Значение театрализованных игр для детей коррекционной группы.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Акулинина Галина Николаевна

Роль театрализованных игр в развитии речи детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение театрализованных  игр для детей

коррекционной группы.

«Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно любит яркий свет, другое – прохладную тень; одно лучше растет на песчаной почве , другое – на жирной илистой. Каждому нужен особый только для него подходящий уход, иначе оно не  достигнет совершенства в своем развитии.»

Работа с детьми – сложный, продолжительный, но очень захватывающий и творческий процесс. Коррекционно  – развивающее сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои специфические особенности.

Свою профессию я считаю важной и очень ответственной. Для многих детишек воспитатель – это вторая мама, умная . добрая, ласковая, всепонимающая и всепрощающая, которая и научит, и сказку расскажет, и пожалеет.

Основными задачами коррекционно – развивающего обучения в нашей логопедической группе являются:

-  сохранение и укрепление здоровья ребенка;

-  обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогических воздействий в соответствии с изменяющими возможностями детей;

-  индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств с учетом характера и вида нарушения воспитанников;

-  развитие психических процессов, познавательной активности и интересов;

-  формирование эмоционально – положительного отношения детей к непосредственно – образовательной деятельности (занятиям);

- развитие мелкой моторики рук;

-  развитие регулирующей функции речи.

Одним из приоритетных направлений в работе является здоровьесбережение.

Работа по данному направлению проводится большая  и разнообразная. это ежедневная  гимнастика, использование физкультминуток на всех занятиях, физкультурные занятия, спортивные праздники. Развиваю мелкую моторику рук,  провожу пальчиковую гимнастику активируя познавательные процессы.

      Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

      Значительные трудности в овладении навыками грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах.  

       Характерными особенностями связной речи таких детей  являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой самостоятельной речевой активностью детей, неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла и связей между ними, невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений опускают или переставляют отдельные члены предложения, неправильно оформляют связи слов внутри фразы.  Дети с общим недоразвитием речи часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении. 

      Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а так же на занятиях.  Вот почему  в системе дополнительного образования необходимо использовать  наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование,  театрализованная и другие виды деятельности.

       Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной  деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.  

С целью развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи нами  используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.  

театрализованная  деятельность  позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей.

Наблюдения за детьми показали, что наиболее  эмоционально  дети  дошкольного  возраста  откликаются  на  сказку  и  игру.

Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества.  Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь – интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире. 

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы  заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по «Художественному творчеству» (для детей коррекционной группы)

. Тема: “Найдем друзей для Мишки. ”Задачи:- Учить передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. –Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение не выходя за контур.Оборудо...

Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.

Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними  празднованиями на  Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...

Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.

Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними  празднованиями на  Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...

Значение театрализованных игр для детей коррекционной группы

Статья о значении театрализованных игр в развитие речи детей с ОВЗ....

Сценарий осеннего праздника для детей коррекционной группы (средней группы) "Фея Осень к нам пришла"

Праздник для детей с ОВЗ (ЗПР) 4-6 лет с элементами игровых технологий. Данный праздник проводился в группе, где многие дети посещают детский сад впервые и у большинства детей проблемы с речью....

Консультационный центр для родителей и детей коррекционной группы для детей с ЗПР

В нашей группе создан Консультационный центр для родителей. Ведь для наших детей с ОВЗ, имеющих проблемы в развитии и нуждающихся в коррекции психических процессов и личностной сферы, огромную ро...

Познавательна-исследовательский «Финансы и дети» коррекционная группа (старшая, подготовительная группа)

Познавательна-исследовательский «Финансы и дети» коррекционная группа (старшая, подготовительная группа)...