"Путешествие на Северный полюс и в жаркие страны"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Занятие по обучению детей русскому языку на тему: "Путешествие на Северный полюс и в жаркие страны" с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_severnyy_polyus_i_v_zharkie_strany.docx906.6 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад села Яныль» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Конспект образовательной деятельности на тему:

«Путешествие на Северный полюс и

 в жаркие страны»

(для детей 6 – 7 лет)

Выполнила: воспитательница

 МБДОУ «Детский сад с. Яныль»

Степанова Светлана Михайловна

2016 год

Тема «Путешествие на Северный полюс и в жаркие страны»

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Цель занятия: познакомить детей с особенностями диких животных крайнего севера и жарких стран, их внешним видом, характерными повадками.

Задачи:

Развивающие: развивать связную речь, вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; обогащение активного словарного запаса детей существительными, обозначающими диких животных севера и жарких стран; развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Формировать умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Развивать фантазию, воображение, любознательность, память, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию, активность, организованность, чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детских садах. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и к животным.

Образовательные: продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких животных. Познакомить детей о жизни диких животных крайнего севера и жарких стран; закрепить умение устанавливать связь между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, делать выводы; совершенствовать умения и навыки вести разговор с использованием усвоенных знаний.

Основная образовательная область: речевое

Интегрированные образовательные области: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие,  физическое развитие.

Методы: игровые, практические, наглядные, слуховые, словесные, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая и коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция, вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения: презентация слайдов «Тайга», «Северный полюс», «Жаркие страны», детская энциклопедия, тазик с водой, жирный крем для рук, салфетка, бумага формата А4, рабочая тетрадь, простые карандаши, Красная книга России, смайлики (9 штук), мягкая игрушка обезьянка.

Аппаратное обеспечение: мультимедийная установка.

Словарная работа: расширять словарный запас (закрепление слов: нора,  берлога, медведь – медвежонок, тигр – тигренок, лиса – лисенок, белка – бельчонок, рысь – рысенок, заяц – зайчонок; новые слова – северный полюс,  тюлень, ласты, морж, бивни, глагол - плавает); упражнять детей в образовании прилагательных от существительных; речевой образец: «Тюлень какой?» - «Тюлень белый»,  «Морж какой?» - «Морж большой», «Белый медведь какой?» - «Белый медведь большой», правильно отвечать на вопрос «Что делает?»: «Что делает белый медведь?» - «Белый медведь хорошо плавает»

Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика «Большие – маленькие», физминутка «Самолеты», игра «Жираф», игра на внимание «Кто спрятался?»

Предварительная работа:

  1. Просмотр мультимедиа презентаций о животных, какие животные живут в лесу, в домашних условиях, на крайнем севере, в жарких странах.
  2. Изучение методической литературы.
  3.  Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Животные», составление рассказов по картинкам.
  4. Проведение дидактической игры «Кто где живет?», «Кто спрятался?», «Назови маму?», «Назови детеныша».
  5. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Хитрая лиса», «У жирафов».
  6. Приобщение к художественной литературе, чтение рассказов  про диких животных, отрывок из стихотворения  К. Чуковского «Бармалей».
  7. Чтение энциклопедий про животных.
  8. Разучивание стихов, отгадывание загадок.
  9. Рисование животных в свободной деятельности.
  10. Собирание пазлов.
  11. Беседа по «Красной книге планеты Земля»
  12. Показ познавательного сюжета «Львенок и черепаха», «Умка»

Структура ООД:

Вводная часть:

1. Психологический настрой, вводный организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика «Большие – маленькие».

Основная часть:

3. Игра «Загадки – отгадки».

4. Беседа о Северном полюсе.

5. Игра «Цепочка»

6. Игра «Самолеты»

7. Игра «Согласны - не согласны»

8. Знакомство с животными Северного полюса.

9. Экспериментальная деятельность.

10. Сюрпризный момент.

11. Знакомство с животными жарких стран.

12. Игра «Кто спрятался?»

13. Игра «У жирафов»

14. Работа с рабочими тетрадями.

Заключительная часть:

15. Итог занятия.

Ход занятия

Слайд 2.

Станем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – 
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

- Доброе утро, ребята! (…)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, к нам пришли гости. Поздороваемся гостями «Здравствуйте, гости дорогие!»

- Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Большие – маленькие». (слайд 3. «Пчела»). Как жужжат большие пчелки? (…). Как жужжат маленькие пчелки? (…).

N:\ачык дэрес север\DSCN6567.JPG

- Как шипит большая змея? (слайд 4. «Змея»). Как шипит маленькая змея? (…). Молодцы, ребята!

- Ребята, во что мы с вами сегодня будем играть? (…)

- Хорошо, ребята.  Поиграем с вами в «Загадки и отгадки». В прошлый раз мы с вами  познакомились с лесными животными. А теперь будем их угадывать.

Он коричневый, лохматый, угадайте-ка, ребята,

Кто, построив теплый дом, спит всю зиму в доме том? (слайд 5. Медведь)

                       Мордочка усатая, шуба полосатая,

                       Шагает тихо. Но, если зарычит,

                        Весь лес замолчит. (слайд 6. Тигр)

 Рыжий, маленький зверек по деревьям прыг да скок,

 Он живет не на земле, а на дереве в дупле. (слайд 7. Белка)

N:\ачык дэрес север\DSCN6568.JPG

               Огромная кошка по лесу скачет, в ушках сережки она не прячет.

                 Ей не скажешь слово – «брысь!», потому что – это …  рысь! (слайд 8. Рысь)

- Ребята, какие вы молодцы! А почему все время вы отгадываете загадку? Я тоже хочу поиграть. А ну – ка, придумайте мне загадку. (…)

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Вы у меня такие умные!

- Ребята, вы любите путешествовать? (…) Ребята, я вас приглашаю в путешествие, где очень, очень холодно, много – много снега и льда. Испугались? Куда я вас  приглашаю? (…)

- А где это? Как мы найдем Северный полюс? (…)

- Давайте сначала заглянем на карту.

 (слайд 9. Географическая карта Северного полюса)

- Ребята, здесь Северный полюс. В какой цвет он окрашен? Почему? (…)

- Правильно, ребята. Северный полюс называют ледяной пустыней. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Зимой здесь бушуют метели и мало солнца.

- Ребята, как вы думаете, на чем можно добраться до Северного полюса? Как вы думаете, почему?

- Ребята, вы готовы отправиться в путешествие на Северный полюс? (…)

- Как мы оденемся?

- Ребята, мы с вами поиграем в игру «Цепочка». Вы должны по порядку, не повторяясь, назвать, во что вы оденетесь. (…)

- Молодцы, ребята! Мы тепло оделись. Теперь садимся в самолет.

N:\ачык дэрес север\DSCN6573.JPG

Пролетает самолет, с ним собрался я в полет (посмотреть вверх и провести пальцем за «пролетающим» самолетом).

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел, посмотрел (отвести руки попеременно и проследить взглядом).

Я мотор завожу и внимательно гляжу (делать вращательные движения перед грудью, поставить правую руку ко лбу).

Поднимаясь ввысь, лечу. Приземляюсь на Северный полюс (встать на носочки и легко бежать по кругу, потом тихонько опуститься на одно колено).

- Куда мы прилетели? (Хором «На Северный полюс»). (Слайд 10). Действительно, здесь очень холодно. А где животные? Куда же они подевались?

- Ой, ребята, что это? (…) Откроем, прочитаем. Ребята, здесь задание. Если мы сделаем с вами все правильно, то животные, живущие на Северном полюсе, появятся. Для этого нам потребуются смайлики. Я читаю вам предложения. Если вы согласны с ним, поднимаете смайлик улыбку, если не согласны, поднимаете смайлик печаль и объясняете, почему не согласны? Готовы?

1) В тайге живут медведи, лисы, зайцы и коровы

2) Белка – домашнее животное.

3) Северный полюс на карте окрашен в белый цвет.

4) На Северном полюсе очень холодно?

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Все вы знаете! Посмотрите, вот появились животные, живущие где? (…) (Слайд 11)

Давайте с ними познакомимся поближе.

- Это тюлень. Кто это? (…) (индивидуальное и хоровое). Тюлень морское животное. (Слайд 12. Тюлень)

- У тюленя есть ласты, с помощью них они передвигаются по снегу и плавают, есть усики, которые помогают находить пищу.

- Ребята, а тюленю холодно жить на Северном полюсе? (…) Почему? (…)

- Правильно, ребята. Тело у них покрыто толстым слоем жира, поэтому они не мерзнуть. Ребята, посмотрите, какие у него глаза? (…) Хоть глаза у них большие, они видят плохо. Ребята, тюлень занесен в Красную книгу.

- Вот еще морской житель – морж. Кто это? (…) Это морж. (слайд 13. Морж)

- Морж какой? (…) Морж большой.

- У моржа есть ласты, с помощью них они передвигаются по снегу и плавают. Есть клыки, клыки нужны для защиты от врагов и, цепляясь за льдины, они вытаскивают свое тело из воды. Есть усики, они используют их для поиска пищи под водой.

- Ребята, как вы думаете, моржи мерзнут? (…)

- Правильно, молодец! Ребята, морж тоже занесен в Красную книгу.

- Ребята, это кто? Белый медведь какой? (…) (Слайд 14. Белый медведь)

- Он большой, очень большой, сильный. Как вы думаете, шуба у него какая? (…)

- Шуба у него теплая, очень толстая. А еще ребятки, белый медведь хорошо плавает. Что делает белый медведь? (…) Белый медведь хорошо плавает. Они хорошие рыболовы.

- Ребята, белый медведь прыгнул в воду. Как вы думаете, он простудиться? Вода же ледяная. (…) (Слайд 15)

- Нет, конечно. У белого медведя такая шуба, что в воде не мокнет. Вот сейчас мы с вами проделаем эксперимент, и вы все поймете.

10) Эксперимент

- Для этого нам потребуется холодная вода и крем. Я их уже приготовила. Жирный крем мы наносим на одну руку, как следует, а вторую руку оставляем без крема, как есть. Теперь обе руки мы опускаем в воду. Вот теперь посмотрите, одна рука у нас покрылась тонким слоем воды, а на другой - маленькие капельки. Теперь мы встряхиваем руки. Посмотрите, та рука, которая у нас была в креме, осталось практически сухой, почему, ребята? (…)

N:\ачык дэрес север\DSCN6580.JPG

- Потому что все капельки разлетелись в разные стороны. А вторая все равно мокрая.

- Почему, ребята? (…)

- Потому что жирный крем не дал руке промокнуть. Так и у белого медведя, каждый волосок его шубки смазан жиром. Выйдет медведь из холодной воды, отряхнется, и все капельки с его шубки соскользнуть. Поэтому его шубка никогда не промокает и никогда вода на ней не превращается в сосульки. Без такого меха медведь не смог бы жить на Северном полюсе.

- Вы поняли, почему шуба белого медведя не промокает? (…)

- Молодцы, ребята, вы все такие умные. Вам понравилось наше путешествие?

- Ребятки, где мы были? (…) С кем познакомились? (…)

N:\ачык дэрес север\DSCN6583.JPG

- Ой, ребята, вы слышите, кто – то смеется… (мягкая игрушка обезьянки) Кто это? (…) Как она сюда попала? (…) Разве она живет на Северном полюсе? (…) Где она живет? (…) Ребята, обезьянка говорит, что ему очень холодно и, что он хочет домой. Как будем поступать? (…) Правильно, ребята, нужно немедленно отправить его домой, а то он простудится. Хорошо, что я с собой захватила волшебную палочку. Как мы оденемся, ребята? (…)

- У меня есть волшебная палочка. Чтобы попасть в жаркие страны, нам нужно все хором сказать простое заклинание «Крибли, крабли, бумс». Все закрываем глаза. Говорим заклинание: «Крибли, крабли, бумс!»

 (слайд 16)

- Ребята, вот мы и в жарких странах. Ну что, обезьянка, вот ты и дома. Ребята, обезьянка говорит нам спасибо.  (…)

- Ребята, раз мы в жарких странах, понаблюдаем и за животными жарких стран. Будьте осторожны, животные очень крупные. А чтобы вам было весело наблюдать за животными, поиграем в игру «Подзорная труба», для этого нам потребуется лист бумаги. Сворачиваем, и вот получилась подзорная труба, она поможет вам наблюдать за животными с безопасного расстояния.  

- Кто это? (…) (слайд 17. лев). Не шумите, давайте будем говорить потише. Лев какой? (…) Что есть у льва? (…) Лев -  царь зверей.

- Ребята, посмотрите, это кто? (слайд 18. Слоны) Это слон. Слон какой? (…). Что у него есть? У него большие уши, есть хобот. Слон – самое крупное на свете животное.

- Ребята, это кто? (слайд 19. Бегемот). (…) Это бегемот. Бегемот какой? (…) У бегемота массивное тело, толстые короткие ноги. У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями.

N:\ачык дэрес север\DSCN6586.JPG

- Ребята, посмотрите, это кто? Это жираф. Жираф какой? (…) Жираф – самое высокое в мире животное. Что у него есть? У него длинная шея, длинные ноги, на лбу рожки, покрытые шерстью. (слайд 20. Жираф)

- Ребята, поиграем с вами, игра называется «Кто спрятался?» Закрываем глаза. (слайд 21.)

- Ребята, мы сейчас поиграем  с вами и отдохнем. Игра называется «У жирафов»

- Ребята, нам пора обратно возвращаться в садик. А возвратимся мы с помощью волшебной палочки. Чтобы попасть в садик, нам нужно все хором сказать простое заклинание «Крибли, крабли, бумс». Все закрываем глаза. Говорим заклинание: «Крибли, крабли, бумс!» Вот мы уже в садике. (слайд 22.) 

- Теперь садимся за стол, берем красивые тетради, открываем нужную страницу и выполняем задания. А задание такое,  вы вспоминаете животных холодных и жарких стран и должны стрелочкой показать, где они живут. (слайд 23.) 

- Ребята, скажите, пожалуйста, где живет жираф? (…)

- Ребята, скажите, пожалуйста, где живет слон? (…)

- Ребята, скажите, пожалуйста, где живет лев? (…)

- Ребята, скажите, пожалуйста, где живет морж? (…)

- Ребята, скажите, пожалуйста, где живет обезьяна? (…)

- Ребята, скажите, пожалуйста, где живет белый медведь? (…)

- Молодцы, ребята! Все вы знаете!

15) Итог занятия

- Ребята, подойдите ко мне, сядьте поудобнее на красивые подушечки. Вам понравилось наше путешествие? (…)

- А что вам больше всего понравилось? (…)

- Что вы сегодня нового узнали?

- Какое доброе дело вы сделали?

- Кому вы все это расскажете?

 - Ребята, а как мы должны относиться к диким животным?(…) Каких животных мы занесли в Красную книгу? (…) Слайд 24.

- Что бы вы еще хотели узнать?

N:\ачык дэрес север\DSCN6565.JPG

- Ребята, вы все у меня такие умные, красивые! За вашу любознательность, за активно выполненные задания, за интерес к жизни животных, вам вручаются медали «Юные путешественники» (вручаю). Я надеюсь, что вы и дальше будете интересоваться жизнью животных не только Северного полюса и жарких стран, но и других материков. Вечером я вас всех приглашаю на просмотр познавательного сюжета, нарисовать северный полюс или жаркие страны или понравившегося животного и организовать выставку. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие на Северный полюс.

Занятие по развитию речи для детей старшей группы. На занятии знакомим детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формируем у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодейс...

Путешествие на Северный полюс.

Занятие по развитию речи для детей старшей группы. На занятии знакомим детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формируем у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодейс...

"Путешествие на Северный полюс"

дать представление об обитателях северного полюса, их внешнем виде, образе жизни.«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»....

Презентация на тему:"Путешествие на Северный полюс и в жаркие страны"

Презентация для занятия по обучению детей русскому на тему: "Путешествие на Северный полюс и в жаркие страны"...

Самоанализ занятия на тему: "Путешествие на Северный полюс и в жаркие страны"

Самоанализ занятия по обучению детей русскому языку на тему: "Путешествие на Северный полюс и в жаркие страны"...

Конспект ООД для детей средней группы «Путешествие на Северный полюс к северным животным»

Конспект ООД для детей средней группы«Путешествие на Северный полюс к северным животным»Задачи:• образовательные: закрепить знания детей о животных севера. Закреплять, уточнять з...