Развитие речи как центральная задача образовательного процесса.
статья по развитию речи на тему

Иванова Елена Анатольевна

Речь является важнейшим показателем культурного уровня человека, его мышления и интеллекта. По одной из теории возникновения речи, у малыша речь возникает из потребности в общении, свои нужды ребенок может удовлетворить с помощью элементов речи. С возрастом применение речи становится более разнообразным, расширяется содержание мысли, она становится разнородной, появляется потребность самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи как центральная задача образовательного процесса.

Речь является важнейшим показателем культурного уровня человека, его мышления и интеллекта. По одной из теории возникновения речи, у малыша речь возникает из потребности в общении, свои нужды ребенок может удовлетворить с помощью элементов речи. С возрастом применение речи становится более разнообразным, расширяется содержание мысли, она становится разнородной, появляется потребность самовыражения. У взрослого человека общение возникает как на внутреннем, так и на внешнем уровне (например, общение через взгляд, жест), ребенок же нуждается в развитии такого умения. Общение взрослого человека происходит благодаря использованию единиц языка и связной речи (словосочетание, предложение, высказывание, текст), ребенку же необходимо время на освоение таких единиц. В речи эти единицы используются на основе правил языка. Дошкольник начинает говорить по правилам, не осознавая их, но, когда услышит ошибку у другого ребенка, замечает ее.

Через речевую практику постоянно обновляется языковая система, знаковая система. Однако и личность обогащается через знание языка, т.к. нет предела и гибкости речевых действий. Основу этой системы ребенок усваивает через близкое окружение, т.е. дети изучают язык на основе чужой речи , выделяют не только отдельные слова, их значения, но и формы, в зависимости от структуры предложения.

Функции речи разнообразны, а именно:

  • Функция сообщения – человек всегда стремится передать информацию устно или письменно, но всегда с помощью и посредством речевой деятельности.
  • Коммуникативная функция. Язык возникает из потребности общения.
  • Эмотивная функция, которая тесно связана с эмоциональным состоянием человека. Для использования этой функции ребенка необходимо научить понимать и использовать пантонимию, синонимию, объективные оценки действительности, фразеологизмы и другие средства. В письменной речи необходимо научить использовать соответствующие знаки препинания, а в устной речи – интонацию, модуляцию, паузы, мелодику речи, темп.
  • Номинативная функция – функция формирования и выражения речи.
  • Функция воздействия на других людей. Благодаря этому ребенок выражает просьбу, приказ и т.д.
  • Регулятивная функция, которая обеспечивает регуляцию внутренней и внешней речи.
  • Когнитивная функция.
  • Сигнификативная функция, функция обобщения.

 С учетом теории речи данные понятия необходимо разграничить, это разграничение будет условным, но отдельные компоненты должны отрабатываться на каждом занятии, с учетом возраста и интересов ребенка.

  1. Речь как деятельность. Сюда входит слушание, говорение, письменная и внутренняя речь. В ходе развития речи ребенок начинает использовать знаковые единицы, слова, синтаксические конструкции, тексты, интонации (наряду с этим используются невербальные средства общения).
  2. Речь как продукт речевой деятельности. В качестве результата речевой деятельности рассматривается текст или дискус в устной или письменной форме. Изучается строение рассказа, стихотворения, устного высказывания взрослых и ребенка, их монологи и диалоги. В ходе занятий ребенок должен изучить: стили речи, речевые жанры, языковые средства, которые отражаются либо в лексике, либо в грамматике.
  3. Речь как ораторский жанр. В программах многих общеобразовательных школ выделяются специальные уроки риторики, начиная со 2-3 класса. На уроках особое место отводится изучению монолога в художественном произведении, где воплощаются все ранее полученные навыки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие речи ребенка является важнейшей задачей обучения, начиная с раннего возраста, который является особенно благоприятным для освоения речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Решение творческой задачи "Поможем Элли"(Технология ТРИЗ)

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые пр...

Реализация задач образовательного процесса посредством дидактических средств

Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально &md...

Презентация "Цели и задачи образовательного процесса в старшей группе"

Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии.Л.С. Выготский Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.Э. Хабард...

Презентация "Цели и задачи образовательного процесса в старшей группе"

Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии.Л.С. Выготский Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.Э. Хабард...

Реализация задач образовательного процесса посредством дидактических средств

Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально &md...

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообраз...