Организация коррекционно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР на материале лексической темы «День Победы»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Мельникова Оксана Викторовна

Данный материал является методической разработкой, которая включает как теоретическое обоснование, так и практический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» г. Новосибирска          

  учитель-логопед О. В. Мельникова

Организация коррекционно-образовательного процесса

с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

на материале лексической темы «День Победы»

Речь – явление социальное, т. к. благодаря именно речи ребенок познает окружающую действительность, расширяя круг своих компетенций, овладевая компетентностями, которые делают его успешным в социуме. Знание своих истоков, истории страны, семьи, способствует формированию чувства патриотизма, самости у взрослеющего человека.

Представленный комплект сформирован с учетом ФГОС, рассчитан на одну рабочую неделю, предполагает сотрудничество учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса: воспитателями, родителями, детьми, специалистами ДОУ.  

Материал рассчитан на воспитанников старшей логопедической группы с ОНР.

Данная методическая разработка включает в себя:

        - перспективное планирование совместной деятельности и индивидуальной работы по следующим направлениям: лексика; формирование лексико-грамматических категорий, связной речи, фонематического восприятия и навыков звукового анализа; артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика; формирование психологической базы речи;

        - рекомендации для воспитателей (материал, которые необходимо использовать при планировании совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками);

        - план-конспект по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей по данной теме и  фонетико-фонематической стороны речи;

        - материал для оформления стенда в приемной группы и размещения анонса недели на сайте учителя-логопеда;

- материал для формирования индивидуальных тетрадей, задания для совместной деятельности воспитанников и родителей, наглядные пособия.

I часть

  1. Перспективное планирование

совместной деятельности и индивидуальной работы

по лексической теме «День Победы»

 с воспитанниками логопедической группы

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х навыков, фонем. восприятия и навыков зв. анализа

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика

Развитие психических процессов

Существительные: война, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, партизан, боец, ветеран, снайпер, орден, Отечество.

Глаголы: воевать, защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать.

Прилагательные: Великая, Отечественная, смелый, отважный, выносливый, мужественный, непобедимый.

«Измени по образцу». Боец – бойцы – много бойцов. (Снайпер, ракетчик, танкист, пограничник, пушка, автомат.)

«Кто лишний».

Десантник, танкист, ракетчик, тракторист.

Танк, самолёт, трамвай, вертолёт.

Храбрый, мужественный, смелый, съедобный.

«Что не так?» Солдаты не должны защищать свою Родину. Танкист управляет самолётом. Подводная лодка взлетела в небеса.

«Измени по образцу».

Летает – летают. (Служит, защищает, стреляет, спасает, побеждает.)

«Подбери признак». Солдат (какой?) – смелый, сильный, …

«Один – много». Корабль – кораблей. (Ветеран, орден, медаль, офицер, солдат, пушка»

«Посчитай 1-5». Военный корабль, подводная лодка, военный самолёт, отважный солдат.

«Четвертый лишний» 

(назови, что лишнее и  объясни свой выбор)

 Танк, истребитель, вертолет, самолет;

 Бомбардировщик,  артиллерист, снайпер,  повар;

Барабан, пулемет, автомат, миномет.

Тельняшка, шинель, джинсы, китель.

 Снайпер, сапер, танкист, артист.

Пистолет, снайпер, винтовка, ружье.

«Скажи правильно»

 Снаряд  -   много (чего?) -  снарядов; (пушка, автомат, патрон, орудие, пистолет, мина, ракета, каска, орден, медаль, ремень, флаг, вертолёт, танк, самолёт, пулемёт). 

«Назови профессию»

Артиллерия – артиллерист

самолет - ...            кавалерия - ...       разведка -...         пехота - ...       пулемет - ...        танк - …   десант - ...           граница - ...    море - ...       парашют - ... 

Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин.

- упражняться в различении звуков;

- читать слоги (с буквами гласных звуков);

-выделять лишнее слово из произнесенного ряда;

-составлять предложения и схемы к ним;

- выделять слова с заданными звуками из текста;

- подбирать слова к схемам и наоборот;

-строить самостоятельно схемы слов.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнение для челюсти «Проснулись»

Упражнение для губ «Улыбнулись»

Упражнение для языка «Почистили зубки»

Пальчиковая:

Не допустят к нам войну,

Защитят свою страну:

Пограничник, вертолётчик,

Врач военный и танкист,

А ещё – десантник, лётчик,

снайпер и артиллерист.

 Игры: «Четвертый лишний»

«Что изменилось?»

 

«Сравни» 

  1. Рекомендации для воспитателей

по лексической теме «День Победы»

 (материал, которые необходимо использовать при планировании совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками)

Лексический материал:

Существительные: война, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, партизан, боец, ветеран, снайпер, орден, Отечество.

Глаголы: воевать, защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать.

Прилагательные: Великая, Отечественная, смелый, отважный, выносливый, мужественный, непобедимый.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики (ежедневно)

Нет на свете Родины красивей —

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Дети шагают на месте.

Изображают «богатырей».

 Шагают на месте и широко разводят руки.

                                                                           

2. Развитие мелкой моторики (ежедневно).

Не допустят к нам войну,

Защитят свою страну:

Пограничник, вертолётчик,

Врач военный и танкист,

А ещё – десантник, лётчик,

снайпер и артиллерист.

Обе ладони от себя.

Загибаем по одному пальцы сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца.

3. Развитие артикуляционной моторики (ежедневно)

Упражнение для челюсти «Проснулись»

Упражнение для губ «Улыбнулись»

Упражнение для языка «Почистили зубки»

Медленно широко зевнуть.

Развести губы в улыбке, подержать 5 сек.

Водить кончиком языка за верхними, затем за нижними зубами, по 5 раз.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия, звуковой анализ.

Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

«Измени по образцу». Боец – бойцы – много бойцов. (Снайпер, ракетчик, танкист, пограничник, пушка, автомат.)

«Кто лишний».

Десантник, танкист, ракетчик, тракторист.

Танк, самолёт, трамвай, вертолёт.

Храбрый, мужественный, смелый, съедобный.

«Что не так?» Солдаты не должны защищать свою Родину. Танкист управляет самолётом. Подводная лодка взлетела в небеса.

«Измени по образцу».

Летает – летают. (Служит, защищает, стреляет, спасает, побеждает.)

«Подбери признак». Солдат (какой?) – смелый, сильный, …

«Один – много». Корабль – кораблей. (Ветеран, орден, медаль, офицер, солдат, пушка»

«Посчитай 1-5». Военный корабль, подводная лодка, военный самолёт, отважный солдат.

«Скажи правильно»

 Снаряд  -   много (чего?) -  снарядов; (пушка, автомат, патрон, орудие, пистолет, мина, ракета, каска, орден, медаль, ремень, флаг, вертолёт, танк, самолёт, пулемёт).

«Назови профессию»

Артиллерия – артиллерист

самолет - ...

кавалерия - ...

Разведка -...

пехота - ...

пулемет - ...

танк - …

десант - ...

граница - ...

море - ...

парашют - ... 

«Четвертый лишний» 

(назови, что лишнее и  объясни свой выбор)

 Танк, истребитель, вертолет, самолет;

 Бомбардировщик,  артиллерист, снайпер,  повар;

Барабан, пулемет, автомат, миномет.

Тельняшка, шинель, джинсы, китель.

 Снайпер, сапер, танкист, артист.

Пистолет, снайпер, винтовка, ружье.

6. Развитие связной речи

Чтение с обсуждением «Сыновья» В.Осеевой. 

Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин.

Выучить стихотворение «Я сегодня медсестра»  (рассказывают с опорой на мнемотаблицу)

Я сегодня медсестра,

Кукол я лечу с утра.

Я пою их чаем с медом,

Раны смазываю йодом.

Витамины дам по штучке:

Курам, уткам, кошке, Жучке.

А колючему ежу

Ножку я перевяжу.

Медвежонку Тяпке срочно

Нужно вырвать зуб молочный.

Кукол я лечу с утра,

Я сегодня медсестра.

  1. Совместная образовательная деятельность

 в старшей логопедической группе по лексической теме

 «День Победы»

Коррекционно-образовательные цели и задачи:

- пополнить, уточнить и активизировать словарь детей по лексической теме «9 мая»;

- продолжать учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать существительные к ним;

Коррекционно-развивающие цели и задачи: 

- развивать мышление и связную речь;

- закреплять использование в речи предлога без;

- упражнять в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Коррекционно-воспитательные цели и задачи: 

- воспитывать интерес к истории страны и уважение к людям защитившим ее - ветеранам.

Оборудование:  презентация, костюмы, сюрпризы, обручи, заготовки для игр.

Лексический материал:

Существительные: война, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, партизан, боец, ветеран, снайпер, орден, Отечество.

Глаголы: воевать, защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать.

Прилагательные: Великая, Отечественная, смелый, отважный, выносливый, мужественный, непобедимый.

Предварительная работа: разучивание стихов, беседы о ВОВ и ее героях, рассматривание иллюстраций, игры со словами, просмотр презентаций на военную тематику, оформление выставки детских и совместных работ с родителями.

        Форма проведения: утренник.

  1. Информация для размещения на стенде

в приемной группы и на сайте учителя-логопеда

В мае дети будут закреплять звуки и буквы, с которыми познакомились в течение учебного года; анализировать их в сравнительном плане. Будет проведен диагностический срез.

На занятиях мы будем:

- упражняться в различении звуков;

- читать слоги (с буквами гласных звуков);

- выделять лишнее слово из произнесенного ряда;

- составлять предложения и схемы к ним;

- выделять слова с заданными звуками из текста;

- подбирать слова к схемам и наоборот;

- строить самостоятельно схемы слов.

Продолжаем играть в игры:

«Найди лишнее» (в потоке слов);

«Где живет звук» (в начале, середине, конце слова);

«Кто больше?» (поочередно подбираем слова на заданные звуки);

«Разделить слова на части» (слоги), хлопая в ладоши.

Тема 1 недели мая:

«День Победы»

  1.  Родителям рекомендуется

- рассказать ребёнку о героях Великой отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах;

- вспомнить  и рассказать ребёнку, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать фотографии родственников;

- сходить с ребенком к  мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику;  

- задать ребенку вопросы и помочь на них ответить:

  • Как называется наша страна?
  • Кто нас защищает?
  • Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
  • Кого называют ветеранами войны?
  1.  Помогите ребенку:
  1. Выучить пословицу и объяснить её значение:

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

  1. Подобрать слова, которыми он поздравит воина – ветерана.
  2. Нарисовать букет цветов для ветерана.

  1. Материал для индивидуальных тетрадей

(домашнее задание)

Задание по фонетике

Продолжаем играть в игры:

 «Где живет звук» (в начале, середине, конце слова);

«Кто больше?» (поочередно подбираем слова на заданные звуки);

«Разделить слова на части» (слоги), хлопая в ладоши.

Задание по развитию лексико-грамматической стороны речи по лексической теме: «9 мая»

Дети должны усвоить:  что такое праздник 9 Мая; кто такие Ветераны Великой Отечественной войны; почему их нужно помнить и поздравлять.

Лексический материал (словарь):  праздник, Победа, герои, Родина, подвиг, Великая Отечественная война, солдат и т.д.

Задания для ребенка и родителей:

1)Рассказать ребёнку о героях Великой отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах.

2)Вспомнить  и рассказать ребёнку, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать фотографии родственников.

3)Помогите ребенку ответить на вопросы:

  • Как называется наша страна?
  • Кто нас защищает?
  • Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
  • Кого называют ветеранами войны?

4)Помогите выучить пословицу и объясните значение пословицы:

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

5)Совместно с ребенком подберите слова, которыми он поздравит воина – ветерана.

Задание для ребенка: 

1)Нарисуй для ветерана букет цветов.

2)Срисуй рисунки, считая клеточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методичеккая разработка по организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Лето, ах лето!"

Вот и наступило долгожданное лето! Эта радостная пора для взрослых и  детей! Ребятишки рады каждому лучику солнца, каждой травинке, каждому распустившемуся цветочку! И чтобы лето от нас не ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей Тема "Организация сюжетной игры с детьми старшего дошкольного возраста"

Многие воспитатели старших групп озабоченыобогащением тематического содержания игры.данный материал поможет на практике направить игру в нужное русло....

«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексической теме "День Победы"

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

Коррекционная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Космическое путешествие»

Коррекционная образовательная деятельностьс детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Космическое путешествие»...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III по лексической теме "Посуда"

Конспект разработан в рамках работы по составлению планирования коррекционно-развивающей работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР....

Опыт работы. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...