по развитию речи с использованием методов ТРИЗ: "Пересказ рассказа Н.Калининой "Помощники""
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Конспект занятия по развитию речи с использованием методов ТРИЗ: "Пересказ рассказа Н.Калининой "Помощники""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza_n.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» 

  1. Задачи

Образовательная область «Речевое развитие»

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы .

Упражнять детей в умении пересказывать, используя простые схематизированные изображения.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова на определенный звук. 

Грамматический строй речи. Закрепить умение образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание детей на несхожесть некоторых названий. 

Формирование словаря.  Активизировать употребление в речи названий предметов посуды.

Приобщение к художественной литературе.  Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Образовательная область «Познавательное развитие» Продолжать знакомить  с предметным миром (название, функция, назначение).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»    

Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Образовательная область «Художественно-эстетическое воспитание» Приобщение детей к народному словесному искусству

Образовательная область «Физичкское развитие» Развивать мелкую моторику руки через пальчиковые игры

2. Материал.  Кукла – домовёнок  Кузя,  модели , компьютерная презентация.

Раздаточный материал. Кольца Луллия.

 3.Предшествующая работа. Знакомство с пословицами и поговорками

Игры «Наоборот», «Да-нет», «Маша-растеряша», «Магазин «Посуда»и др.

4.Методы и приёмы.

1.Сюрпризный момент-приход домовёнка Кузи

2.Чтение рассказа

3. Вопросы по содержанию рассказа  

4. Повторное чтение с моделированием

5. Пересказы 5-6  детей

6. Физкультминутка –пальчиковая гимнастика

7.Проговаривание пословиц и поговорок по теме

8.Игровое упражнение «Разложим продукты в посуду»

9. Игровое упражнение «Найдите картинку, в названии которого есть звук с»

15. Прощание с Кузей

16. Рефлексия.

5.Ход занятия

(Воспитатель с детьми заходит в группу. В игровом уголке разбросаны игрушки и среди них сидит домовёнок Кузя.)

Воспитатель. Ой, ребята, что такое. Мы же убрали игрушки, а тут всё разбросано. А, вот кто у нас похозяйничал. Здравствуй, домовёнок Кузя.

Кузя. Здравствуйте. Я тут поиграл у вас, а где лежали игрушки не помню. Помогите, пожалуйста,  расставить их на место.

Воспитатель. Давайте поможем Кузе расставить игрушки. (Дети помогают убирать игрушки.) Спасибо, говорит вам Кузя. Быстро навели порядок в группе. Он очень хочет с нами позаниматься, поиграть. Садись, пожалуйста, Кузя. Ребята, и мы тоже сядем на коврик. Какие вы у меня хорошие помощники. Ребята, а про кого говорят – помощник?

Дети.  Про того, кто помогает.

Воспитатель. Я знаю интересную историю про двух мальчиков. Хотите послушать. Рассказ таки называется «Помощники». Написала его писательница Надежда Калинина.

Воспитатель выразительно читает рассказ «Помощники»Н.Калининой

Саша с Алёшей помогали накрывать на стол.

Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.

Воспитатель. Про кого этот рассказ?

Ребёнок. Про Сашу и Алешу.

Воспитатель. Что делали Саша и Алеша?

Дети. Они помогали, дежурили, накрывали на стол.

Воспитатель.  Что забыли сделать мальчики?

 Ребёнок. Положить ложки.

Воспитатель.  Как заканчивается этот рассказ? Кто мог так сказать: «Вот так помощники!»?

 Дети.  Воспитатель, родители, другие дети.

Воспитатель. Сейчас я прочту ещё раз этот рассказ. А потом вы будете пересказывать. Чтобы лучше  запомнить рассказ, я буду  раскладывать на мольберте  картинки .Подойдите пожалуйста сюда.

(Воспитатель пересказывает повторно. Схематизируя  текст по предложениям.

                                                                  Саша с Алёшей помогали накрывать на стол

        Все сели обедать

                                                                      Суп налили, а есть нечем.

                                                                             

                                                                               Вот это помощники!

!

                                                                           Стол накрыли, а ложки не положили.

Воспитатель. Ну, а теперь перескажите  вы этот рассказ. Картинки вам помогут.

Самостоятельный пересказ рассказа (прослушать 5- 6  детей). Воспитатель от имени домовёнка Кузи  обращает их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций.

Кузя. Молодцы. Ребята, пока слушал вас я вспомнил, про свою грязную посуду в раковине и мне грустно стало.

Воспитатель. Кузя, не переживай, мы тебе поможем.

Физкультминутка с использованием пальчиковой гимнастики

Пальчиковая игра  «Моем посуду»

Кран с водою мы открыли с-с-с-с

(изображают, как будто бы открывают кран с водой)

И посуду перемыли ш-ш-ш-ш

Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга) 
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) 
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(загибать пальчики по одному, начиная с большого) 
И большую поварешку.

 Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши 

Так мы Кузе помогали. 

А теперь все дружно встаньте

И друг другу улыбнитесь

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернитесь

Ручками колен коснитесь

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Кузя. Спасибо вам ребята. У меня сразу же улучшилось настроение. Люблю чистую посуду. А еще я люблю пословицы и поговорки. А вы?

Дети. Любим.

Воспитатель. Тогда вспоминайте, какие пословицы и поговорки подходят к истории про Сашу и Алёшу? Вспомнить их вам помогут картинки.(Компьютерная презентация)

*Дорога ложка к обеду

*Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

*Поспешишь, людей насмешишь.

*Кончил дело — гуляй смело

*Солнце красит землю, а человека труд.

*Торопливый дважды одно дело делает. 

*Умел ошибаться, умей исправляться

*Уменье работать дороже золота.

Воспитатель. Справились. 

Кузя. Ребята, а может вы мне и продукты разложить поможете. Я знаю, что есть специальная посуда, в которой подают продукты питания. Но не знаю какой продукт в какую посуду класть.

 Воспитатель. Поможем Кузе. Возьмите волшебные круги и разложите продукты.

Игра с использованием кругов Луллия   «Разложим продукты в посуду»(под спокойную  музыку дети выполняют задание)

Воспитатель. (проверяет работу детей).Саша, куда  сахар положила?

Саша. Сахар положила в сахарницу.(и т.д.)

Воспитатель. Послушайте, какой одинаковый звук есть в названиях этих предметов.?» (солонка,  масленка, сахарница, салфетница, салатник  )

Ребёнок. В этих словах слышится звук «С»

Воспитатель. Назовите слова, в  названии которых есть звук «с». (Дети называют слова. Воспитатель предлагает проговаривать чистоговорки на названные слова, если останется время)

Кузя. Спасибо вам, ребята. Теперь я никогда не перепутаю посуду. Ну, мне пора домой, до свидания ребята.

Дети. До свидания,  Кузя.

Воспитатель . До свидания. Приходи ещё.  

С каким рассказом мы познакомились?

Кто написал этот  рассказ?

Кто был в гостях у нас?

Чем помогли мы ему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с использованием интерактивных технологий. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Пожарные собаки".

Цель: развивать умение игрового и делового общения со взрослыми и сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности....

Конспект ОД развитие речи с использованием метода наглядного моделирования «Сказочный лес»

Задачи:- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;- упражнять в умении составлять рассказы о животных, называть и пересказывать сказки на основе наглядных моделей;- учить придумывать к...

Конспект занятия по развитию речи с использованием метода отгадывания загадок о Северном крае с целью формирования ЗКР

   Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.     Пр...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапии на тему "Лето", "Насекомые"

Конспект занятия  с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапиина тему «Лето» «Насекомые»Задачи:образовательные:закреплять обобщающие понятия «н...