проект - Сказка за сказкой
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Разуванова Раиса Ивановна

обучение старших дошкольников развитию речи посредством театра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_za_skazkoy.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сказка за сказкой
Разработчик: Воспитатель Разуванова Раиса Ивановна

Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий. 
По содержанию: психолого-педагогический. 
По числу участников проекта: педагог, родители, дети. 
По времени проведения: долгосрочный. 
По характеру контактов: в рамках ДОУ, дети, родители. 
Участники проекта: 
1.Дети. 
2.Воспитатели. 
Актуальность проблемы
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. 
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. 
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Проблема: общее недоразвитие речи детей старшего дошкольного возраста. 
Цель: использование метода сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. 
Задачи: 
1.Создание научно-методической и материальной базы для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. 
2.Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов. 
3.Разработать комплексный план по теме: «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи». 
4.Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии. 
5.Разработать консультации для педагогов и родителей с целью обновления и качественного улучшения речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки. 
Методы решения задач: 
1.Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование. 
2.Практические методы: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций. 
3.Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов. 
4.Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования. 
5.Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен. 
6.Графические методы: диаграммы, таблицы, рисунки, схемы. 

Содержание проекта строится на принципах: 
• Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми. 
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 
• Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие. 
• Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. 
• Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи. 
• Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 
• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. 
• Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки. 
• Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. 
• Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета. 
• Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка. 
• Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо. 
Этапы реализации проекта: 
I этап подготовительный: 
1.Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта. 
2.Диагностика. 
3.Анкетирование родителей. 
4.Разработка комплексного плана по теме: «Метод сказкотерапии». 
6.Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса. 
II этап – основной текущий: 
1.Разработка конспектов занятий и их проведение. 
2.Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой). 
3.Реализация комплексного плана «Метод сказкотерапии». 
III этап – заключительный: 
1.Мониторинг (Панасюк А.Ю., Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Тихомирова Л.Ф. Методика «Чтение сказки» на определение доминирующего игрового или познавательного мотива ребенка; «Понятливость», «Сочиняем сказку», «Разложи картинки», «Угадай из какой сказки герой», «Словарь», «Складывание объектов», «Недостающие детали») 2. Беседа с детьми. 
3. Анкетирование родителей. 
IV этап – аналитический: 
1.Анализ проделанной работы. 
2.Вывод по теме. 
3.Презентация опыта, видеоматериалы, фотосессия, выставка по теме проекта.
Сдерживающие силы: пропуски детьми занятий, недостаточность использования произведений художественной литературы и устного народного творчества. 
Устранение рисков: беседы с родителями о посещаемости детей ДОУ, профилактика заболеваемости, пополнение методической и художественной литературой, драматизация сказок, просмотр кукольных театров и сказочных постановок. 
Прогнозируемый результат: 
Апробировав проект, я жду определенных результатов, в первую очередь создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; развитие диалогической и монологической речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка; приобщение детей к народному творчеству. 
Заключение 
Проведенный проект с января 2016 года по май 2016 года позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества. 
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сензитивный период речевого развития и творчества детей. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. 
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов. 
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. 
Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются: диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего дошкольника на основе сказки; взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки. 
Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности. 
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме. 
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка- учит, сказка лечит,сказка помогает жить!"

В статье  описывается существующие виды сказок. Влияние сказки на развитие ребенка в целом....

Проект «Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить» («Обеспечение психологического благополучия и здоровье детей младшего дошкольного возраста с помощью «Сказкитерапии»)

Дети младшего дошкольного возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными , так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их дествия...

«Сказка лечит, сказка греет, Сказка учит жить…»

«Сказка лечит, сказка греет, Сказка учит жить…» Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои...

ПРОЕКТ “Путешествие в сказку. Как сказка учит говорить»

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению, был разработан про...