Формирование правильного речевого дыхания посредством игровых упражнений
методическая разработка по развитию речи по теме

Бачурина Светлана Владимировна

Презентация

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей:

«Формирование правильного речевого дыхания посредством игровых упражнений»

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Что же такое правильное речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание происходит произвольно, неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе, некоторые же набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Поэтому залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. 

         К органам дыхания относятся: грудная клетка, лёгкие и дыхательные пути (нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Каждый из органов речи имеет свою функцию. Нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно признано поддерживать жизнь в организме путём газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.

Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.

Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

 Регулярное занятие дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

В дошкольном возрасте дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:

• Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя) вдох (носом) 1-3, пауза – 1, выдох (ртом) – 1-6.

• Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать) .

• Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.

• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.

• Заниматься до еды.

• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

• Дозировать количество и темп проведения упражнений.

• Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

Уважаемые коллеги, выходите на середину зала, на некоторое время вы станете  детьми и мы с вами поиграем.(После дыхательной гимнастики воспитатели возвращаются на свои места)

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз) .

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз) .

«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т. д.) .

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Самолётики» - Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.

«Бабочка» - выставить цветочную полянку. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

1. «Погреться на морозе»

И.п. : стоя, руки находятся перед грудью, согнуты в локтях, ладони повернуты к себе.          Вдохнуть через нос и подуть на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы  согревая руки.

2. « Ветер»

И.п.: стоя, руки опущены

         -сильный ветер вдруг подул, тучки с неба он все сдул (полный вдох носом,  задержать       дыхание 3-4 сек. Сквозь сжатые зубы выпустить воздух несколькими   отрывистыми выдохами)

3. «Кораблик»

 Участникам предлагается широкая емкость с водой, а в ней- бумажные кораблики.    Участники медленно вдыхая через нос, а выдыхая через рот направляют воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

Предлагаются 2 варианта:1) Соревнование: каждый из 2-х участников дует на свой кораблик. Побеждает тот, чей кораблик быстрее окажется на противоположном берегу. 2) На воду помещается большой кораблик и участники вместе дуют на парус.

4. «Праздник в бутылке»

      Участникам предлагается взять бутылку с конфетти и трубочку. Вставить трубочку в   бутылку и сделав вдох носом и подуть в трубочку.

5.   «Бросим мяч»

       И.п.: стоя, руки с мячом подняты вверх

       Вдох носом, на выдох — бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х»

6. «Косим траву»

     И.п.: стоя, руки опущены вниз.

    « Покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Я читаю стишок, а вы машите   руками влево- выдох, вправо- вдох, имитируя косьбу.

       Косим мы траву

       И направо я взмахну

       И налево я взмахну

      Вместе быстро, очень быстро

      Мы покосим всю траву.

7. «Насос»

 И.п.: Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнять наклоны вперед- вниз, при  каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при  накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов). Выдох  произвольный (3-6 раз).

8. «Пилка дров»

      И.п.: (выполнять в паре) встать друг против друга, парами,беремся за руки и имитируя  пилку дров: руки на себя-вдох, руки от себя-выдох.

Список используемой и рекомендуемой литературы.

Селивёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.

Суборова Т. А. Дыхательные упражнения в игровой форме. Журнал «Логопед» №2, 2010

Нурмухаметова Л. Р. Дыхательная гимнастика в детском саду. Журнал «Логопед» №3, 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дыхательная гимнастика

Слайд 3

Речевое дыхание управляемый процесс : вдох короткий, выдох длинный

Слайд 4

ЦЕЛЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ : ЗАКРЕПЛЯТЬ НАВЫКИ ДИАФРАГМО-РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИЛЬНЫМ ТИПОМ ДЫХАНИЯ РАЗВИВАТЬ СИЛУ, ПЛАВНОСТЬ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ РАССЛАБЛЯТЬ И ВОССТАНАВЛИВАТЬ ОРГАНИЗМ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Слайд 5

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи ребёнка в целом.

Слайд 6

НА занятиях необходимо соблюдать следующие требования : - выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; - проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; - заниматься до еды; - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; - дозировать количество и темп проведения упражнений; - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе); - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений

В статье указаны примерные упражнения для использования в режимных моментах, прогулках, непосредственно образовательной деятельности и в занятиях родителей с детьми для  эффективного влияния на р...

Мастер-класс для педагогов "Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений"

Вашему вниманию предложены игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста, которые могут использовать в своей практике не только логопеды, психологи, воспитатели, но и р...

«Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений».

Данная консультация знакомит родителей детей  логопатов с теоретическим аспектом речевого дыхания детей и с практическими упражнениями , собранными в картотеку....

Мастер-класс для родителей «Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии».

Мастер-класс для родителей«Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии»....

«Формирование речевого дыхания посредством игровых упражнений»

Мастер класс для педагогов.Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии. Задачи:...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...