Исследование на тему "Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

—Объект  исследования – артикуляционная моторика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
—Предмет исследования – процесс формирования артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
—Цель исследования – теоретически обосновать, провести констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты и разработать содержание логопедической работы, направленной на формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
—Гипотеза – в ходе исследования мы предположили, что эффективность коррекционного процесса по формированию артикуляционной моторики  старших дошкольников, имеющих дизартрию, будет  повышена при условии использования  специально подобранного комплекса артикуляционных упражнений и приемов массажа и самомассажа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила : Дерезина Екатерина Максимовна Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна Кпн , доцент Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Слайд 2

Введение Актуальность Объект исследования – артикуляционная моторика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Предмет исследования – процесс формирования артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Цель исследования – теоретически обосновать, провести констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты и разработать содержание логопедической работы, направленной на формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией . Гипотеза – в ходе исследования мы предположили, что эффективность коррекционного процесса по формированию артикуляционной моторики старших дошкольников, имеющих дизартрию, будет повышена при условии использования специально подобранного комплекса артикуляционных упражнений и приемов массажа и самомассажа. 2

Слайд 3

Задачи : 1) Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования. 2) Определить содержание и провести констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, направленные на развитие артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. 3) Разработать содержание логопедической работы, направленной на формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией . Организация исследования -Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад № 322 комбинированного вида» г. Красноярска. 3

Слайд 4

I этап (октябрь 2014г. - ноябрь 2014г.) Направления работы: Формирование и уточнение предмета и объекта исследования, цели, гипотезы, задач; Составление первой главы; Подбор методик для проведения констатирующего эксперимента; Составление программы формирования артикуляционной моторики; 4

Слайд 5

II этап (январь 2015г.) Направления работы: Составление второй главы, где мы провели констатирующий эксперимент и его анализ. В программу выявления особенностей артикуляционной и мимической моторики входят 9 серий заданий, направленных на обследование: 1 . С троения речевого аппарата ( Нищева Н.В) 2. Кинестетического орального праксиса ; (Архипова Е.Ф. ). 3. К инетического орального праксиса ; (Е.Ф. Архипова) 4 . Д инамической координации артикуляционных движений; (Е.Ф. Архипова) 5. Мимической мускулатуры; (Е.Ф. Архипова) 6. Мышечного тонуса и подвижности губ; (Е.Ф. Архипова) 7. Мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики. (Е.Ф. Архипова) 8. Двигательной функции челюсти (З.А. Репиной 9. Двигательной функции мягкого неба (З.А. Репиной) Бальная оценка, предложенная Архиповой Е.Ф. 5

Слайд 6

Экспериментальная группа Контрольная группа Дефекты в строении артикуляционного аппарата 90% 80% Ограниченный объем движений 60% 60% Неточное выполнение артикуляционных движений 60% 70% Повышенный мышечный тонус 60% 60% Пониженный мышечный тонус 40% 40% Слабая переключаемость артикуляционных движений 60% 40% Наличие сопутствующих движений 70% 60% Наличие саливации 40% 40% 6

Слайд 7

III этап(январь 2015г. – май 2015 г.) Направления работы: Составление логопедического представления на каждого ребёнка; Составления индивидуального плана работы; Разработка программы формирования артикуляционной моторики; Проведение формирующего эксперимента; Составление второй главы. 7

Слайд 8

Программа формирования артикуляционной моторики: Блок 1 — нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры посредством логопедического массажа. (Дьяковой , Е.А.,Новиковой Е.В ., Блыскина , И.В., Ковшикова , В.А. и др ) Блок 2 — формирование и развитие артикуляцинной моторики посредством артикуляционной гимнастики, а также артикуляционной гимнастика с биоэнергопластикой . ( Краузе Е.Н., Громовой О.Е. Куликовской Т. А., Буденной Т.В., Бушляковой Р.Г . « Биоэнергопластика » включает в себя 3 базовых понятия: био -человек как биологический объект; энергия -сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика -связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Блок 3 —нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата посредством приемов самомассажа. Упражнения для самомассажа были взяты из пособий Дьяковой, Е.А. 8

Слайд 9

IV этап (май 2015 г.) Направления работы: проведение и анализ результатов контрольного эксперимента; подведение итогов экспериментальной деятельности; оформление результатов исследования. Для проведения контрольного эксперимента мы использовали те же методы и методики исследования, что и в констатирующем эксперименте. 9

Слайд 10

Результаты формирующего эксперимента: состояние кинестетического орального праксиса улучшилось у 30 % детей; состояние кинетического орального праксиса улучшилось у 80 % детей; состояние динамической координации артикуляционных движений улучшилось у 80% детей; состояние мимической мускулатуры улучшилось у 70% детей; состояние мышечного тонуса и подвижности губ улучшилось у 80% детей; состояние мышечного тонуса языка и наличие патологической симптоматики улучшилось у 40 % детей; состояние двигательной функции челюсти улучшилось у 80 % детей; состояние двигательной функции мягкого нёба улучшилось у 60% детей . 10

Слайд 11

11

Слайд 12

Спасибо за внимание! 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данный комплект электронных презентаций предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений с целью использования в коррекционно-образовательном процессе по фо...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

«Использование интерактивной среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей ...

Статья "Взаимосвязь нарушений звукопроизношения и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

Статья "Взаимосвязь нарушений звукопроизношения и артикуляционной моторики у  детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"...