РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Гладкова Евгения Александровна

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), образовательной программы ДОУ – в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Познание».

Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через осуществление деятельности по следующим направлениям:

•  формирование элементарных математических представлений;

•  формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programm2.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), образовательной программы ДОУ – в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Познание».

Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через осуществление деятельности по следующим направлениям:

  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Задачи воспитания и развития детей

1. Создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

  1. Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
  2. Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур); содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.
  3. Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру), устанавливая тождество и различие; подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

В младшей группе ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи, развитие пространственных ориентировок происходит преимущественно в практической предметной деятельности. В процессе этого развиваются представления о свойствах и качествах предметов, некоторых объектов природы, с которыми действует ребенок. Формируются знания о назначении предметов ближайшего окружения, о способах их использования, материале.

В области формы эталонами служат плоскостные геометрические фигуры — квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник.

В области цвета эталонами являются хроматические цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также ахроматические (белый, серый и черный) цвета.

В качестве эталонов величины для младших дошкольников выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой»).

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Художественное творчество», «Художественная литература», «Труд».

Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Познание» в первой младшей группе

Программа рассчитана на _____ часов. Усвоение образовательной области происходит при непосредственно организованной деятельности в объеме ___ и самостоятельной деятельности детей (при непосредственном руководстве взрослого)

Тематическое планирование.

Наименование раздела

Количество часов

Перечень тем

Сенсорное развитие

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность

Формирование элементарных математических представлений

Сезонные наблюдения

Ознакомление с природой

Предметное и социальное окружение

Перспективное планирование по образовательной области «Познание» (первая младшая группа) представлено в приложении 1.

Сенсорное развитие

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч).

Формировать умение называть свойства предметов.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

По окончании игры приучать убирать игрушки на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.

Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.)

Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Предметное и социальное окружение

Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель.

Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Ознакомление с природой

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их.

Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Итоги освоения содержания образовательной области

«Формирование целостной картины мира»

  • Ребенок интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы, эмоционально реагирует (присматривается, улыбается, старается приблизиться, потрогать).
  • Эмоционально сопереживает, если кому-то больно, проявляет нежность и заботу к знакомым животным.

«Продуктивная деятельность»

  • Ребенок проявляет интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам, рассматривает, обследует предметы, по-разному действует с ними по предложению взрослого или по собственной инициативе в течение 3—5 минут.
  • С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.
  • Способен целенаправленно наблюдать за объектами в процессе организованного восприятия, внимателен к словам взрослого, действует по правилу.
  • Умеет выполнять простейший сенсорный анализ, выделяя с помощью взрослого наиболее ярко выраженные в предметах качества и свойства.
  • Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, пытается использовать их в своей речи.
  • Стремится адекватно передать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

«Формирование элементарных математических представлений»

  • Ребенок выделяет и называет форму, размер предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает 3— 4 предмета.
  • Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства по размеру и количеству путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словосочетаниями «больше, чем»; «короче, чем».
  • Активно пользуется числами (1,2, 3), словами «сначала — потом», «утром — вечером»; поясняет последовательность действий.
  • Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.

Интегративные качества

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях.

Принимает активное участие в продуктивной деятельности.

С интересом рассматривает картинки, иллюстрации.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание :троить самостоятельно.

Ориентируется в помещении группы и участка детского сада.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру.

Отвечает на простейшие вопросы («кто?», «что?», «что делает?»...).

Выполняет простейшие поручения взрослого.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Различает основные формы деталей строительного материала.

С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.

Разворачивает игру вокруг собственной постройки.

Формирование элементарных математических представлений. Может образовать группу из однородных предметов.

Различает один и много предметов.

Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Узнает шар и куб.

Формирование целостной картины мира. Различает и называет предметы ближайшего окружения.

Называет имена членов своей семьи и воспитателей.

Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.

Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).

Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).

Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях.

Мониторинговые исследования.

Мониторинг по образовательной области «Познание» проводится два раза в год (сентябрь, май) с целью выявления знаний детей и организации коррекционно-педагогической работы с воспитанниками. Система мониторинга представлена подробно в приложении 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа направление «Социально-личностное развитие» образовательная область «Безопасность»

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи:      формировани...

Рабочая программа Направление «Социально – личностное развитие» образовательная область «Социализация»

Содержание образовательной области «Социализация» направленно на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через реш...

Рабочая программа направление «Социально-личностное развитие» образовательная область «Труд»

Задачи:v  развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям);v  воспитание ценностного...

Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи:      развитие продуктивной деятельност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Ком...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ» Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Ком...