Виды рассказывания с детьми в детском саду
консультация по развитию речи по теме

Мугак Наталья Викторовна

Материал в помощь молодым педагогам

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Виды рассказов детей по картине

1. Описание предметных картин — это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

2.  Описание сюжетной картины — это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

3.  Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5.  Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».



Предварительный просмотр:

Беседа

Беседа - активный метод умственного воспитания и развития связной речи. Это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определённую тему.

В ДОУ используются беседы воспроизводящие и обобщающие.

Вопросно-ответный характер общения побуждает ребёнка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения.

В каждой беседе выделяются структурные компоненты: начало, основная часть, окончание.

Начало беседы

Цель - вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления. Это может быть осуществлено разными способами: с помощью вопросов, напоминания, загадывания загадки, чтение отрывка из стихотворения, показа картины, фото, предмета.

В начале беседы желательно сформулировать тему (цель) разговора, обосновать важность, объяснить детям мотивы её выбора.

Основная часть

Может быть разделена на этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т.е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал.

Окончание беседы

Окончание - кратко по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональной, практически действенной: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение. Хороший вариант окончания - пожелание детям дальнейших наблюдений.

При проведении беседы ведущая роль принадлежит вопросам. Вопросы бывают разного характера:

1) направленные на напоминание (что сеют колхозники?) - 20 %;

2) направленные на размышление, установление причинно - следственных связей (чем отличается работа колхозника осенью и зимой) - 60 %;

3) направленные на формулирование вывода - 20 %;

4) проблемного характера (почему стихотворение заканчивается «Все работы хороши»).

Методика постановки вопросов

1) чёткий конкретный вопрос произносится неторопливо; с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты (почему поезд едет быстро?);

2) следует приучать детей воспринимать вопросы с первого раза.

Для того чтобы ребёнок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, воспитатель выдерживает паузу. Иногда он предлагает кому-либо из детей воспроизвести вопрос (повтори, на какой вопрос будете отвечать);

3) чтобы вызвать развёрнутый ответ воспитатель предлагает задание, состоящее из нескольких вопросов (2-3), или план ответа (объясни как? Что сначала, потом и зачем?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы с одаренными детьми в детском саду общеразвивающего вида.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями....

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А.Коменский....

Рассказывание по картине в детском саду

организация занятий по обучению детей рассказыванию по картинкам....

Консультация для воспитателей "Виды, методы и приемы при организации конструирования с детьми в детском саду"

quot;Виды, методы и приемы  при организации конструирования с детьми в детском саду"...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...

Виды методы и приёмы при организации конструирования с детьми в детском саду

Конструирование-это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка да...

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»

Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...