Методика логопедической работы по преодолению моторной алалии.
статья по развитию речи на тему

Дуброва Наталья Николаевна

Преодоление моторной алалии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_korrektsii_motornoy_alalii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ МОТОРНОЙ (ЭКСПРЕССИВНОЙ) АЛАЛИИ

Основная цель работы заключается в формировании речевой базы, на основании которой могла бы самостоятельно формироваться речь, как система. Работа осуществляется с учетом ряда принципов:
1. Принцип комплексности.
Органическое поражение ЦНС, лежащие в основе возникновения алалии, определяет не только речевые, но и неречевые проявления. Это требует комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, направленного на устранение комплекса симптомов
2. Принцип опоры на все анализаторы при формировании речи.
3. Опора на игровую деятельность.
4. Онтогенетический принцип
 (учет возрастных особенностей).
5. Принцип индивидуального подхода.
6. Принцип опоры на ключевые звенья (детерминирующие, то есть определяющее развитие речи).
Этот принцип был предложен Гриншпуном Б.М., который относил к ключевым звеньям следующие:
а) развитие предикативной функции речи.
б) овладение элементами грамматического строя речи.
     По мнению Гриншпуна Б.М. нецелесообразно тренировать ребенка в механическом заучивании слов, необходимо создать такую речевую базу, которая позволит ему самостоятельно строить языковую систему, овладеть правилами и закономерностями языка.
7. Принцип системности.
Это предполагает проведение работы по развитию речи в единстве всех ее компонентов в сочетании с развитием познавательной деятельности и личности ребенка.

        Логопедическая работа строится поэтапно. Выраженная специфика отмечается на начальных этапах при работе  с неговорящими детьми. В литературе неоднозначно решается вопрос, связанный с необходимостью предварительной работы по развитию неречевых психических функций перед началом работы над речью. Одни авторы настаивают на последовательности от неречевых функций к речевым, другие на обратном порядке, и третьи на одновременной работе над этими функциями. Каждое из этих направлений реализуется в логопедической практике.

1 этап.

Задачи работы:

  • Формирование мотивационной основы речи
  • Развитие понимания речи
  • Развитие самостоятельной речи на основе подражания

Эта работа актуальна для неговорящих детей. Форма занятий – индивидуальная. Условия и особенности проведения занятий: 1) тесный эмоциональный контакт с ребенком; 2) многократное повторение одного и того же материала; 3) поощрение любых речевых проявлений ребенка; 4) избегание инструкций «повтори», «скажи», так как это может вызвать негативизм.

В процессе работы ребенку предлагается выполнение инструкций (садись…), реализуется опора на реальные ситуации с пониманием целостных словосочетаний, подкрепленным наглядным действием, опора на игрушки и картинки.

Обогащение пассивного словаря осуществляется за счет существительных (бытового значения) и (ОЧЕНЬ ВАЖНО!) глаголов. Задания:

  • Понимание и показ действий, совершаемых различными персонажами (Покажи, где мальчик есть, девочка спит, собака бежит)
  • Понимание и показ действий, совершаемых одним и тем же лицом (Покажи, где мальчик спит, играет, бежит…)
  • Понимание и показ действий по инструкции, в которой не называется действующее лицо (Кто сидит? Кто..?)
  • Понимание вопросов косвенных падежей по поводу совершаемых действий (показать: чем ты кушаешь суп? Кому мальчик дает яблоко?)
  • Совершение действий с предметами (поставь, отдай…)

Важным является развитие подражания движениям (общим, рук, губ, языка) и речи.

  • У ребенка вызывается подражание словам и звукокомплексам, обозначающим:
  • Близких лиц (мама – ма, папа – па и т.д.)
  • Имен близких лиц (Оля – О)
  • Просьбы (дай – дя, еще – исё)
  • Выражение состояния (ой, ай – больно)
  • Крики животных и птиц (му…)
  • Подзывание животных и птиц и команды в их адрес (кис-кис, цып-цып, но!)
  • Звучание музыкальных игрушек (ля, дю – дудка, бом – ом – барабан)
  • Транспортные шумы (би, у, ту-ту)
  • Звуки падения предметов (бух), шагов (топ), стук (тук), капли воды (кап).

Ребенок называет свои игрушки, картинки, составляет элементарные фразы со словами ВОТ, ТУТ, НА, ГДЕ, ДАЙ +существительное (где мячик? Вот кукла…), выражает свои желания (дай пить! Мама, идем. Хочу гулять).

2 этап:

Задачи работы:

  • Развитие понимания речи
  • Различение первых грамматических форм слов
  • Формирование двусоставного предложения
  • Формирование ритмико-слоговой структуры слова, работа над произношением звуков

Задания, предполагающие соотнесение слов с картинками млм на выполнение действий (инструкция – «покажи», «возьми»), направленные на развитие понимания речи и различение первых грамматических форм слов:

  • Один предмет – много предметов (шар – шары, дом – дома, то есть начинаем с продуктивных окончаний –Ы (-И))
  • Большой предмет – маленький предмет
  • Единственное и множественное число глагола (выполнение инструкций – Вова, садись. Дети, садитесь)
  • Глаголы мужского и женского рода прошедшего времени (Покажи, где: Женя упала – Женя упал)
  • Возвратные и невозвратные глаголы (Мама одевает – мальчик одевается)
  • Глаголы противоположного значения (открой дверь, закрой окно)
  • Выполнение действий с переключением (беги-стой, садись-встань)

Задания, направленные на формирование ритмико-слоговой структуры слова, звукопроизношения:

  • Воспроизведение ритмической структуры слов (главное – правильное произнесение всех гласных, кроме Ы – он может заменяться на И)
  • Сравнение длинных и коротких слов
  • Отстукивание слов (из 2, 3, потом из 1 слога)
  • Произнесение слогов (ПА-ПА-ПА) с изменением места ударения. Слоги включают сначала одинаковые согласные и разные гласные, потом разные и согласные, и гласные.

Внимание ребенка обращается на различение сходных по звучанию слов: газон-вагон, кого несут, а кого везут, кто купается, а кто катается…

Работа над звукопроизношением: уточнение артикуляции имеющихся звуков (гласных А О У И, согласных раннего онтогенеза М П Б Д Н Т Ф К). В речи ребенка отсутствует дифференциация мягких и твердых согласных, глухих и звонких, шипящие могут заменяться на С.

Работа над собственной речью ребенка включает задания:

Повторение: где зайка? – вот зайка.

Отдавание команд кукле, другому ребенку в виде двусловного предложения типа: обращение + повеление (Миша, лежи)

Употребление двусловного предложения типа: повеление + существительное в винительном падеже (дай утку, хочу…)

Ведется работа и над формированием двусоставного предложения типа субъект + предикат (подлежащее + сказуемое). Ребенку задаются вопросы по картинке: кто это? Что делает? Ему предлагается подобрать существительное к глаголу: идет кто? Едет что? И т.п. Кроме того, вводятся задания на преобразование глагола повелительного наклонения в изъявительное (Вова, спи! – Вова спит).

3 этап: развитие фразовой речи на фоне обогащения словаря и структуры фразы

Задачи работы:

  • Развитие понимания речи и собственной речи ребенка
  • Практическое усвоение грамматических категорий
  • Формирование распространенного предложения

Усвоение форм косвенных падежей существительных (винительный, родительный, дательный, творительный, предложный) сначала в беспредложных, а затем в предложных конструкциях с предлогами В, На, ПОД, ИЗ, К, ОТ, ОКОЛО

Ребенку даются задания на составление предложений из 3-5 слов по вопросам взрослого с опорой на картинку:

Мама пьет ЧТО? – молоко (конструкция типа субъект+предикат+объект)

Маша есть ЧТО? – кашу

Маша дает кашу КОМУ? – кукле (субъект+предикат+объект+объект)

Мама режет хлеб ЧЕМ? – ножом

Белка живет ГДЕ? – в дупле (субъект+предикат+локатив, то есть место)

Длинные уши У КОГО? – у зайца…

Книга лежит  НА ЧЕМ? – на столе…

И т.д. – различные конструкции предложений

4 этап: развитие связной речи

Пересказ с опорой на серию сюжетных картин, потом без опоры

Рассказ по серии сюжетных картин

Рассказ по одной сюжетной картинке

Рассказ по памяти, на заданную тему

Все это – на фоне дальнейшего расширения словаря и усвоения грамматических закономерностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательная работа при сенсо-моторной алалии

Алалия.Понятие,формы. Характеристика моторной алалии. Характеристика сенсорной алалии.Диагностические отличия сенсорной и моторной алалии от сходных состояний.Формирование р...

Направление работы по коррекции моторной алалии

Система коррекционной работы при моторной алалии...

Направление работы по коррекции моторной алалии

В работе раскрыты принципы работы с моторными алаликами....

КОРРЕКЦИЯ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Основные методические принципы логопедического воздействия. Реализация комплексного подхода при работе. Виды речевой работы при моторной алалии. Направления коррекционного воздействия. Поэта...

Особенности коррекционной работы по преодолению моторных нарушений у старших дошкольников средствами логоритмики

Аннотация: в статье рассмотрены особенности использованиялогоритмики в коррекционно-развивающем процессе с детьми дошкольноговозраста с заиканием, а также приведены комплексы логоритмической ритмикипо...