Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ОНР "Домашние животные и их детеныши. Составление распространенных предложений"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гребенёва Наталья Васильевна

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_grebenyovoy_nv_domashnie_zhivotnye.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 4 "Берегея"

г. Георгиевска Ставропольского края

Конспект образовательной деятельности

по формированию

лексико-грамматических представлений

в старшей группе для детей с ТНР

"Домашние животные и их детеныши.

Составление распространенных предложений"

подготовила

учитель-логопед

Гребенёва Наталья Васильевна

г. Георгиевск
2016

Тема: Домашние животные и их детеныши.

Составление распространенных предложений.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Задачи:

 коррекционно-образовательные:

- расширять и закреплять знания детей о домашних животных;

- учить детей образовывать сложные слова;

- учить образовывать притяжательные прилагательные;

коррекционно-развивающие:

- расширять словарь антонимов;

- активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- развивать навык словообразования и словоизменения;

- развивать у детей внимание, мышление, наблюдательность;

- усвоение категории творительного падежа имен существительных;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей любовь к животным и уважение к труду взрослых.

Оборудование: указка, игрушечный руль, конверт; картинный материал: скотный двор, семьи животных около своего жилища (Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках. Домашние и дикие животные средней полосы. (Программа «Я – человек»); набор "Ферма" (животные, их жилища), Василиса, Василий (издательство "Де Агостини"), овес, зерно, сено, зеленая трава, кусочки моркови, капусты, яблок; муляжи косточки, мяса, рыбы, мыши; интерактивные карточки "Домашние животные" изд-во ТЦ "Сфера".

Словарь по теме: существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок, корова, бык, теленок, овца, баран, ягненок, коза, козел, козленок, свинья, боров, поросенок, собака, пес, щенок, щенята, кот, кошка, котенок, морда, лапы, копыта, вымя, польза; сено, трава, корм, овес, мясо, шерсть; коровник, свинарник,  сарай, хлев, будка (конура), конюшня, овчарня.

Действия: ухаживать, охранять, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать; грызет, жует, лакает.

Признаки: травоядные, млекопитающие, хищные.

Предварительная работа:  рассматривание животных по картинкам и муляжам. Игры: "Образуй новое слово", "Кто как подаёт голос?",  "Кто чем питается?" , "Чей, чья, чьё?". Заучивание загадок о домашних животных, чтение рассказов о домашних животных.

Целевые ориентиры: называет домашних животных, обобщает, знает части тела, повадки, подбирает глаголы к существительным, правильно образовывает множественное число существительных, называет детёнышей животных в родительном падеже, образовывает притяжательные прилагательные, отгадывает загадки о животных, отвечает на поставленные вопросы, составляет распространенные предложения.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

В кабинете расставлены стулья в  продольный ряд, один стул впереди остальных (автобус). На «водительском» стуле лежит руль.

- Сегодня мы с вами отправимся на ферму в деревню. Кто хочет быть водителем автобуса? Держи руль.

Едем.

Мимо елей, мимо пней.

Вот деревня! Ждет гостей.

2. Сообщение темы занятия (включить голоса домашних животных из интерактивной книги "Домашние животные")

- Что за шум стоит вокруг?

Громко лает старый пес,

Вот заржали кони вдруг:

Конюх им овса принес.

Здесь мычит корова: «Му-у»,

Вторит ей овечий хор.

И никак я не пойму,

Что за странный это двор?

Открывается ферма (игрушечные домашние животные, их жилища)

- Дети, куда мы попали? (Это ферма). Хозяин фермы - Василий, хозяйка - его жена Василиса.

- Ребята, кто живет на ферме? (Корова, лошадь, свинья, овцы.)

- Как можно двумя словами назвать всех обитателей фермы? (Домашние животные.)

- Каких вы еще знаете домашних животных? (Кошка, коза, кролик, собака.)

- Мы в гостях у фермеров, которые разводят домашних животных.

3. Игра "Образуй новое слово". Рассматривание животных, выделение особенностей строения частей тела животных. Логопед  показывает на животное, о котором говорят.

- Ребята, посмотрите, какой у коровы длинный хвост. Корова какая? (Длиннохвостая). У быка острые рога. Бык какой? (Остророгий). У свиньи короткие ноги. Свинья какая? (Коротконогая). У кролика длинные уши. Кролик какой? (Длинноухий). У лошади длинная грива. Лошадь какая? (Длинногривая). У овцы мягкая шерсть. Овца какая? (Мягкошерстная).

4. Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических средств языка.

- Пока мы с вами беседовали, фермер Василий успел кое-что подготовить. Давайте посмотрим, что там?

Логопед берет конверт.

- На конверте написано: «Отгадай загадку, увидишь отгадку!»

Тяжело стучат копыта,

Вымя молоком налито,

Длинный хвост, рога дугой…

Ждут кормилицу домой.  (Корова)

Логопед достает из конверта и вывешивает картинку.

Бежит толстушка,

Хвостик – завитушка,

Ушки пирожком,

Рыльце пятачком,

На ногах копытца –

Торопится к корытцу.

(Свинья)

Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

(Овца)

Кто там скачет так игриво

Развевая хвост и гриву?

(Лошадь)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

(Собака)

Любит кушать он морковку

И капусту для сноровки,

А следит за клеткой Толик,

Там живет пушистый…

(Кролик)

Мордочка усатая,

Спинка полосатая,

Лапкой умывается,

А с водой не знается.

(Кошка)

Идет, бородой трясет,

Травки росит: «Ме-е-е,

Дай-те вкусной мне.»

(Коза, козел)

5. Игра "Найди детеныша" - на наборном полотне выставлены картинки домашних животных. Дети должны подобрать к каждой маме ее детенышей и составить предложения.

- Я слышу чей-то жалобный писк. Ребята, посмотрите, детеныши потерялись и ищут своих мам. Образование формы множественного числа существительных в родительном падеже.

У кошки много ... котят.

У козы много .... козлят.

У коровы много ... телят.

У лошади много ... жеребят.

У собаки много ... щенят.

5. «Кто чем питается?». Усвоение категории творительного падежа имен существительных. Составление предложений по демонстрируемым действиям.

- Давайте поможем Василисе покормить животных.

- Чем питается лошадь? (Лошадь питается травой, сеном, овсом.)

- Чем питается кролик? (Кролик питается травой, морковкой, капустой.)

- Чем питается коза? (Коза питается травой, сеном, капустой.)

- Чем питается собака? (Собака питается костями, мясом.)

- Чем питается свинья? (Свинья питается травой, овощами, зерном.)

- Чем питается кошка? (Кошка питается молоком, мясом (мышами), рыбой.)

Логопед: - По тому, чем питаются животные, их делят на две группы: хищники – питаются мясом, и травоядные (повторяют хором), которые питаются растительной пищей, травой. Кто из домашних животных хищник? (Собака, кошка.) Остальные домашние животные какие? (Травоядные.)

- Домашние животные вскармливают своих детенышей молоком, поэтому их называют млекопитающие. Повторите по слогам: мле-ко-пи-та-ю-щи-е.

 6. "Кошка" (зрительная гимнастика)

Вот окошко распахнулось,                                         (разводят руки в стороны)
Кошка вышла на карниз.                                            (имитируют мягкую  походку кошки)

Посмотрела кошка вверх.                                           (смотрят вверх)
Посмотрела кошка вниз.                                            (смотрят вниз)
Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.                             

(смотрят влево, взглядом проводят «муху» от левого плеча  к правому)

Глаза вправо отвела, посмотрела на кота.                (смотрят вправо)
Солнце светит ей в глаза, их прищурила она.          (прищурить глаза)

 

7. Упражнение "Чей? Чья? Чьи?" Образование притяжательных прилагательных.

- Я сейчас животных сфотографировала. Посмотрим, что у меня получилось?

У меня получились необычные фотографии.

Лапы собаки. Чьи лапы? (Собачьи лапы).

Копыта коровы. Чьи копыта? (Коровьи копыта).

Борода козы. Чья борода? (Козья борода).

Хвост лошади. Чей хвост? (Лошадиный хвост).

Морда кролика. Чья морда? (Кроличья морда).

Лапы кошки. Чьи лапы?  (Кошачьи лапы) и т. д.

7. «Кто где живет?».  

- Ребята, вы знаете, кто заботится о домашних животных? (Человек.) Он кормит животных, строит им жилище. Давайте найдем и назовем жилища, которые построили Василий и Василиса для своих животных. Составление детьми предложений:

Собака живет в конуре (будке). Корова живет в коровнике (хлеву). Коза живет в хлеву (сарае). Овца живет в овчарне. Свинья живет в свинарнике. Лошадь живет в конюшне. Кошка живет в доме. Кролик живет в крольчатнике (клетке).

8.  «Кто какую пользу приносит?».

- Подумайте о том, какую пользу приносят человеку эти домашние животные. Собака стережет дом, охраняет хозяина.

- Какую пользу приносят другие домашние животные?

(Корова дает молоко, мясо. На лошади ездят, перевозят грузы, пашут. Кролик дает мясо, мех, шкурку. Кошка ловит мышей. Свинья дает мясо, кожу. Овца и коза дают шерсть, мясо, молоко.)

9. В деревне очень интересно, но нам пора домой.

Водитель, мимо елок, мимо пней,

В город нас вези скорей.

10. Рефлексия.

- Где мы сегодня побывали? (На ферме.) Кого мы там видели? (Домашних животных.) Животные, которые питаются мясом, как называются? (Хищники.) А которые питаются растительной пищей? (Травоядные.) Почему домашних животных называют млекопитающими? (Потому, что они кормят своих детенышей молоком.) На память о нашей экскурсии я хочу подарить вам фотографии животных, которых мы сегодня встретили на ферме.

Список использованной литературы

1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 период обучения в старшей логогруппе. - М.: "Гном". - 2011.

2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: "Скрипторий 2003", 2013.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://nsportal.ru/

2. Журналы "Ферма" и приложения к нему в виде фигурок животных, людей, растений и элементов фермы. - ООО "Де Агостини", 2013.

3. Косинова Е. М. Интерактивные карточки "Домашние животные". -  М: изд-во ТЦ "Сфера", 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности раздел МУЗЫКА в старшей группе для детей с нарушением зрения "О чём берёзонька нам хочет рассказать"

Конспект представляет собой авторскую работу музыкального руководителя ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.ЦЕЛЬ:Развивать в детях способность видеть и слышать прекрасное в музыке и произведе...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Описательный рассказ о диких животных".

Конспект непосредственн - образовательной деятельности. Образовательная область: "Речевое развитие"  Возрастная группа: 5-6 лет. Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с испол...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Описательный рассказ о диких животных".

Конспект непосредственн - образовательной деятельности. Образовательная область: "Речевое развитие"  Возрастная группа: 5-6 лет. Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с испол...

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Дикие животные. Описательный рассказ."

ТЕМА:  Дикие  животные.  Описательный  рассказ.ЦЕЛЬ:  активизировать  словарь  по  теме  «Дикие  животные»;  закреплять  обобщающее  по...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...