Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Материал предназначен для ознакомления педагогов ДОУ с системой методов и приемов,

обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и

воспроизведение информации - методом мнемотехники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_mnemotehniki.docx123.42 КБ
Файл priemy_mnemotehniki.rar2.95 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 35 г. Томска.

Мастер-класс.

Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития

речи детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед: Бочкарева Надежда Ивановна.

   Слайд 1

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей

дошкольного возраста

Проблемы в речи детей нам - педагогам хорошо известны.

    Именно в детском саду создаётся специальная  среда,  способствующая максимально  полному  раскрытию  речевых  возможностей  детей.

    В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера.   Недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.  

     Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Часто наши дети испытывают затруднения у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно, чтобы будущий школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы.  

Слайд 2

Проблема речи детей.

  • Односложная речь;
  • Неспособность грамматически правильно построить предложение;
  • Недостаточный словарный запас;
  • Употребление нелитературных слов и выражений;
  • Бедная диалогическая речь;
  • Неспособность построить монолог;
  • Отсутствие логического обоснования своих

утверждений и выводов;

  • Отсутствие навыков культуры речи;

Плохая дикция

     Как правило, у детей с подобными проблемам слабая память, снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.

Я стала искать новые методы, приемы и формы эффективного коррекционного обучения на логопедических занятиях. И стала использовать приемы мнемотехники и наглядного моделирования. Они облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения информации

Слайд 3

К. Д. Ушинский писал:

     « Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»

    Взяв в основу мнение великого педагога, увидев эффективность наглядного материала,  я стала использовать в своей работе приёмы мнемотехники.

Слайд 4

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи

     Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Слайд 5

Из истории:

  • Мнемотехника  насчитывает как минимум две тысячи лет.
  • Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.
  • Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.  
  • Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского.
  • Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

     Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями

 Многие простые приемы мнемотехники мы знаем ещё со школы.

Слайд 6

Известная нам мнемотехника:

Цвета радуги

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан  - для запоминания  цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

 

Падежи русского языка

«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» - для  запоминания падежей  (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

Геометрия

Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).

        Приемы мнемотехники для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько поговорок мнемотехники:

Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.

Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп

       Приемы мнемотехники для запоминания правил русского языка :

Мнемотехника для запоминания наречий без ь:

Уж замуж невтерпеж

 Мнемотехника для запоминания слов с «ы» после ц :

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц»

 Мнемотехника для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё :

У девчонки чужой парчовый башмачок? — нехорошо

Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку

Слайд 7

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение;
  • связную речь;
  • ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Слайд 8

Структура мнемотехники:

  • мнемоквадраты;
  • мнемодорожки;
  • мнемотаблицы;

Слайд 9 - 10

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 11

Где можно использовать мнемосхемы.

  • Обогащение словарного запаса;
  • Постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
  • При обучении составлению рассказа;
  • При составлении и отгадывании загадок;
  • При заучивании стихов;

Слайд 12

Когда можно заниматься мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,

но рациональнее вводить её в  занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Слайд 13

Для детей младшего и    среднего дошкольного  возраста   необходимо  

давать цветные мнемотаблицы, так как в  памяти у детей  быстрее  остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка-  серая, ёлочка- зелёная.

Слайд 14

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений

Слайд 15 - 16

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков  объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой,  добрый, трусливый и т. п.).

 

Слайд 17

Мнемотаблицы могут быть:

-предметными

- предметно-схематичные

- схематичные

Слайд 18 - 19

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы:

 волк-                  и т.д.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

      Пересказ сказки дети могут вести сами, прибегая к незначительной помощи педагога, или пересказывать вместе с педагогом (на более ранних этапах).

     Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, можно изобразить так: (лапки). Действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы – маленькими точками.

    При знакомстве с сезонными явлениями природы в мнемотаблицы вводим цветовые буквенные обозначения времен года: осень – буква О желтая, зима – буква З синяя, весна – буква В зеленая; дождь, снег, солнце, дерево (показ)

Слайд 20

Пересказ сказки.

Слайд 21

Составление рассказов – описаний.

Слайд 22 - 24

Заучивание стихотворений.

Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

 

     Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  

     Глядя на опорные картинки, дети не перевирают порядок слов в стихотворных строчках, не испытывают затруднений, вспоминая следующую строку.   

Слайд 25 - 29

Использование мнемотаблиц на логопедических занятиях:

  • Позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствующей его характеристики.
  • Мнемотаблицы служат наглядной опорой, позволяющей быстро и правильно запомнить артикуляцию звука.

 

Слайд 30 - 31

Артикуляционные упражнения.

     Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика.

Слайд 32 - 45

Автоматизация звуков в:

  • чистоговорках;
  • стихах;
  • скороговорках;
  • текстах;

   Этап автоматизации звуков  проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.  

Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:

- восстанавливать последовательность картинок по памяти;

- смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

- определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

- найти лишнюю картинку;

- найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

- ”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

- игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Слайд 46 - 50

Работа по обучению грамоте включает в себя формирование понятий:

  • звук
  • слог;
  • слово;
  • предложение;

    При формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, слогового анализа, схемы и модели помогают детям определить количество, последовательность и место звуков, количество слогов в слове.

Слайд 51 - 53

При выполнении физминуток использую мнемотехнику.

Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:

- восстанавливать последовательность картинок по памяти;

- смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

- определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

- найти лишнюю картинку;

- найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

- ”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

- игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Слайд 54

Результаты

Таким образом, я считаю, что использование приемов мнемотехники и наглядного моделирования в сочетании с другими технологиями логопедической помощи детям с речевыми недостатками являются одними из эффективных средств развития речи, которые облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения информации. На занятиях с применением приемов наглядного моделирования и мнемотехники, дети более активно включаются в работу, что позволяет добиться устойчивого внимания детей и поддержки их интереса к материалу на протяжении всего занятия.

Слайд 55 - 56

Литература. Интернет-сайты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Использование в работе с детьми на логопедических занятиях мнемотаблиц позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответс...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники...

Cеминар на тему « Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

доклад на тему "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста. Презентация.

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».К. Д. У...