Занятие по развитию речи в старшей группе «Маша идет в школу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Григорьева Ольга Владимировна

Занятие по развитию речи в старшей группе «Маша идет в школу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_masha_idet_v_shkolu.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе

«Маша идет в школу»

                                                                       Воспитатель: Григорьева О.В.

Программное содержание:  Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей.

Развивать речь, коммуникативность, память. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; умение составлять предложения и схемы к ним.

Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу, самоконтроль и саморегуляцию; рефлексию. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Оборудование: сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”,  Маша, аудиозапись, схемы предложения, портфель со школьными принадлежностями.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Звучит аудиозапись из мульфильма “Маши и медведь”. Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Какие мульфильмы про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так “Маша идёт в школу”.

А вот и наша героиня. Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)

2. Основная часть.

1) И вот однажды Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала в портфель все школьные принадлежности и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля… Ой, у меня рассыпались все картинки, я же теперь всё перепутаю и не смогу рассказать, что случилось с Машей дальше…Ребята, поможете мне расставить картинки по порядку?  

Дети рассматривают картинки (на столах по одной), затем выходят и рассказывают сначала отдельно по каждой картинке, потом упорядочивают их и составляют рассказ.

2) Вот Маша и добралась до школы. А в школе надо быть внимательной. Давайте вместе с Машей отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько мы тоже внимательны.

В чаще голову задрав.

 Воет с голоду ... жираф. (Волк)

Кто в малине знает толк,

 Косолапый бурый ... волк. (Медведь)

Дочерей и сыновей

 Учит хрюкать …муравей. (Свинья)

Кто любит по ветвям носится?

 Конечно, рыжая ... лисица. (Белка)

Быстрее всех от страха несется ... черепаха..(Заяц)

В теплой лужице своей

 Громко квакал ... Бармалей. (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова

 Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)

3) Молодцы! А что же Маша? Зашла она в класс и увидела на доске какие-то “кирпичики”.

Мы тоже сядем за столы как в школе и вспомним правила.

1. Каждый день всегда, везде,

    На занятиях в игре,

    Громко, четко, говорим,

    Никуда мы не спешим.

 2. Если хочешь ответить, не шуми,

     Только руку подними.

«Кирпичики»? Что же это такое? Подскажите Маше. Правильно, это схема предложения. Наша речь состоит из предложений. С помощью предложений мы общаемся, выражаем свои мысли, чувства.

Из чего состоят предложения? Сколько слов в этом предложении? Какое это может быть предложение? Придумайте. Если мы добавим ещё одно слово в предложение, сколько тогда будет в предложении слов? Попробуйте придумать такое предложение.

4) Теперь Маша узнала, что это схемы предложения. Ребята, а какие школьные принадлежности Маша должна была положить в портфель, когда собиралась в школу? Давайте будем называть слова и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…

5) Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Упало у неё настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела.

Физкультминутка “Если есть хороший друг…”

Настроение упало,

Дело валится из рук…

Но ещё не всё пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоём,

С облегчением вздохнём –

Настроение поднимем

И от пыли отряхнём!          

Стоят лицом друг к другу, руки вверх.

 “Бросают” вниз руки…

 Грозят указательным пальчиком.

 Хлопают в ладоши.

 Берутся за руки.

 Вздыхают.

 Поднимают сцепленные руки вверх.

 “Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.

-Маша не грусти. Ребята тебя многому научат.

6) Из чего состоят слова? Расскажите Маше. Из звуков.

На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э

Какие бывают согласные звуки? Твёрдые и мягкие.

Каким цветом обозначаются гласные звуки? Согласные твёрдые? Согласные мягкие?

Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”. Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”.

(На ковре в центре группы)

7) Маша любит разные игры. И предлагает поиграть в игру “Наоборот”  (мячом).

Радостный – грустный, печальный

 Светлеть – темнеть

 Сухой – мокрый

 Тишина – шум

 Часто – редко

 Ясный – пасмурный

 Мёрзнуть – согреваться

 Радостный – грустный, печальный

 Светлеть – темнеть

 Сухой – мокрый

 Тишина – шум

 Часто – редко

 Ясный – пасмурный

  Мёрзнуть – согреваться

 Большой - маленький

 Громко- тихо

 Высокий – низкий

 Открыть -закрыть

 Легко - тяжело

 Сильный - слабый

 Тепло -холодно

 Чистый - грязный

 Внутри – снаружи

 Широкий – узкий

 Длинный – короткий

 Высокий – низкий

А сейчас Маша задаст вам вопросы.

8) 1.  Подбери близкое по смыслу слово к слову "смелый".

(отважный, храбрый, решительный).

2.  Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него?

(боязливый, нерешительный, пугливый).

3.  Лиса хитрая. Еще какая?

(коварная, умная, ловкая).

4.  Как называется маленький лес?

(лесок, лесочек).

5.  Чем отличаются звуки и буквы?  (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

6.  Как можно делить слова? (на слоги). Сол-ныш-ко.

 7. Из слов, что составляем? (предложения).

8. Подберите родственные слова к слову “медведь”.

А сейчас я задам вам вопросы.

9) признаки предметов:

 - Матрешка из дерева…

 -Сумка из кожи…

 - Если ручка сделана из пластмассы, то…

 -мальчик с широкими плечами-…

 -Дом из кирпича…

 -Блюдце из фарфора…

10) «Назови одним словом»

 -Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.

 -диван, стул, стол, кровать, шкаф.

 - помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.

 -Марс, венера, земля, плутон, сатурн.

 - а, б, в, п.

 - повар, шофер, плотник, продавец, врач.

 -1, 2, 4, 5, 7, 8, 0

 -фикус, кислица, герань, фиалка.

11) Игра “Четвёртый лишний”

Помидор, картофель, морковь, яблоко.

Ложка, вилка, нож, стул.

Осина, берёза, клён, одуванчик.

Андрей, Степан, Антон, Светлана.

 Бинт, банан, бочка, белка.

 Заяц, комар, медведь, волк.

 Серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.

 Самолет, машина, корабль, стол.

12) Напоминаю детям. Звук З - песенка комара,С - так выходит воздух из воздушного шарика. Показываю 2 рисунка: комар и шарик. Прошу назвать слова где есть песенка комара со зв З, потом слова со зв С

Маша поняла, что ей предстоит в школе узнать очень многое и многому научиться. Давайте поблагодарим друг друга за сотрудничество и интересную работу.  И нарисуем Маше самые простые и легкие дорожки из леса в школу .

Выполнение индивидуального задания детьми в рабочих тетрадях: рисование дорожек:

 \ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

 /\/\/\/\/\ /\/\/\/\/\ /\/\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу»

Цель: Показать родителям чему научились дети на занятиях....

Итоговое открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»

Итоговое открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе«Маша идет в школу» Цель. Развитие речи детей.Задачи. Закреплять составлять предложения, рассказ по картинке; ориенти...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу"

Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей.2. Развивать речь, коммуникативность, памя...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»....

Итоговое открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»

Итоговое открытое занятие по развитию речив подготовительной группе «Маша идет в школу»...

Конспект итогового открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»

Развитие речи детей. Закреплять умения составлять предложения, рассказ, умение высказывать свою мысль; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка. Развивать речь, внимание, памят...