Это могут быть 1–2 фразы, раскрывающие смысл картины, передающие эмоциональное отношение рассказчика к изображенному. Например: "Как хорошо, что папа сделал малышу хорошенький домик, качели и песочницу!"


Рассматривать картину надо последовательно, переходя от темы к теме: "Вам нравятся качели? Расскажите, кто на них качается… Рядом с качелями песочница. А в ней… Сейчас в красивом домике никого нет. А он красивый, этот домик?"

Если рассказ воспитателя получается недостаточно эмоциональным, надо включить в него фразы, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Если позволяет содержание картины, рассказ лучше закончить так, чтобы последние фразы, как и первые, выражали отношение рассказчика к изображенным событиям.

 Многообразие методов и приемов используемых в работе с дошкольниками позволяет формировать грамотную речь ребенка и умение оперировать словарным запасом рассматривая и описывая серии сюжетных картин используемых в дошкольном учреждении. Рассматривание картин, в раннем детстве преследует тройную цель:

1) упражнение способности к наблюдению;

2) поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения) ;

3) развитие языка и речи  ребенка.

Ведя с детьми занятии по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями:

1) Картина должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности.

2) Но своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребёнка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.

3) Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребёнок проявляет интерес и внимание.

4) Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обоснованно.

5) Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном использовании педагогом и детьми речевого общения.

6) Картина, показываемая детям, выставляется на доске или мольберте против света.. Картина должна висеть на уровне глаз детей. Дети усаживаются против неё полукругом ; в шахматном порядке; с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг.. Для показа необходима специальная палочка. Показывать пальцем не дозволяется.

7) Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины.

8) Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.


Во второй младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приёмы, например, такие “Расскажем кукле”, “Что мы расскажем собачке”. С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине, пришедшей к ним в гости кукле (собаке и др.)

Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Педагог задаёт детям вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот прием побуждает детей к новым высказываниям.

После занятия картина остаётся в группе на несколько дней. Дети ещё раз рассматривают её, замечают то, что не заметили раньше, высказываются. Педагог руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

Заключение

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов. Поэтому картины имеют особое значение в развитии речи в частности связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т.е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.

Таким образом, мы пришли к выводу, что использование картин на занятии способствует более быстрому развитию связной речи.

На всех занятиях с использованием картин решаются 3 задачи:

1.Учить рассматривать и понимать содержание картины.

2.Воспитывать правильное отношение к тому, что нарисовано на картине через развитие

логического мышления и воображение.

3. Развивать навыки составлять рассказ по картине, отбирая словесный материал, наиболее

точно раскрывающий содержание картины.

В детском саду проводят два вида занятий по картине.

1 вид – рассматривание картины (развитие диалогической речи):

- 1 младшая группа,

- 2 младшая группа,

- средняя группа.

2 вид – Составление детьми рассказов на материале картины:

-средняя группа,

-старшая группа,

-подготовительная группа.

Во второй  младшей группе осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью:

-обогатить словарь детей,

-активизировать речь детей,

-научить их рассматривать картину,

-отвечать на вопросы воспитателя.

Структура НОД во второй младшей группе

1. Вступительная часть

2. Основная часть:

2.1. Первичное созерцание картины

2.2. Предваряющий рассказ воспитателя (5-6 предложений)

2.3. Беседа по содержанию картины

2.4. Образец рассказа воспитателя (7-8 предложений)

3. Заключительная часть

1.Вступительная часть.

Успех образовательной деятельности во многом зависит от тех методических приемов,

которые с самого начала заинтересуют детей, подготовят к восприятию картины:

1.1.Обыгрывание или рассматривание предметов, представленных на картине («Дети играют в

кубики», «Дети кормят курицу и цыплят»)

1.2.Опора на личный опыт детей. Воспоминания о событиях, схожих с изображенным на картине

Таня и голуби»- рассмотреть букет осенних листьев, которые накануне собрали дети).

1.3.Можно ограничиться вступительным словом. Лучше если он проходит в игровой форме (У

меня есть знакомые ребята, они очень любят играть с куклами. Хотите посмотреть, как они

играют?)

1.4.Наблюдение за живым объектом («Дети кормят рыбок»)

1.5.Художественное слово.

Например, «Таня не боится мороза»:

Познакомьтесь с нашей Таней.

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет

И гулять она пойдет. (З. Александрова «Таня и волчок»)

2 часть. Основная.

1этап – первичное созерцание картины. Воспитатель выставляет картину, дает возможность

рассмотреть ее, высказать свои первые эмоциональные впечатления.

2 этап – предваряющий рассказ воспитателя. Воспитатель рассказывает о содержании картины.

Это повышает качество восприятия у малышей. Предваряющий рассказ помогает ребенку понять

смысл картины, заметить и узнать изображенные предметы, охарактеризовать персонажи.

Например, «Таня и голуби»: Это Таня. Она гуляет. На улице прохладно, поэтому Таня

надела брючки, ботинки и теплую кофточку. Девочка кормит голубей, сыплет им крошки. Рядом

стоит Танино ведро. В ведре - листья и цветы.

3 этап – беседа по содержанию картины (или рассматривание картины). Главный методический

прием при беседе это вопросы. Вопросы необходимо тщательно продумать, так как они должны обеспечить полноту восприятия содержания картины. Между вопросами должны быть связки:

воспитатель должен обобщить детские ответы, дополнить. Эти связки являются образцом

построения предложения. Воспитатель в эти связки может ввести новые слова и словосочетания,

может показать процесс словообразования: деревья зеленные – кругом зеленые деревья.

Цель беседы: способствовать целенаправленному восприятию действующих лиц, их

действий, направить внимание детей на взаимосвязь отдельных деталей картины.

Разновидности вопросов:

-вопросы, помогающие выделить действующих лиц (Кого вы видите на картине?)

-вопросы, помогающие обозначить словом их действия. (Что делают дети?)

-вопросы, развивающие логическое мышление. (Почему Таня плачет?)

-вопросы, требующие сопоставления фактов (Таня в теплой кофте и теплых брюках. Какая

же погода на улице?)

-вопросы, помогающие увидеть и другие детали картины (Что вы еще видите на картине? )

Модно использовать на этом этапе такой прием как инсценирование изображенной

ситуации на картине.

Катаем шары»- дети катают шары в ворота скопировав позу детей.

Можно использовать прием имитации.

Таня и голуби» - дети имитируют, как кормят голубей.

Воспитатели используют прием создания проблемно-поисковой ситуации.

Играем с куклой» У детей в руках предметные картинки. По указанию воспитателя они они

выставляют их на полочки: девочка собралась купать девочку, ей портебуется табуреточка и

ванночка, затем девочке потребовались мыло, губка, кружечка, полотенце. На куклу надели

колготки, платье ….

Воспитатель часто использует прием речевого подражания (использует вопросы,

направленные на повтор речевого образца). Это чаще всего образцы нравственного

взаимоотношения между персонажами.

Катаем шары» : Катай скорее шарик? – говорит мальчик в полосатой рубашке. Что он

говорит?

-Спасаем мяч»: - Скажи «Танечка не плач. Не утонет мяч»

Необходимо использовать прием интонационного выделения голосом слов,

предназначеных для активизации в речи детей (блюдце, клюв-клювик-клевать).

4 этап – обобщающий рассказ воспитателя. Он дает возможность еще раз вслушаться в слова и

фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения, заставляет еще раз

вглядеться в картину. Для лучшего усвоения рассказа детьми воспитатель. Как правило,

повторяет его дважды. Второй раз воспитатель привлекает детей к совместному рассказыванию.

Таня и голуби»: Наступила осень, стало холоднее. Таня надела брюки, ботинки, теплую

кофточку и вышла на прогулку. Она собрала букет из листьев и цветов. Решила поставить их в

свое ведро. Заглянула в него, а там хлебные крошки. Таня их голубям понесла. «Гули-гули-гули,-

позвала Танюша и стала кормить прилетевших к ней голубей.

Требования к рассказу, завершающему рассматривание:

*Рассказ должен быть кратким, логически завершенным и эмоциональным (не беда, если не

будут упомянуты некоторые из изображенных объектов)

*Рассказ должен иметь завязку .

*Заключительная фраза ярко передает настроение картины или отношение к ней рассказчика.

*В ходе рассказа целесообразно использовать прямую речь. Она облегчает восприятие, и рассказ

легче запоминается детьми.

3 часть. Заключительная

Обычно дети обыгрывают предметы, представленные на картине



Картина «Едем на лошадке» (из серии «Мы играем») там дает материал для интересных, содержательных высказываний детей. Показ картины можно сочетать с демонстрацией игрушки лошадки.

Живой, содержательный и в то же время лаконичный рассказ воспитателя помогает дошкольникам осмыслить содержание многопредметной сюжетной картины, разобраться во взаимоотношениях персонажей. Дети на практике видят, как можно в устной форме передать содержание картины, учатся соотносить рассказ с картиной.

Рассматривание картин в 1 младшей группе

Важное место в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине. На

всех занятиях с использованием картин решаются 3 задачи:

1.Учить рассматривать и понимать содержание картины.

2.Воспитывать правильное отношение к тому, что нарисовано на картине через развитие

логического мышления и воображение.

3. Развивать навыки составлять рассказ по картине, отбирая словестный материал, наиболее

точно раскрывающий содержание картины.

В детском саду проводят два вида занятий по картине.

1 вид – рассматривание картины (развитие диалогической речи):

- 1 младшая группа,

- 2 младшая группа,

- средняя группа.

2 вид – Составление детьми рассказов на материале картины:

-средняя группа,

-старшая группа,

-подготовительная группа.

В первой младшей группе осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью:

-обогатить словарь детей,

-активизировать речь детей,

-научить их рассматривать картину,

-отвечать на вопросы воспитателя.

Структура НОД в 1 младшей группе

1. Вступительная часть

2. Основная часть:

2.1. Первичное созерцание картины

2.2. Предваряющий рассказ воспитателя (5-6 предложений)

2.3. Беседа по содержанию картины

2.4. Образец рассказа воспитателя (7-8 предложений)

3. Заключительная часть

1.Вступительная часть.

Успех образовательной деятельности во многом зависит от тех методических приемов,

которые с самого начала заинтересуют детей, подготовят к восприятию картины:

1.1.Обыгрывание или рассматривание предметов, представленных на картине («Дети играют в

кубики», «Дети кормят курицу и цыплят»)

1.2.Опора на личный опыт детей. Воспоминания о событиях, схожих с изображенным на картине

Таня и голуби»- рассмотреть букет осенних листьев, которые накануне собрали дети).

1.3.Можно ограничиться вступительным словом. Лучше если он проходит в игровой форме (У

меня есть знакомые ребята, они очень любят играть с куклами. Хотите посмотреть, как они

играют?)

1.4.Наблюдение за живым объектом («Дети кормят рыбок»)

1.5.Художественное слово.

Например, «Таня не боится мороза»:

Познакомьтесь с нашей Таней.

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет

И гулять она пойдет. (З. Александрова «Таня и волчок»)

2 часть. Основная.

1этап – первичное созерцание картины. Воспитатель выставляет картину, дает возможность

рассмотреть ее, высказать свои первые эмоциональные впечатления.

2 этап – предваряющий рассказ воспитателя. Воспитатель рассказывает о содержании картины.

Это повышает качество восприятия у малышей. Предваряющий рассказ помогает ребенку понять

смысл картины, заметить и узнать изображенные предметы, охарактеризовать персонажи.

Например, «Таня и голуби»: Это Таня. Она гуляет. На улице прохладно, поэтому Таня

надела брючки, ботинки и теплую кофточку. Девочка кормит голубей, сыплет им крошки. Рядом

стоит Танино ведро. В ведре - листья и цветы.

3 этап – беседа по содержанию картины (или рассматривание картины). Главный методический

прием при беседе это вопросы. Вопросы необходимо тщательно продумать, так как они должны обеспечить полноту восприятия содержания картины. Между вопросами должны быть связки:

воспитатель должен обобщить детские ответы, дополнить. Эти связки являются образцом

построения предложения. Воспитатель в эти связки может ввести новые слова и словосочетания,

может показать процесс словообразования: деревья зеленные – кругом зеленые деревья.

Цель беседы: способствовать целенаправленному восприятию действующих лиц, их

действий, направить внимание детей на взаимосвязь отдельных деталей картины.

Разновидности вопросов:

-вопросы, помогающие выделить действующих лиц (Кого вы видите на картине?)

-вопросы, помогающие обозначить словом их действия. (Что делают дети?)

-вопросы, развивающие логическое мышление. (Почему Таня плачет?)

-вопросы, требующие сопоставления фактов (Таня в теплой кофте и теплых брюках. Какая

же погода на улице?)

-вопросы, помогающие увидеть и другие детали картины (Что вы еще видите на картине? )

Модно использовать на этом этапе такой прием как инсценирование изображенной

ситуации на картине.

Катаем шары»- дети катают шары в ворота скопировав позу детей.

Можно использовать прием имитации.

Таня и голуби» - дети имитируют, как кормят голубей.

Воспитатели используют прием создания проблемно-поисковой ситуации.

Играем с куклой» У детей в руках предметные картинки. По указанию воспитателя они они

выставляют их на полочки: девочка собралась купать девочку, ей портебуется табуреточка и

ванночка, затем девочке потребовались мыло, губка, кружечка, полотенце. На куклу надели

колготки, платье ….

Воспитатель часто использует прием речевого подражания (использует вопросы,

направленные на повтор речевого образца). Это чаще всего образцы нравственного

взаимоотношения между персонажами.

Катаем шары» : Катай скорее шарик? – говорит мальчик в полосатой рубашке. Что он

говорит?

-Спасаем мяч»: - Скажи «Танечка не плач. Не утонет мяч»

Необходимо использовать прием интонационного выделения голосом слов,

предназначеных для активизации в речи детей (блюдце, клюв-клювик-клевать).

4 этап – обобщающий рассказ воспитателя. Он дает возможность еще раз вслушаться в слова и

фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения, заставляет еще раз

вглядеться в картину. Для лучшего усвоения рассказа детьми воспитатель. Как правило,

повторяет его дважды. Второй раз воспитатель привлекает детей к совместному рассказыванию.

Таня и голуби»: Наступила осень, стало холоднее. Таня надела брюки, ботинки, теплую

кофточку и вышла на прогулку. Она собрала букет из листьев и цветов. Решила поставить их в

свое ведро. Заглянула в него, а там хлебные крошки. Таня их голубям понесла. «Гули-гули-гули,-

позвала Танюша и стала кормить прилетевших к ней голубей.

Требования к рассказу, завершающему рассматривание:

*Рассказ должен быть кратким, логически завершенным и эмоциональным (не беда, если не

будут упомянуты некоторые из изображенных объектов)

*Рассказ должен иметь завязку .

*Заключительная фраза ярко передает настроение картины или отношение к ней рассказчика.

*В ходе рассказа целесообразно использовать прямую речь. Она облегчает восприятие, и рассказ

легче запоминается детьми.

3 часть. Заключительная

Обычно дети обыгрывают предметы, представленные на картине

Занятие 3. Рассматривание сюжетных картин

(по выбору педагога)

Цель. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

Рассматривание картины "Коза с козлятами".

Дидактическая игра "Кто, кто в теремочке живет?"

Ход занятия

Часть I. Перед детьми – картина "Коза с козлятами" (автор серии "Домашние животные" С. Веретенникова). Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями. Воспитатель спрашивает, кого они видят на картине; предлагает рассмотреть сначала козу, а потом козлят.

Рассматривая козу, дети отмечают, что она большая, с рогами; у нее длинная шерсть, а на шее колокольчик; она стоит около куста и объедает листья с веточек.

Воспитатель объясняет, зачем козе привязали колокольчик: "Коза наклоняет голову, и колокольчик звенит. Выйдет хозяйка из дома, прислушается и сразу определит, где гуляет коза, далеко ли ушла".

Обобщив наблюдения детей, педагог вновь обращается к картине. Говорит, что рядом с козой гуляют козлята и предлагает детям рассказать про них. Малыши отмечают, что козлята маленькие, без рожек; у них веселые мордочки, тонкие ножки, густая пушистая шерстка; они играют: делают вид, что бодаются и т. п.

Завершая рассматривание картины, воспитатель предлагает вниманию детей рассказ: "У бородатой козы большие рога,длинная шерсть, на шее колокольчик. Коза стоит около куста и объедает листья с веток. Рядом с ней козлята. У них тонкие ноги, густая, пушистая шерсть и забавные мордочки. Козлята меряются силой. Малыши-шалуны делают вид, чтободаются. Только им бодаться-то нечем – рожки не выросли !"

Воспитатель повторяет рассказ, побуждая детей договаривать отдельные слова (выделены курсивом).

Часть II. Педагог убирает картину и ставит перед детьми макет сказочного теремка (например, из набора настольного театра), затем демонстрирует картинки с изображениями котенка, козленка, жеребенка. Выясняет, кто это. Просит нескольких детей повторить слово жеребенок.

"Эти малыши, – говорит воспитатель, указывая на животных, – идут в теремок танцевать. Хотите пойти вместе с ними?"

По приглашению педагога к столу подходят 2–3 ребенка. "Сейчас я превращу вас в маленьких котят, – говорит он, совершая "загадочные" манипуляции и приговаривая: "Крабле-крибле-бум!"".

"Котята" стучатся в теремок: "Тук-тук-тук. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?"

"Я, хозяйка теремка. Меня зовут Валентина Викторовна. А кто вы?" – спрашивает воспитатель. – "Мы котята. (Мяукают.) Пустите нас в теремок". – "Заходите! Я вам рада!"

Далее педагог предлагает детям объединиться в пары (тройки), определиться, кем они хотят быть (цыплятами, утятами, тигрятами, телятами и т. п.) и постучаться в теремок. Но игра продолжается уже вне занятия. На вопрос, "кто в теремочке живет", отвечают все, кто уже поселился в теремке.

Играет музыка, дети танцуют.


                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН.

Рассматривание сюжетных картин – эффективное средство развития связной речи. Во второй младшей группе воспитатель вовлекает детей в разговор во время рассматривания картин. Обуча...

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе по теме «Развитие речи детей через дидактические игры и рассматривание сюжетной картины «Собака со щенятами» в рамках тематической недели «Мамина неделя»

Данный конспект НОД по речевому развитию разработан для детей второй младшей группы в рамках тематической недели "Мамина неделя". В структуре НОД используются дидактические игры, способствую...

Развитие связной речи детей с ТНР через составление рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ

Для успешного освоения программы обучения в школе у детей с ТНР должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ...