Конспект логопедического занятия на тему: "Сад. Фрукты".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Четверткова Екатерина Николаевна

 

Цель: расширение, уточнение  и активизация словаря по теме:

 «Сад. Фрукты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sad.frukty.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Сад. Фрукты».

Цель: расширение, уточнение  и активизация словаря по теме:

 «Сад. Фрукты».

Задачи:

1.Образовательные:

  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами).
  • Учить дифференцировать овощи и фрукты по месту произрастания.
  • Формировать навык составления и решения задач.

           2. Коррекционно - развивающие:

  • Развивать умение составлять загадки – описания о фруктах.
  • Развивать зрительное внимание и восприятие.
  • Развивать элементарные математические представления.
  • Развивать общую и тонкую моторики, интонационную выразительность речи (вопросительная интонация).
  • Развивать направленную воздушную струю.
  • Развивать навык слогового анализа слов.

          3. Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии,  самостоятельность, ответственность.

           Оборудование: мяч, магнитная доска, игра «Поможем клоуну Роме» (изображение клоуна, 2 плоскостные корзины), плоскостные изображения ежа, белки, яблок, предметные картинки овощей и фруктов, настольная ширма, муляжи фруктов, султанчики, фишки.

          Лексический материал: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, баклажан, помидор, огурец, кабачок, желтый, оранжевый, зеленый, ароматный, сочный, гладкий, мягкий, сочный, душистый, приготовить.

Ход занятия:

1.Организационный  момент

(3 мин)

2. Основная часть

(15 мин)

          3.Итог занятия

(2мин)

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами). Сообщение темы занятия).

Предлагаю детям встать в круг на ковре.

- Сейчас я буду бросать вам мяч и называть фрукт, а вы будете ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, вы должны назвать фрукт ласково. Например: красное яблоко – красненькое яблочко. Желтый лимон.

1-й ребенок. Желтенький лимончик.

Аналогично провожу игру с каждым из детей.

- Молодцы! Отлично справились с заданием. Пройдите на стульчики. Сегодня мы продолжим с вами разговор о фруктах, поиграем.

1. Игра «Поможем клоуну» (Дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания. Развитие зрительного внимания и восприятия).

На магнитную доску помещаю изображение клоуна и двух корзинок.

- Это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит вас помочь ему разложить овощи и фрукты по разным корзинкам. В одну корзину нужно сложить фрукты, а в другую овощи. Подходите к клоуну, берите овощ или фрукт, рассказывайте, какой он. И кладите в нужную корзину.

Дети выбирают картинки, называют овощи и фрукты и раскладывают их изображения по корзинам.

2. Упражнение «Ежик и яблоки». (Развитие  элементарных математических представлений. Формирование навыка составления и решения задач).

Помещаю на магнитную доску изображение ежа с тремя плоскостными изображениями яблок на иголках.

- Теперь постарайтесь помочь этому ежику. Он очень нуждается в вашей помощи.

Три яблока из сада

Ежик притащил.

Самое румяное

Белке подарил.

С радостью подарок

Получила белка.

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

В. Волина

Дети. У ежа осталось два яблока.

- Верно. Как вы это узнали? Расскажите.

Дети. У ежа было три яблока. Одно он отдал белке.

Убираю одно яблоко с иголок ежа, помещаю рядом с ежом белку и закрепляю яблоко у нее в лапках.

Дети. А у ежа осталось два яблока.

- Правильно! Молодцы! Вы порадовали меня и ежа.

3. Игра «Угадай – ка». (Составление загадок – описаний о фруктах).

Ставлю маленькую ширму и закрываю ею фрукты, лежащие на столе.

- Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанном за ширмой. Он оранжевый. Круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло – сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это?

Дети. Это апельсин.

- Правильно. А теперь вы по очереди пробуете загадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать какой фрукт за ширмой вы выбрали, и описать его, рассказать какой он по цвету, форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из него можно приготовить, не называя его.

Дети составляют загадки – описания.

4. Физминутка «Яблоня». (Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, интонационной выразительности речи (вопросительная интонация)).

Предлагаю детям встать в круг на ковре. Обращаю внимание детей на то, что задавать вопросы следует с правильной интонацией.

-Яблоня! Яблоня!              Дети идут по кругу, держатся за руки.                         

Где же твои яблоки?        В центре стоит один ребенок-«яблоня».

Заморозил их мороз?    Дети останавливаются, на каждую строку 

Или ветер их унес?         загибают по одному пальцу на руках.

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?         Опускают руки, пожимают плечами.

- Не морозил их мороз,  Эти слова произносит ребенок-« яблоня»

И не ветер их унес,         Дети загибают по одному пальцу на руках,

Не спалило их огнем,      начиная с больших.

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали!               Дети разбегаются, «яблоня» пытается их

Сербская песенка                          запятнать.

5. Упражнение «Сильный ветер». (Развитие направленной воздушной струи).

- Давайте представим, что мы с вами превратились в сильный осенний ветер.  Сделайте вдох через нос. Задержите дыхание. Подуйте на султанчик, вытянув губы трубочкой. Не поднимайте плечи на вдохе и не раздувайте щеки на выдохе.

Упражнение проводится 4-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

6. Упражнение «У кого больше фруктов?» (Развитие навыка слогового анализа слов).

Приглашаю детей за стол.

- Сейчас мы проведем соревнование «У кого больше фруктов?» Я буду простукивать количество слогов, а вы будете подбирать названия фруктов с таким количеством слогов. За каждое название вы будете получать по фишке. Победит тот, кто наберет больше всех фишек.

Стучу три раза.

1-й ребенок. Я-бло-ко.

2-й ребенок. А-пель-син.

3-й ребенок. А-бри-кос.

4-й ребенок. Ви-но-град.

Так простукиваю ритмический рисунок еще нескольких слов, дети получают фишки за правильные ответы.

- Дети, о чем мы сегодня говорили?

- В какие игры играли?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Овощи, фрукты». Образование относительных прилагательных. Звук и буква А»

Интегрированное занятие для старшей логопедической группы ДОУ по лексической теме «Фрукты. Овощи». Включает в себя задания на образование относительных прилагательных от имен существительных по типу «...

Конспект логопедического занятия по теме "Насекомые", для детей старшей логопедической группы

Конспект занятия  по развитию лексики , грамматики  и связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста ....

Конспект логопедического занятия по теме: Фрукты. Составление описательного рассказа по опорной схеме.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития....

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Цель занятия: развитие интеллектуальных возможностей ребенка, и привитие интереса к логопедическим занятиям.Задачи:Коррекционно-образовательные;- Совершенствовать лексико — грамматический с...

Конспект логопедического занятия на тему "Фрукты" в старшей группе

Данный конспект поможет логопедам и воспитателям в интересной и игровой форме закрепить знания детей о фруктах....