«Использование информационно-коммуникативных технологий при ознакомлении дошкольников с народно-прикладным искусством»
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Идиятуллина Оксана Юрьевна

Работа в детском саду имеет свою специфику: - она должна быть эмоциональной, яркой; - с использованием игровых методов и приемов, позволяющих детям в интересной, а главное, в доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  
  образовательное  учреждение  
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида  №73

Выступление на тему:

«Использование информационно-коммуникативных технологий при ознакомлении дошкольников с народно-прикладным искусством»

на региональном семинаре-практикуме

для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, на базе МБДОУ № 73.

«Современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                                                           Составила воспитатель:

                                                                                  Идиятуллина О.Ю

г. Нижнекамск

2016 г.

Использование ИКТ при ознакомлении дошкольников с народно-прикладным искусством

Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС) «физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка», необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Применение ИКТ в учебно-воспитательной деятельности в детском саду — это новейшая и актуальная проблема в российской педагогике. В настоящее время жизнь формулирует другие требования к организации учебных занятий в дошкольном общеобразовательном учреждении. Внедрение в атмосферу дошкольного учреждения компьютера не было целью, которая ориентирована лишь на формирование опыта работы с новейшим техническим устройством. Целью дошкольного воспитания было гармоничное и полноценное личностное, психологическое, а также познавательное развитие ребенка дошкольного возраста, образование и последующее развитие направленной работы, главных новообразований возраста.  Работа в детском саду имеет свою специфику:  она должна быть эмоциональной, яркой;  с использованием игровых методов и приемов, позволяющих детям в интересной, а главное, в доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом ИКТ являются мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, потрогать и оценить, как оно работает. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Компьютер, мультимедийные средства могут стать мощным средством обучения, коррекции; средством коммуникации, необходимым для налаживания совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Под средствами ИКТ подразумевается использование:  компьютера;  интернета;  телевизора;  видео, DVD, CD;  мультимедиа, аудиовизуального оборудования. Это все дает широкие возможности для коммуникации. Занятия с использованием ИТК могут быть:  фронтальными;  индивидуальными;  групповыми.  ИКТ используют в настоящее время в качестве современного средства  развития связной речи ребенка дошкольного возраста. Развитие связной речи является главной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи. Речь является важнейшим критерием уровня культуры человека, его интеллекта, мышления. Она возникает в раннем детстве в виде отдельных слов, которые не имеют ещё определенного грамматического значения, речь постепенно усложняется и обогащается. Дошкольник осваивает фонетический строй и лексику, усваивает способы изменения слов и их сочетаний, композицию высказываний и их логику, овладевает монологом, диалогом, разнообразными стилями и жанрами, оттачивает выразительность и чёткость своей речи. Ребёнок овладевает этим богатством активно, т. е. в процессе своей речевой практики. Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребёнка она служит средством благоприятного обучения  Родители сегодня неохотно и очень мало читают книг своему ребенку, не подталкивают его к диалогу, в связи с этим речь ребенка дошкольного возраста не выразительна. Ребенок довольно часто в своей речи допускает аграмматизмы, отвечает односложными фразами. Неразвитость речи, бедность словарного запаса у дошкольников способствует отсутствию интереса на занятиях по развитию речи, т. к. при этом учебная мотивация отсутствует. В данном случае помощь оказывает применение компьютерных технологий, которые мотивируют детей. Компьютера здесь обладает неисчерпаемыми возможностями:  он погружает ребенка в особую ситуацию игры;  образовательная деятельность при этом становится по-настоящему современной, более привлекательной, интересной, содержательной  В дошкольном возрасте формирование речи ребенка — это главная задача педагога ,так как хорошее владение родным языком связано с познанием окружающего мира, с развитием сознания ребенка, с развитием разносторонней личности. Успешное формирование грамматического строя речи у дошкольников — это важнейшее условие для полноценного общего психического и речевого развития. Применение компьютера мотивирует воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. В развитие связной речи особую роль имеют средства изобразительной наглядности. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей:  зрительная;  слуховая;  моторная. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материала — самая веская причина, побуждающая к использованию компьютерных технологий. Они представляют для педагога интерес и являются дополнительным средством развития речи ребенка. Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы:  при объяснении (введении нового материала);  при закреплении;  при повторении;  при обобщении материала. Принципиальное новшество использования компьютера — интерактивность, позволяющая развивать активные формы обучения. Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию. Мультимедиа — отражение объектов действительности во всех возможных формах.

Мультимедийная презентация — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка  Использование компьютерных презентаций на занятиях со старшими дошкольниками имеет множество преимуществ: 1) увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала; 2) способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем; 3) использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста; 4) способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость; 5) формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память; 6) способствует развитию эффекта биологически-обратной связи (мгновенная оценка деятельности, контроль за результатом); 7) формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха   Медиазанятия позволяют сформировать у дошкольников грамматический строй речи в достаточно небольшие сроки. Благодаря организации с ИКТ у детей происходит:  стимулирование речевой активности;  увеличение речевой деятельности;  появление с первых минут интереса к занятию и последующее его удержание до конца занятия. Речь в процессе ИКТ — это средство мыслительных операций, и при этом она формирует самостоятельную творческую деятельность ребенка. Эффективность применения подтверждают данные положительные факторы:  выраженное формирование у дошкольников устойчивой мотивации и произвольных познавательных интересов;  у детей увеличивается мотивация к учебе на занятии благодаря интересным мультимедийным эффектам: звуку, движениям, мультипликациям;  в памяти на длительный срок остаются полученные знания, их становится легче применить на практике после краткого повторения;  происходит более тесное взаимодействие с родителями, многие из них пользуются диском с презентациями для занятий с детьми дома. Это способствует закреплению знаний, которые были получены детьми на занятиях. Следовательно, благодаря информационно-коммуникативным средствам обучения происходит увеличение эффективности работы воспитателя по формированию грамматических навыков, способствуя эмоционально-мотивационному звену речевой деятельности детей дошкольного возраста. При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность. Следовательно, использование ИКТ в системе речевого развития даёт положительный результат, способствуя интересному и простому обучению детей.

Список используемой литературы:

1)Васильева В. С. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практи(ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — С. 79–82. 2)Ковригина Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 3 — С. 57–59.

3) Павлова Н. А. Информационно-коммуникационные технологии в работе с дошкольниками // Педагогический поиск: творчество, мастерство, качество: материалы Всерос. научно-практ. конф. — Томск: ТОИПКРО, 2015. — т. 2. — С. 80–84.

4) Силкина С. Д. Использование ИТК в развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.maam.ru/ Яковлева Е. В. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий при ознакомлении дошкольников с историей, культурой и бытом Кубани».

Эта консультация для педагогов.В ней расскрываются современные информационные технологии, их применение в детских садах....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ

АннотацияВ статье представлен поэтапный опыт работы ДОУ по обеспечению высокого качества воспитательного процесса в направлении ознакомления детей с природой на основе использования информационн...

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

Презентация "Использование информационно-коммуникативных технологий при ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством"

Информационно-коммуникативные  технологии способствуют повышению качества образовательного процесса, служат развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ф...

«Игровые приемы при ознакомлении дошкольников с народно-прикладным искусством»

Неделя педмастерства (панорама педагогического опыта)...