Беседа с детьми старшей группы: «Традиции чаепития на Руси»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Обобщить представление детей о традиии на Руси чаепитии, о культуре и быте русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vishenka2.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое мероприятие в старшей группе – беседа на тему

КОНСПЕКТ

             «Традиции чаепития на Руси»

Цель: Обобщить представления детей о традиционном на Руси чаепитии, о культуре и быте русского народа. 

Задачи: Воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре; расширять общий кругозор детей.

Оборудование: Чайник, кружки, поднос с выпечкой, картинки.

Ход:

Дети садятся за стол. Воспитатель читает стих.

Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток...
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!

С. Михалков. Из стихотворения "Самовар". 

Беседа о чайной традиции. Работа с иллюстрациями.

- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

Показываю иллюстрации чаепития в России.

- Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.

- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)

-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.

- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).

- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)

- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.

- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).

-В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.

- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.

 Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)

- Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».

Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего):___, даю ему платочек.

Слова Движения

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Играем 3 раза.

Дети садятся на стульчики.

Загадки из волшебного сундучка.

- Ой, ребята, посмотрите, что у меня для вас есть!

Достаю сундучок.

- Это сундучок. В нем что-то есть.

Достаю конверт с надписью «Загадки»

- Да здесь загадки для вас!

1. Белый камешек растает,

Чай мой сладким сразу станет.

(Сахар)

2. Кольцо не простое,

Кольцо золотое

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье –

Ну и объеденье. (баранка)

3. Стоит толстячок

Подбоченивши бочок

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит… (Самовар)

- Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар).

- Почему самовар так назвали?

- А что он варит? (воду)

- Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили.

- Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные.

Дети рассматривают изображения разных самоваров.

Ребята дайте поговорим, какой чай у нас получится:

-Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.)

-Если с листьями жасмина? (Ответы детей.)

-С веточками малины? (ответы детей.)

-С листьями клубники? (Ответы детей.)

-С веточками вишни? (Ответы детей.)

-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.)

-Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.)

-Цедру лимона? (Ответы детей.)

-Кусочки персика? (Ответы детей.)

-Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.)

Физминутка.

- А сейчас давайте с вами встанем и представим, что мы - это посуда для чая.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие - бедняжки.

(«Пружинка», одна рука на поясе) .

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

(Кружимся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки.

(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг руками).

 А сейчас ребята я расскажу вам о полезности чая:

1. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

2. Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

3. Черный, красный и зеленый

Рассыпной и листовой.

Чай – напиток бесподобный

Это скажет вам любой.

Хорошо, гостей встречая,

Посидеть за чашкой чая!

Итог занятия.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Из чего любили пить чай?

- Что делали люди в праздники? (пели, играли, танцевали)

- Понравилось ли вам наше занятие?

Итоговое мероприятие

в старшей группе «Вишенка»

по теме недели

«Здоровей-ка»

У нас в гостях Доктор Айболит.

Цель:

Формировать у детей ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни, знать пользу витаминов.

Задачи: 

Углублять знание детей о необходимости витаминов, которые содержаться в фруктах и овощах.

Оборудование: овощи, фрукты.

                                           

                                           Ход беседы:

Чтение воспитателем отрывка из сказки « Доктор Айболит» с последующим обсуждением.

А вот и бегемотики

Схватились за животики.

У них, у бегемотиков,

Животики болят…

Ну что же он не едет,

Доктор….( Айболит)

Вопросы:

- Кого лечит Доктор Айболит?

- Как он их лечил? ( Ставил градусники, давал микстуру, шоколад)

Стук в дверь: заходит Доктор Айболит с сумкой. В сумке фрукты, овощи.

В: Дети кто это к нам пришёл?

Д: Доктор Айболит.

Д.А.: Здравствуйте дети.

Д: Здравствуй Айболит.

В: Доктор Айболит осмотри пожалуйста наших детей, не болеют ли они.

Д.А.: Хорошо сейчас осмотрим. У детей розовые щёчки, блестящие глаза. Значит они хорошо кушают, много гуляют и спят в детском саду. У Вас здоровые дети.

В: Ой как хорошо.

Д.А.: А раз дети вы здоровые значит они знают как сберечь здоровье и какие витамины нужно кушать.

Д: Да.

Д.А.: Ну сейчас мы проверим ( Достаёт из сумки фрукты и овощи, показывает, а  дети называют).

В: Ну вот Айболит видишь какие у нас дети молодцы все витамины знают.

Д.А.: Да молодцы всё знают, значит будите всегда здоровыми и сильными. Ну а мне пора к другим деткам проверить у них  здоровье. До свидания  будьте всегда здоровы.                 ( Уходит)

Д: До свидания Айболит.

Беседа воспитателя с детьми:

В: Дети кто заботится о нашем здоровье в детском саду?

- Кто ежедневно осматривает вас?

- Как зовут нашу медсестру?

- Как она заботится о вашем здоровье?

- Зачем нам нужны витамины?

Правильно ответили, очень много витаминов в овощах и фруктах.

Итог:

Дети осенью и зимой не хватает витаминов, организм слабеет, становится беззащитным перед болезнями. Мы часто болеем, чтобы этого не случилось нужно теплее одеваться, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, спать, есть здоровую пищу богатую витаминами ( яблоки, морковь, чеснок и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми старшей группы на тему «Традиции россиян (русские народные праздники)»

Цель:познакомить с традиционными русскими народными праздниками;учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;прививать любовь к традиционным праздникам...

Беседа с детьми старшей группы "Традиции народа"

Цель:формировать знания детей о традициях русского народа;вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества;воспитывать уважение к труду мастеров....

Конспект итогового мероприятия в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и традициям...

ООД по образовательной области "Речевое развитие". Беседа с детьми старшей группы «Обычаи и традиции казаков. Встреча Масленицы»

Духовно-нравственное воспитание  - одно из самых актуальных задач российского образования.Пристальное внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания, поиск эффективных методов,  обраще...

Беседа с детьми старшей группы на тему "Наши семейные традиции"

Беседа с детьми старшей группы на тему "Наши семейные традиции"...

Беседа с детьми старшей группы "Культура и традиции мордовского народа"

Цель:Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа....