ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА
консультация по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Мусаева Людмила Николаевна

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_slovarnogo_zapasa.docx69.02 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА

http://img.uduba.com/cs618630.vk.me/v618630431/10212/vCemM1xbzNA_783x0.jpg?uduba_pid=1024540

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

Помните одно: нельзя сравнивать ребёнка с, друзьями, братьями и сёстрами, вашими собственными успехами в его возрасте. Ваш ребёнок – уникальная и неповторимая личность, и вместе вы преодолеваете все трудности.

Обязательно хвалите ребёнка за то, что ему хорошо удаётся. Детей (как впрочем и взрослых) вдохновляет успех, положительная оценка окружающих. Обсуждайте с ним его успехи, рассказывайте о них знакомым, родственникам, домашним и посторонним. Искреннее гордитесь своим ребёнком. Хорошо, если он «случайно» услышит, как вы его любите, цените, уважаете его успехи. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

«Игра в слова»

У каждого есть фишка и ребенок описывает, что их окружает, и бросают фишку в мешок

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями. 

 «Словесное домино»

Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока. Играют на время - не успевший придумать фразу за определенный промежуток времени выбывает из игры.

«Признаки слов»

Ребенку говорят:

1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром - ?; ветер - ..., а снег - ...; дождь -…, а солнце - ... При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).

3-й вариант. «Сравни по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко, по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности - веревку и нитку, камень и глину, по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте - куст и дерево, гору и холм».

«Слова-приятели»

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

 «Слова-неприятели»

Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».


«За кем последнее слово»

По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл. (получает сюрприз)


«Ищем детали»

Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." 


«Описываем свойства предметов»

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. 
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.. 


«Придумываем историю»

Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово. 

Вот пример такого рассказа.

«Сегодня на улице …. (прилагательное) погода! Поэтому я решил(а) пойти … (местно). Чтобы мне не было … (наречие), я позвала с собой друзей. По дороге мы … (глагол), …. (глагол) и ...(глагол)! Но больше всего мне понравилось … глагол! Когда мы добрались до места, начался …(вид осадков). Нам пришлось спрятаться в … (место). Там мы переждали до … (время). На улице уж стало темнеть. И нам пришлось вернуться … (место). Вот такая … (прилагательное) история


«Что может быть?»

Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой… 


«Стань писателем»

Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга. 

«Добавь слово»

 Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание: 
- Оля проснулась и... (стала умываться). 
- Коля оделся и... (побежал гулять). 
- он замерз и... (пошел домой). 
- стали они играть... (с зайчиком). 
- зайчик испугался и... (побежал, спрятался) 
- девочка обиделась и... (ушла, заплакала). 

«Что увидел?»

Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?


«Мой репортаж»

 Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся. 

«Такой же, как…»

Эта игра крайне проста и увлекательна, но при этом помогает ребёнку расширить словарный запас. Предложите малышу находить сравнения окружающих его предметов. Например, этот мяч красный, как помидор. Или вон тот стол круглый, как монета. Это упражнение также помогает развивать память и воображение. Не бойтесь задавать крохе одни и те же предметы для сравнения, так ребёнок научится не повторяться.

«Поправь меня!»

Малышей приводит в восторг, когда им удаётся в чем-то превзойти взрослого. Используйте эту особенность и предложите ребёнку поиграть в исправления. Ваша роль – рассеянный с улицы Бассейной. Вы говорите: «Вот нарисован слон, он зелёный и у него 3 ноги». Ребёнок, в свою очередь, должен найти допущенные вами ошибки и построить фразы правильно.

«Угадай, кто это»

Вы со своим чадом уже неоднократно описывали его игрушки? Он знает, из чего они состоят, какого цвета и размера? Тогда самое время угадывать, какого мишку или зайца вы загадали! Описываете малышу игрушку, не называя её напрямую. А он должен угадать.

«Правда или обман»

Эта игра, помимо прочего, помогает улучшить внимательность. Вы называете вещь (предмет, животное) и даёте ему какое-то определение. Например: «Птицы живут под землей». Ребёнок дожжен ответить, что это: правда или обман.  Однако ответ малыша не должен быть односложным. Нужно сказать: «Нет, это обман: «Птицы живут на деревьях, в гнёздах». Эту игру можно проводить и на английском языке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объект...

Консультация "ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА "

Консультация "ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА "...

ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объект...

Игры для расширения словарного запаса ребенка. Консультация для родителей.

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объект...