Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этической беседы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Яворская Марина Александровна

методические рекомендации по использованию этической беседы в воспитании кулльтуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_yavorskaya_m.a.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №30»

                                    Яворская М.А. учитель - логопед

Воспитание культуры речевого общения детей старшего       дошкольного возраста посредством этической беседы

Методические рекомендации

2016 г.

Яворская М.А.

Воспитание культуры речевого общения детей старшего       дошкольного возраста посредством этической беседы. Методические рекомендации.- Троицк, МБДОУ «Детский сад №30»

Методические рекомендации адресованы  обучающимся педколледжа, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………4

2. Содержание этических бесед в старшей группе детского   сада……….5

3. «Уроки вежливости»………………………………………………………8

4. «Ожившие картинки»…………………………………………………….14

5. Этические беседы на основе литературных произведений……………16

6. Использование пословиц и поговорок в ходе этических бесед……….20

7. Список литературы……………………………………………………….24

Пояснительная записка

Данные методические рекомендации адресованы  педагогам  дошкольных образовательных учреждений.

Язык является основанием культуры в широком понимании. Усваивая общественный опыт предшествующих поколений, ребёнок овладевает языком, как частью национальной культуры.

         Важной задачей в жизни ребёнка является овладение им культурой речевого общения, без которой невозможно полноценное взаимодействие с окружающими людьми, познание и эстетическое восприятие действительности.

Владение богатством русского литературного языка, умелое использование его выразительных средств в разных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателем его общей культуры.

  Воспитание культуры речи предполагает овладение не только языковыми нормами (фонетическими, лексическими, синтаксическими, грамматическими), но и  совершенствование процесса реализации выразительных и нравственных средств языка в живом речевом общении. Культура речи включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи и речевое мастерство (точность, логичность, выразительность, разнообразие).

   Воспитание основ культуры речевого общения оценивается, как одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка. При этом ряд исследователей, в том числе и А.С. Киселёва, Т.А, Ладыженская, О.Н. Сороцкая и другие отмечают невысокий уровень культуры речевого общения первоклассников не только «неорганизованных», но и бывших  воспитанников детских садов.

Исходя из этого, мы предлагаем серию этических бесед, в том числе проводимых в рамках «Уроков вежливости», как эффективное средство организации детской деятельности, направленное на формирование культуры речевого общения старших дошкольников.

Содержание этических бесед в старшей группе детского сада

Поведение и высказывания воспитанников старших групп убедительно свидетельствуют о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении и культурной речи.

Эффективным методом уточнения систематизации культурных и нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны быть органически включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод культурного и нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, речь и  поведение окружающих людей, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем словам, фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения, с учётом требований и речевого этикета тоже.

Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, культуры речи, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок и высказываний. Именно усвоение этих этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

Влияние культурного и нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок уже  в состоянии оценивать поведение  окружающих. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия: «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома», «Помощники», «Как мы играем», «Происшествие на прогулке», обсуждение поступков литературных героев: «Хорошие и некрасивые поступки Незнайки», и многие др. Названые темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности, представлений  по данной теме и т.п.

Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих, обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса, без чего нельзя обеспечить эффективность воспитания культуры речи, а также помогало  систематизировать и обобщить представления о культуре речевого общения, которые приобрели дети, находясь в предыдущих группах.

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, словах, поступках детей в различных ситуациях, что очень

важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

    Этическая  беседа,   как   метод   воспитания  культуры речевого общения отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в  основном подлинно жизненные ситуации,  поведение  окружающих  людей  и  прежде  всего самих  воспитанников.  Воспитатель  дает   характеристику   тем   фактам, словам   и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении  со  сверстниками и взрослыми.

 Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке  событий, помогают ребенку ориентироваться в той  или  иной  ситуации,  поступать  и высказываться в соответствии с правилами нравственного поведения.

 Следует помнить: главная цель индивидуальных бесед  заключается  в  том,  чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы культуры речевого поведения,  которыми  он  мог  бы руководствоваться в своих  поступках.   И  опираться  такие  беседы  должны, прежде  всего,  на  подлинные  события  и   явления,   которые   в   избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

 Готовясь  к  такой  беседе,  педагог  должен  проанализировать,  что  было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как  они  восприняли  увиденное, как переживают его.

 Если в такую беседу воспитатель считает  нужным  включить  отрывки  из того  или  иного  художественного  произведения,   он   обязательно   должен подчинить их содержания воспитателям функциям.

 Когда  содержание  беседы  доступно  и  интересно  ребёнку,   то   следуют заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искреннее оценки:  педагогу  как  бы приоткрывается   внутренний   мир   ребенка.   Это   позволяет   обоснованно определить,  как  старшие дети  восприняли  идею,  извлекли морали  из ситуации или произведения,  и   дает возможность дальнейшего тактичного корректирования  поведения  детей.  А  то обстоятельство, что впоследствии ребята всей группой совместно обсуждают факты  поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание,  эмоциональное  влияние  детей друг на друга, способствует  взаимному  обогащению  их  чувств,  этических представлений и речевых реакций.

Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует формированию не только культуры речи, но и духовного мира ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности.

«Уроки вежливости»

  Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает  оставаться  организация  жизни  и деятельности  ребенка,  соответствующая   опыту   содержательного   общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим, умения выражать это словом.

  Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует  о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от  восприятия  содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении в целом и культуре речевого общения.  Дети старшего дошкольного возраста имеют определенный  культурный  речевой  багаж, но часто  не  придерживаются  правил  этикета  или  делают одинаковые «ошибки» в результате незнания этих правил.

      Такое положение дел побудило нас подобрать и разработать  серию этических бесед  под  условным названием «Уроки вежливости», которые могли  бы  стать  начальным  этапом  в формировании речевого этикета. Ведь в «Основных направлениях  реформы  общеобразовательной  и  профессиональной школы» подчеркивается значение нравственного воспитания в становлении  нового человека, указывается на необходимость формировать высокую «воспитанность  и культуру поведения детей и подростков».

   Основные приемы «Уроков вежливости» - этические беседы, включающие обсуждение ситуаций и проигрывание положительных  поступков в специально подготовленной обстановке.

Итак, представляем наши уроки вежливости.

    Для уроков  рекомендуем сшить небольшого размера пальчиковую куклу -   Фею вежливости.

     Урок первый.

   Ситуация: Знакомство.

    Первый раз дети  любуются  сказочной  куклой.  С  помощью  Феи выясняют, кого называют вежливыми, вспоминают  такие  слова,  как  «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».  Фея играет с детьми, проверяет, как они в общении  друг с другом или с ней  используют эти слова. Затем Фея предлагает некоторым детям игрушки. И  если  ребенок  не  говорит «спасибо»,  выясняет,  хочет  ли  он  с  ней  дружить  и  играть,  и   учит благодарить за предложенную игрушку. Другим детям кукла может предложить  попросить  у  неё  понравившуюся  игрушку, упражняя и закрепляя выражение «Дайте мне, пожалуйста».

      Урок второй

   Ситуация: У некоторых детей не воспитана привычка смотреть на собеседника во время  разговора.  

  Это особенно заметно, когда ребенок обращается к воспитателю с  просьбой  об игрушке или с жалобой на товарища.  Причем  первую  часть  фразы  дети,  как правило, произносят, глядя в глаза воспитателю,  а  затем  отворачиваются  и показывают на нужную игрушку или на обидчика. Можно снова использовать на этом «уроке» Фею вежливости.

   Фея: Сегодня я видела, как мальчик спросил у воспитателя (желательно назвать педагога по имени – отчеству) машину. Хотите,  покажу, как он это сделал?  На ширме появляются две  пальчиковые  куклы,  которые  разыгрывают  сценку обращения ребенка к взрослому. Кукла-мальчик говорит торопливо,  и  дети  не успевают понять конец фразы. Фея беседует с детьми и обсуждает этот эпизод.

 Фея. Не очень понравился мне этот мальчик. А вам?

  • Что же невежливого было в  его поведении, разговоре?  
  • Кто  из  вас  научит  мальчика   красиво,   правильно,   вежливо обращаться с просьбой?
  • Почему нужно смотреть на  того  человека,  с  которым разговариваешь?
  • Почему нельзя  поворачиваться  спиной  во  время  разговора?

   - Правильно, не слышно, не понятно, о чем говоришь.

     Фея предлагает двум детям разыграть аналогичную ситуацию (без кукол).

 В дальнейшем, если дети забывают это правило, можно вносить Фею вежливости, напоминать её слова, или самому педагогу так повторить вопрос  ребенка,  чтобы  он  понял свою ошибку и обратился вежливо.

Урок третий

   Ситуация: Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к  воспитателю,  не  называют имени того, к кому обращаются.

    Чтобы показать эту ошибку, Фея собирает детей  в кружок и, глядя сразу на троих ребят, говорит: «Дай мне твой платок».  Свои платочки протянули и Сережа, и Оля, и Саша.

 «Сережа,  - удивляется она, -  зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила?  И тебя,  Оля,  не  просила».  Таким  образом,  педагог  напомнит  детям  о  правилах вежливости, подчеркнув, что если обращаться без имени, то не только  непонятно, кому предназначены твои слова, но и невежливо.

   В таком случае дети хорошо усвоят: надо всегда обращаться ко всем знакомым по  имени.  Нужно постоянно контролировать поведение детей. В дальнейшем они  сами  напомнят товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.

    Урок четвертый

   Ситуация: Неумение детей уступить дорогу встречному.

  Фея предлагает ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей  изображает бабушку, другой – ее внука. В узкую дверь, сделанную из  кубиков,  навстречу друг другу идут бабушка с внуком и  двое  ребят.  Дети  торопятся,  стараясь скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на  мои вопросы  о  культуре  поведения  в  данной  ситуации.  Все   ребята   делают правильный  вывод:  пожилым  и  больным  людям,  маленьким  детям,  людям  с тяжелыми и большими сумками нужно уступать дорогу.

 Когда эту же ситуацию  обыгрывала  другая  группа  детей (заранее подготовленная педагогом),  они  пропустили  бабушку и внука, но сделали  это  молча,  а  сами  остановились  в  проходе, создавая неудобство для  проходящих. Снова возникает разговор  о  вежливости.  В итоге следующая группа играющих детей будет действовать правильно.

 Эту ситуацию можно проигрывать несколько раз в течение месяца, но вместо роли бабушки хорошо вводить  роль  младшего воспитателя или уборщицы  с  ведром,  или  женщины  с  тяжелыми сумками, или просто чьей-то мамы.

  Урок пятый

 Ситуация: «Неожиданные  случайности»  из-за  невнимания, неловкости. Например, один ребенок нечаянно  толкнет  другого,  наступит  на ногу  и,  как  правило,  происходит  ссора,  или  начинаются  жалобы.   Совет воспитателя   не   ссориться,   извиниться   перед   товарищем   часто    не воспринимается ребенком. А созданная игровая  ситуация  в сочетании с беседой помогает  задуматься над   происшедшим,   учит   сознательно   употреблять   слова    «извините», «пожалуйста».

   Советуем использовать разнообразные ситуации, например,  идя  к  столу,  нечаянно задевать кого-либо из детей, или предлагать ребенку принести сачок, а  когда он направится в  вашу  сторону,  просить  его  повернуть  обратно.  Ребенок задевает сачком кого-либо из детей, сам того  не  желая.  Здесь будет уместным рассказать,  что извиниться в таком случае – не значит просить прощения за  плохой  поступок, а наоборот, показать себя вежливым и объяснить, что так произошло  случайно, неожиданно, не со зла.

Урок шестой

   Ситуация: Ссора из-за неумения, нежелания уступить друг другу игрушку.

Начинается возня,  борьба,  побеждает  тот,  кто  сильнее,  а обиженный ребенок либо жалуется воспитателя,  либо  начинает  плакать,  либо отходит в сторону, затаив обиду.

 Пусть Фея повторит подобную ситуацию с помощью кукол.

 «Это мой мяч, я его первая увидела», - говорила одна кукла.

 «Нет, мой, я его первая взяла», - кричала другая. И  они  начали  вырывать мяч друг у друга.

 Тогда Фея может пристыдить кукол:  «Как не хорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают, грубых слов не говорят. Вы не знаете, как нужно  поступить, что сказать?  Так  поучитесь,  посмотрите,  послушайте, как  вежливо разговаривают и поступают наши дети,  когда  одновременно  берутся  за  одну  игрушку.  Кто, ребята, научит вежливости наших кукол?»

 Аня и Света, одновременно взявшись за мяч, стали уступать его друг другу. Слава и Лёня нашли другой способ  примирения.  «Давай  играть  вместе»,  - сказал Слава, и мальчики начали бросать мяч друг другу.

 Затем можно предложить двум  детям  продолжить  разыгранную   ситуацию  с куклами, предварительно «спросив» у кукол, поняли ли они, как нужно поступать и что при этом  говорить.

 Через несколько дней эту же ситуацию дети повторяли с другими игрушками  – машинами, барабаном и т.п.

   Приведем ещё ряд ситуаций, доступных пониманию старших дошкольников, которые  можно использовать в  практике:

    1. Ребята играли в прятки. Ольга водила: закрыла глаза  руками,  будто не видит, а сама сквозь пальцы смотрит – кто  куда  прячется?  «Раз, два, три, четыре,  пять – я иду искать?» - громко произнесла девочка, отняла от лица руки, огляделась. Сделала  вид,  что  ищет.  А  потом стала называть: «Юра за деревом! Тома за беседкой! Галя  за  кустом! Выходите, я вас всех нашла! Теперь я  больше  не  вожу!»  Но  ребята догадались, какой водящей была Ольга: ведь их не было  видно,  как же она могла их найти, если с места не отошла ни на  шаг!  И  решили они исключить Ольгу из игры, но перед этим не поскупились на недобрые слова, назвав её врушкой, хитрюгой и нечестной обманщицей.

    Вопросы к детям:

  • За что ребята исключили  Ольгу  из  игры?
  •  В  чем  дети уличили ее?
  • Какое чувство должна испытывать Ольга?
  • Правы ли дети, когда сказали ей обидные слова?  
  • Как бы поступили вы на их месте? Что сказали?

    2. Уронила воспитательница  во время занятия носовой  платок.  А  Виталик,  увидев  это, закричал: «Ирина Петровна, Ирина Петровна, вы уронили платок!».

 Вопросы к детям:

  • Какую ошибку допустил мальчик?
  • Можно ли считать Виталика вежливым?
  • Почему вы так считаете?
  • Как следует поступить? Что сказать?

 3. В вестибюле разговаривают воспитатель и мама Люды.  Подбежал  к  ним Коля, встал между женщинами и говорит: «Лидия Петровна, вас зовут там…»

Вопросы к детям:

  • Какую ошибку допустил мальчик?
  • Можно ли считать Колю вежливым?
  • Почему вы так считаете?
  • Как бы вы поступили в этом случае?
  • Как правильно вступить в чужой разговор? И.т.п.

«Ожившие картинки»

          Чтобы образ Феи Вежливости не стал стереотипным, последующие уроки вежливости  можно провести под условным  названием   «Ожившие картинки». 

     Для этого  используются парные  карточки  из  настольно-печатной игры «Так и не так», а лучше самодельные карточки.  Игру  проводят  по  подгруппам  в  2-4  человека, а позже   со   всей   группой одновременно.

 Вот примерное содержание пары картинок. На одной из них нарисован мальчик, идущий по улице и бросающий на землю фантики от конфет, при этом громко разговаривает, машет руками и смеётся. На второй – этот  же мальчик молча  бросает фантик в урну.

 В ходе беседы предлагается «оживить» картинки двум мальчикам. Внимательно рассмотрев их, они должны точно повторить изображенные действия.  Сначала  «оживляют» картинку, где мальчик разбрасывает фантики. Дети-зрители  сразу  определят, что так поступать нельзя. Затем «оживили» вторую картинку (в  качестве  урны использовали  детское  ведерко).  В  заключение  дети  еще  раз  рассмотрели картинки и проанализировали их.

 Игра имеет несколько вариантов.

 Первый вариант.  Каждая  пара  играющих  детей  получает  две  картинки  и договаривается, кто какую из них будет обыгрывать.

 Дети-зрители тоже рассматривают парные картинки, чтобы  иметь  возможность сравнить  изображенное   с   драматизацией   и   охарактеризовать   действия исполнителей.

 На первых  уроках  дети могут односложно  характеризовать  «ожившие»  картинки: «плохо  -  хорошо»,  «правильно  -  неправильно».  Но  постепенно  они   научатся объяснять, чем тот или иной поступок им  неприятен,  пользоваться  словами «вежливый», «внимательный», «заботливый» и др.

 Второй вариант. Можно показать детям только ту картинку, где  был  изображен отрицательный  поступок,  предложить  желающим  «оживить»   противоположный, положительный поступок, и только после этого предъявлять вторую картинку.

Ниже приводится примерные темы парных картинок, по содержанию которых  можно беседовать   на уроках вежливости.

1. Как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях.

2. Как войти в комнату (что при этом сказать).

3. Уступи место в автобусе.

4. Предложи маме или бабушке донести покупки.

5. Правильно купи билет в кассе.

6. Спроси у незнакомого человека, сколько времени.

7. Что ты сделаешь и скажешь, если кто-то рядом с тобой, что-то уронил?

8. Как попросить пропустить тебя в дверях?

9. Как указать на понравившуюся игрушку в магазине (рукой, а не пальцем) и попросить подать её.

Как правило, дети любят демонстрировать действия,  достойные  подражания. Ведь ребёнку  очень  приятно,  если  его  называют  вежливым,  внимательным, заботливым.

Этические беседы на основе литературных произведений

   В проведение этических бесед и уроков вежливости полезно включать литературный материал: можно обсудить поступки литературных героев, использовать игры, а Фея вежливости будет гостьей:

    Послушайте стихотворение  про Машу:

Маша знала слов немало,                   Это слово ходит следом

но одно из них пропало.                      За подарком, за обедом,

И оно-то, как на грех,                          Это слово говорят,

говорится чаще всех                            Если вас благодарят.

Беседа: 1.Какое слово забыла Маша?

               2.Какие ты знаешь вежливые слова?  

               3. Когда их говорят?                        

Установка: Поучимся говорить добрые, вежливые слова.

Игра: «Кто вежливый?» Играющие попеременно называют вежливые слова. Выигрывает тот, кто последний скажет слово.

Вариант игры: дети идут навстречу друг другу и поочерёдно называют вежливые слова  / на каждый шаг – слово/, встречаясь, пожимают друг другу руки.

     «Добрые слова»

Добрые слова не  лень повторять мне трижды в день.

 Только выйду за ворота всем идущим на работу.

Повару, ткачу, врачу,  «С ДОБРЫМ УТРОМ!» - я кричу.

«ДОБРЫЙ ДЕНЬ» - кричу я вслед всем идущим на обед.

«ДОБРЫЙ ВЕЧЕР» - так встречаю всех домой спешащих к чаю.

Беседа: 1.Как по-разному в течение дня можно  поздороваться друг с другом?

             2.Какие ещё слова-приветствия вы знаете?

Установка: выучим это стихотворение, и будем пользоваться такими словами в общении с окружающами.

  Послушайте рассказы о детях, подумайте об их поведении.

1. Ситуация первая.

 Встретил Витю я, соседа, встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!

Но представьте – зря от Вити ждал я слова … /извините/

А слово-то какое – очень дорогое!

Беседа: 1.Правильно ли поступил Витя?

              2. Как бы вы поступили в этой ситуации? Что сказали?

2.Ситуация вторая.

 - Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил:

  Отняв у младших мячик,  он их благодарил,

  «Спасибо» - говорил.

   Нет! Ежели вы вежливы,  то Вы благодарите,

   Но мячика у мальчика без спросу не  берите! /С. Маршак/                                

Беседа: 1. Можно ли назвать этого мальчика воспитанным, вежливым?

              2. Почему?

              3. Как нужно поступить, что сказать, если  тоже очень хочется поиграть   в мячик?   Проигрывание похожих ситуаций.      

 3.  Ситуация третья.

 Установка: Послушайте стихотворение, запомните вежливые обращения.

Друзья, вот вам на всякий случай  стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше мы здесь его не назовём.

«СПАСИБО», «ЗДРАВСТВУЙТЕ», «ПРОСТИТЕ» произносить он не привык.

Простого слова «ИЗВИНИТЕ» не одолел его язык…

Ему бывает часто лень  сказать при встрече «ДОБРЫЙ ДЕНЬ!»

Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово», он вместо «ЗДРАВСТВУЙТЕ» бубнит.

И даже вместо «ДО СВИДАНЬЯ» не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье: «Ну, я пошёл… Пока… Всего…»

Беседа: 1. Какие невежливые слова  говорил этот ребёнок?

              2. Были ли такие ситуации в вашей жизни?

        3. Как нужно здороваться и прощаться дома, в детском саду, в магазине, в  библиотеке?

4.  Ситуация четвёртая.

     - Несмотря на вежливость, в разговоре персонажей говорится о некрасивых поступках, о каких именно?

Серый волк в глухом лесу                        

Встретил рыжую лису:                            

 - Лисавета, здравствуй!                          

 - Как дела, зубастый?                            

 - Ничего идут дела,                              

Голова ещё цела.                                  

 - Где ты был?                                        

 - На рынке!                                              

 - Что купил?                                              

 - Свининки!                                              

 - Сколько взяли? - Шерсти клок,

 Ободрали правый         бок,

Хвост отгрызли в драке…

- Кто отгрыз? – Собаки!    

    Подскажите волку, как правильно вести себя при покупке товара.

                   5.Ситуация пятая.

   Новое платье.

  Вышла Катя                                  Курочки сбежались,

  в новом платье,                           Платьем восхищались:

 А на платье брошены                 - Ах, какой хороший

 Белые горошины                          беленький горошек.

                               - Можно нам немножко

                                Поклевать горошка?

1.Какие вежливые слова сказали курочки девочке?

2.Какими ещё словами можно высказать просьбу?

3.Как вы думаете, разрешила Катя курочкам поклевать горошка?

4. Что она при этом сказала?

                  6.Ситуация шестая.

                      Пропажа.

Потеряли котятки по дороге перчатки

И в слезах прибежали домой:

 - Мама, мама, прости, мы не можем найти,

Мы не можем найти перчатки…

 - Потеряли перчатки? Вы плохие котятки,

Я вам нынче не дам пирога!

Мяу – мяу, не дам, мяу – мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!!!

Побежали котятки, отыскали перчатки

И опять прибежали домой:

 - Мама, мама, не злись, потому что нашлись,

Потому что нашлись перчатки!

 - Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки,

Я за это вам дам пирога

Мур-мур-мур, пирога, мур-мур-мур, пирога,

                   Я за это вам дам пирога! (Английская народная песенка в переводе С.Маршака)

 Беседа:

1.Что случилось с котятами?

2. Как они об этом сказали маме?

3.Что ответила мама?

4.Каким голосом она говорила?

5.Чем закончилась история?

6. Как ещё можно  попросить прощения?

Использование пословиц и поговорок в ходе этических бесед

    В этических беседах не лишним будет использование пословиц и поговорок. В повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы часто прибегаем к помощи народной мудрости – пословицам и поговоркам. В пословицах  -  кратких и очень простых по содержанию изречениях -  содержится глубокий смысл, более значительный, чем прямо в них высказанная мысль.

      Человек неглубокого ума  вряд ли сможет оценить по достоинству пользу метких народных слов и выражений, а  тем более правильно пользоваться ими.

     Задача педагогов – привить детям интерес и любовь  к меткому, умному слову, помочь постичь всю прелесть образной речи, вековой мудрости, доставшейся им в наследство от великого русского народа.

     Пословицы и поговорки давно снискали себе заслуженную славу, они отражают мнение народа, заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость и живость разговорных интонаций.

  Приведём в пример некоторые из них, которые уместно будет применить в ходе наших «уроков вежливости».  

    Пословицы, отражающие отношение к себе:

  • На хотенье есть и терпение.
  • Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.
  • Любишь шутки над Фомой, люби  и над собой.

   Пословицы, определяющие отношение к людям:

  • Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
  • Добрый человек в добре проживёт целый век.
  • Люблю того, кто не обидит никого.
  • Наш Андрей никому не злодей.
  • Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
  • Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
  • Тому тяжело, кто помнит зло.

     Пословицы, показывающие значение слова:

  • Слово – серебро, молчание – золото.
  • Каков разум, таковы и речи.
  • Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • На всякого Егорку своя  поговорка.
  • Не дал слово – крепись, а дал слово – держись.
  • Не любо – не слушай, а врать не мешай!

    Хорошо проводить занятия, посвящённые правилам речевого этикета с включением  пословиц.

   Приведём в пример работу над пересказом рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» с включением этической беседы после первоначального знакомства с произведением.

    Программное содержание: учить детей последовательно передавать литературный текст, используя при этом авторские слова и выражения.  Воспитывать чуткость к образному строю языка, понимать смысл пословицы «плохо тому, кто добра не скажет никому», связывать значение пословицы с определённой жизненной ситуацией. Развивать произвольное внимание, память.

   Словарная работа:  активизировать слова – вежливый, невоспитанный.

   Индивидуальная работа: учить … и … понимать смысл образных выражений, учить … и … при ответе на вопросы воспитателя приводить слова автора.

   Ход и руководство:

  - Дети, скажите, какого человека можно назвать вежливым и воспитанным? /ответы детей/. Уточняю: того, кто хорошо себя ведёт, умеет правильно общаться.    

   - Я знаю пословицу: «плохо тому, кто добра не скажет никому»,  как вы понимаете смысл этой пословицы? /ответы детей/. Подвожу итог.

   - Значит, с вежливым и воспитанным человеком приятно общаться и хорошо дружить.

   - Послушайте, я вам прочитаю рассказ В.А. Осевой «Волшебное слово».  

  Беседа:

  • Вам понравился этот рассказ?
  • Что нового, интересного  вы узнали?
  • О ком этот рассказ?
  • Что произошло с Павликом?
  • Как повели себя его родные?
  •  Что чувствовал Павлик?
  • Как об этом говорит автор В.А. Осеева?
  • Каким можно считать Павлика?
  • Как повёл себя взрослый человек?
  • Какие слова можно сказать про него, какой он?
  • Почему его совет помог Павлику?
  • Можно ли, как автор, назвать его волшебником?
  • Почему?

     Физминутка – игра: «Кто вежливый?» Играющие ловят мяч, брошенный педагогом, и попеременно называют вежливые слова. Выигрывает тот, кто последний скажет слово.

      Во второй части занятия проводится пересказ, а затем подведение итогов, оценка, словесное поощрение.

    Знакомство со стихотворением И. Сурикова «Детство» с последующим обсуждением.

Вот моя деревня, вот мой дом родной.

Вот качусь я в санках по горе крутой,

Вот свернули санки, и я на бок – хлоп!

Кубарем качусь я под гору в сугроб.

А друзья-мальчишки, стоя надо мной,

Весело хохочут над моей бедой.

Всё лицо и руки залепил мне снег,

Мне в сугробе горе, а ребятам -  смех.

Беседа:

  • Что случилось с героем стихотворения И. Сурикова?
  • Какие чувства испытывал мальчик, когда упал?
  • Как поступили его друзья – мальчишки?
  • Какие чувства испытывал мальчик, когда дети смеялись над ним?
  • Как надо поступать в таких случаях?
  • Какие слова помогли бы ему справится с обидой?
  • Какая пословица подходит к этому случаю?

     Составьте рассказ на тему: «Как я помог бы другу, упавшему  на горке» с использованием опорных слов: катались,  упал, подбежал, помог, пожалел, сказал.

        Таким образом, в старшем дошкольном возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащённым  жизненным опытом понятиям о хорошем поведении и культурной речи.  Приёмы формирования культуры речи разнообразны. Одним из эффективных приёмов является этическая беседа. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок и высказываний. Именно усвоение этих этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве. Этические беседы, проводимые в ходе «уроков  вежливости» научат  детей  анализировать  свои  поступки  и  поступки товарищей, переносить правила поведения из словесных обсуждений и  игровых  ситуаций  в  жизнь, а постоянно  повторяющиеся  вежливые  поступки превратятся в полезные привычки.

Список использованной литературы

  1. Ерофеева Т.Н. Усвоение дошкольниками правил общения с товарищами: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - №5. – М.: Дошкольное воспитание, 1980. – 75с.
  2. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.,  2001. – 100с.
  3. Крулехт М.В. Качество дошкольного образования как актуальная педагогическая проблема / М.В. Крулехт // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 5. - С. 26-28.
  4. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М, - 1975.
  5. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет.   М.: Академия 2004. – 200с.
  6. Петерина С.В. Воспитание культуры речевого общения и поведения у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1986. – 220с.
  7. Портянкина А.Е. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения. Учебное пособие. – 1-е изд. М., Просвещение, 1989
  8.    Ф.А.Сохин. Развитие речи детей дошкольного возраста. М. 1984 год.
  9.    Е.И.Тихеева. Развитие речи детей. М. 1964 год.
  10. Островская Л.Ф. Культура общения – результат воспитания. Учебное пособие. Дошкольное воспитание – 5-е издание. М.: Просвещение, 1977. – 120с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Консультация "Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста"...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций

•Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста....

"Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций"

Проблема речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной. В настоящее время прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой упадок об...

"Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками"

В данной методической разработке предлагаются методы и приемы работы  с детьми для реализации задач по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и све...

Статья «Воспитание культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Статья «Воспитание культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»...