Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами сказкотерапии "Снежинка-Пушинка"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Гапонова Татьяна Михайловна

 Сказкотерапия - воспитательная система, сообразная духовной природе человека. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей,  совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.   Сказкотерапия   обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snezhinka_-_pushinka.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе с элементами сказкотерапии «Снежинка-пушинка»

Цели и задачи:

- Воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях героев;

- Знакомить с образными выражениями (снежинка-пушинка, морозная, пуще прежнего);

- Подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (просьба);

- Учить передавать ритмизацией и соотносить образ действия героев (Метелица ударила посохом, снежинки летят на землю);

- Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния;

- Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы, для снятия телесных барьеров

НОД

1. Ритуал приветствия друг друга.

Дети входят в группу и приветствуют гостей.

Воспитатель:  Дети, давайте станем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу: «Доброе утро».

2. Ритуал приветствия сказки.

Воспитатель: Сегодня мы с вами вновь посетим сказочную страну Снежинки пушинки. Скажем дружно: «Снежинка – пушинка быстрее лети, сказку нам расскажи».

3. Рассказывание сказки воспитателем.

Пришла  зима морозная, да не снежная.  Загрустили ребята, затужили: «Где  же ты, снежок, где ты, наш дружок?»   Услышала это снежинка - пушинка. Решила ребят развеселить.  Стала она просить Метелицу: «Метелица, помоги, в хоровод нас собери»!  

Ударила Метелица волшебным посохом и говорит: «Закружись, завертись!»   Собрались снежинки в кружок.  Пуще  прежнего ударила Метелица посохом: «Закружись, завертись!»   Подул сильный ветер.  В последний раз ударила Метелица посохом: «Закружись, завертись!»   Закружились снежинки, завертелись, посыпались на землю.

Ребята обрадовались, выбежали на улицу.  Играют в  снежки да радуются.   А снежинка-пушинка смотрит с неба  да улыбается.  

4. Работа над сказкой.

Воспитатель читает 1-е предложение:   Пришла  зима морозная, да не снежная.  - Как сказать по-другому зима морозная?

Дети: - Холодная, студеная, лютая, жестокая, злая.

Воспитатель: -  Так вот, загрустили ребята,  затужили: «Где  же ты, снежок, где ты, наш дружок?»

 Давайте  сыграем  грустных, затуживших ребят? Если ребята грустят, то лицо у них, не веселое, а ...

Дети:  -  Грустное.

Воспитатель: - Руки и плечи не подняты, а ...

Дети:   Опущены:

Воспитатель:  -  Уголки губ не подняты, а .. :

Дети: Опущены.

Воспитатель: - Покажите, как грустят ребята.

5. Пантомимический этюд «ГРУСТЬ».

Дети изображают грусть: руки и плечи опущены, брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт, поникшая голова, опущены уголки губ.

6. Работа над сказкой.

Воспитатель: -   Вот и снежинка - пушинка увидела, как ребята грустят, и  решила их развеселить.   Стала она просить Метелицу: «Метелица, помоги, в хоровод нас собери».

Воспитатель: Если снежинка хотела· помочь ребятам, то она была доброй или злой?

Дети:   Доброй.

Воспитатель:  Если, снежинка добрая, у нее голос не злой, а …  

Дети:  Ласковый, нежный, напевный, негромкий.

Воспитатель:  Попробуйте вы попросить Метелицу ласково и нежно, как снежинка-пушинка.  Я как будто бы Метелица буду ударять посохом, нагонять стужу, а вы по очереди будете просить о помощи: «Метелица, помоги, в хоровод нас собери».

Дети просят по очереди (удар посоха – просьба).

Воспитатель включает музыку П. И. Чайковского  «Вальс снежных хлопьев»,  затем задает вопрос детям.

Воспитатель:  - Какая это музыка?

Дети: - Быстрая, веселая, легкая.

Воспитатель:  Если музыка быстрая и веселая, то снежинки кружатся  и веселятся или горюют да слезы  льют?

Дети: - Кружатся и веселятся.

Воспитатель:  - Так сделаем это. Я  сейчас включу музыку, а вы под нее будете делать то, что было в сказке.

7. Этюд «Снежинки».

Воспитатель включает музыку и комментирует:  Ударила Метелица волшебным посохом и говорит: «Закружись, завертись!»   Собрались снежинки в кружок.   Пуще прежнего ударила Метелица посохом: «Закружись, завертись!»  Подул сильный ветер.   В последний раз ударила Метелица посохом: «Закружись, завертись!»    Закружились снежинки, завертелись, посыпались на землю.

Музыка замолкает, дети садятся за столы.

 Воспитатель:   Ребята, положите руки  на стол и пальчиками постучите   как громко Метелица ударяла посохом и как тихо и плавно падали снежинки на землю.

8. Упражнение на ритмизацию «Движения героев сказки".

Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют движения: громкое постукивание пальцев - удар посохом, тихое и   плавное - снежинки падают на землю.

Воспитатель:  - Выпал снег. Ребята обрадовались, выбежали на улицу.  Играют в  снежки, да радуются.    

Воспитатель:  -  Давайте  сыграем   радостных ребят!

9. Этюд «Радость».

10. Игра «Вспомним сказку».

Воспитатель:  - А теперь все вместе вспомним сказку. Я буду начинать, а вы заканчивать фразы из сказки:

Воспитатель:  - Зима была не теплая, а ...

Дети:   - Морозная.

Воспитатель:    Зима морозная, но ...

Дети: - Не снежная.

Воспитатель: - Снежинка такая легкая, как ...

Дети:   - Пушинка.

Воспитатель:  Ребята не просто грустили, а ...

Дети: - Затужили.

Воспитатель:   Метелица ударила посохом не просто громко, а ...

Дети: - Пуще прежнего.

Воспитатель:  - Снежинки не падали на землю, а даже…

Дети: - Сыпались.

Воспитатель: - Ребята не сидели дома, а…

Дети: - Выбежали играть.

Воспитатель: - Снежинка – пушинка, глядя на них, не грустит, а…

Дети:  - Улыбается

11. Итог.

Воспитатель: - Ребята, о чем эта сказка?

Дети:  - О доброй снежинке-пушинке. О Метелице, которая помогла выпасть снегу.

Воспитатель: - Чему учит эта сказка?

Дети: Эта сказка учит, что надо помогать тому, кто попал в беду.

Воспитатель: Верно, ребята не могли поиграть в снежки, замерзли и затужили. Добрая снежинка попросила у Метелицы  снега, чтобы развеселить ребят.  

12. Сюрпризный момент и ритуал прощания со сказкой.

В группу влетает воздушный шарик, и воспитатель ловит его.

Воспитатель: - А это еще что за чудо? Посмотрите, на шаре снежинка – пушинка улыбается.

Воспитатель нечаянно прокалывает шар и из него сыплются снежинки.

Воспитатель: - Это снежинка – пушинка прислала вам подарки, и хочет, чтобы вы всегда были добрыми к тем, кто вас окружает.

Ритуал прощания со сказкой.

Воспитатель:  - Возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем сказке: «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия (развитие речи с элементами оригами)"Сюрприз для гномов"

Конспект комплексного занятия (развитие речи с элементами оригами)"Сюрприз для гномов"...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации с детьми второй младшей группы «Сказочные рукавички»

Конспект предназначен для того, чтобы учить детей громко и чётко произносить слова, сочетая речь с движениями пальцев рук, воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный зап...

Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"

Это интересное занятие для детей  первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....

Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора в первой младшей группе "Прогулка по весеннему лесу"

Непосредственно образовательная деятельность по развитию коммуникативных качеств  с детьми 2-3 лет...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ:«Рассказ по картине: выразительные средства речи»

Данный конспект отражает работу воспитателя с детьми пятого года жизни по развитию речи. На занятии используется технология ТРИЗ....